СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Информация

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Инновационные педагогические технологии"...

Тема урока "Вытынанка"
04.05.2015, 23:45
Тема урока «Вытынанки»
I. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА
Цели урока:
Предметные цели:
1. Способствовать созданию представлений о технике ажурного вырезания поделок из бумаги – вытынанках, их видах и практическом применении в быту и повседневной жизни.
2. Способствовать знакомству учащихся с одним из традиционных видов декоративно-прикладного искусства – вытынанкой и основными приемами ее выполнения;
3. Способствовать формированию представления о художественно-прикладной обработки фанеры
4. Способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических процессов.
5. Создать условия для выявления причинно-следственных связей:
I. Межпредметные цели:
1. Способствовать пониманию закономерности теории и практики
• Создать условия для выявления взаимосвязи между предметами технологии, рисовании, математикой
• Способствовать пониманию зависимости между предметами технологии, рисовании, математикой


I. Личностные цели:
1. Способствовать развитию у учащихся творческого воображения, фантазии, совершенствованию навыков работы в технике вытынанки;
2. Способствовать формированию коммуникабельных, информационных компетентностей;
3. Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса
новыми техническими словами, ее выразительности и оттенков).
4. Способность к самооценке своих интеллектуальных для труда в различных сферах.
5. Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук при разметке и вырезании, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений при работе).
6. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету «Технология».
7. Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся на теории и практике
8. Способствовать осознанию необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.
9. Способствовать воспитанию любви и уважения к искусству и традициям своего народа.
Метапредметные цели:
1. Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических и других качеств личности.
2. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
3. Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
4. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.
Профориентационные цели:
1. Обобщить у учащихся знания и сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.
2. Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.
3. Воспитывать уважение к работающему человеку.


Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база:
1. кабинет технологии;
2. компьютер;
3. мультимедийный проектор;
4. экран;
5. образцы и схемы выполнения различных вытынанок,
6. цветная бумага,
7. цветной картон,
8. ножницы,
9. клей,
10. кисточка.

Дидактическое обеспечение:
1. учебник: А.Т.Тищенко, В.Д.Симоненко «Технология. Индустриальные технологии» 5 класс Москва: «Вента-Граф, 2012
2. рабочая тетрадь на печатной основе: А.Т.Тищенко, Рабочая тетрадь 5 класс Москва: «Вента-Граф, 2012
3. сборник заданий (Приложение 1):
4. дополнительная литература (словари, справочники):
мультимедийное приложение к разделу
учебно-техническая документация (УТД) (Приложение 2):
• технологические карты (ТК): эскиз изделия
• инструкционные карты (ИК): операционная карта
• инструкционно-технологические карты (ИТК):
• информационные карты (ИфК): мультимедийное приложение
1. образцы объектов труда (Приложение 3):готовые изделия
2. образцы поузловой обработки изделий (Приложение 4); детали изделия
3. материалы для контроля знаний учащихся (Приложение 5):
• карточки-задания: Выпиливание лобзиком №13(Рабочая тетрадь)
• тесты: задание №14(Рабочая тетрадь)
• кроссворд: (Рабочая тетрадь)
Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа
с мультимедийными средствами, практические работы.


Ход урока

Этапы урока Деятельность педагога Деятельность обучающихся
Мотивационно-целевой этап I. Организационный момент 2 мин
Цель этапа:
• настройка учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний
• создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс • приветствие
• заполнение учителем классного журнала
• проверка готовности учащихся к уроку
• доведение до учащихся плана урока Личностные УУД Осуществляемые действия:
-эмоциональный настрой на урок положительный
Формируемые способы деятельности:
-проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности
Регулятивные УУД Осуществляемые действия:
-помощь учителю в проверки явки на урок
Формируемые способы деятельности:
-выявление к готовности к уроку
Познавательные УУД Осуществляемые действия:
-активное слушание учителя
-выдвижение предложений о теме урока
Формируемые способы деятельности:
- формулирования собственных ожиданий
Коммуникативные УУД Осуществляемые действия:
-слушание собеседника
Формируемые способы деятельности:
-построение понятных для собеседника высказываний
II. Проверка выполнения домашнего задания 3 мин
Цель этапа:
• установление правильности и осознанности выполнения всеми учащимися домашнего задания
• устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях
• выяснение степени усвоения заданного на дом материала
• определение типичные недостатков в знаниях и их причины
• ликвидация обнаруженных недочётов • выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса, устранение типичных ошибок
• обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися
Личностные УУД Осуществляемые действия:
-повторение ранее изученного материала
Формируемые способы деятельности:
-проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности
Регулятивные УУД Осуществляемые действия:
-контролируют правильность ответов учащихся
Формируемые способы деятельности:
-оценивают результаты по алгаритму
-адекватное восприятие оценки учителя
Познавательные УУД Осуществляемые действия:
-взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность

Коммуникативные УУД Осуществляемые действия:
- взаимодействуют с учителем во время опроса

Формируемые способы деятельности:
- продолжение развития умения исполь¬зовать простые речевые средства для пе¬редачи своего мнения
-умение полно и точно выражать свои мысли

III. Актуализация знаний 4 мин
Цель этапа:
• организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания
• актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания
• предъявить задания, близкие жизненному опыту детей
• зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний
• организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании Звучит отрывок из песни «Священная война (муз. А. Александрова, сл. Лебедева- Кумача)
Учитель: Родина… Это слово самое великое и дорогое слово для русского человека. Что такое Родина?
Учитель: На нашу Родину не раз нападали враги. И тогда на защиту вставали русские воины,они встали на защиту Родины, стали защитниками Отечества.
- Ребята кого можно назвать защитниками Отечества?
Воины не жалели своей жизни, чтобы остановить врага. Они бесстрашно сражались на земле, на море и в воздухе. Они были настоящими героями.
Воспитатель читает стихотворение Е. Евтушенко:
Не только за свою страну
Солдаты гибли в ту войну
А чтобы люди всей земли
Спокойно видеть сны могли…
Личностные УУД

Дети: Родина – это наш дом, улица, город. Это место ,где мы живем.

(солдат, матросов, летчиков) Осуществляемые действия:
-активизация имевшихся ранее знаний
-активное погружение в тему
-высказывание различных вариантов ре-шения данной проблемы
Формируемые способы деятельности:
-умение слушать в соответствии с целевой
установкой
-принимать и сохранять учебную цель и
задачу
-дополнять, уточнять высказанные мнения
по существу полученного задания
Регулятивные УУД
Формируемые способы деятельности:
Практический этап IV. Проблемное изложение нового знания 5 мин
Цель этапа:
• зафиксировать причину затруднения
• сформулировать и согласовать цели урока
• организовать уточнение и согласование темы урока
• организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала
• организовать фиксацию преодоления затруднения - Давайте вспомним, какой праздник к нам приближается?

У меня есть знакомый мальчик, которого зовут Ваня. У него прадедушка воевал. Он очень хочет сделать ему оригинальную открытку своими руками. Но не знает как?
- Давайте ему поможем. В какой технике можно выполнить открытку?
- Что мы бы могли предложить?
- Можно сделать подарок, который делается легко и просто - вытынанки.
- Вы знаете что такое вытынанка? Личностные УУД
70- летие со дня ВОВ Осуществляемые действия:
Формируемые способы деятельности:
Регулятивные УУД Осуществляемые действия:
- самостоятельное принятие решения
Ответы детей:
-поделку, открытку.
- осознание целей и задач обучения
- восприятие, осмысление, запоминание учебного материала
- осмысление темы нового материала и ос-новных вопросов, подлежащих к усвоению

Формируемые способы деятельности:
-формирование умения осуществлять по-знавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные УУД Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
V. Первичное закрепление 7 мин
Итог урока:
• зафиксировать во внешней речи алгоритм выполнения …
• организовать усвоение учащимися нового материала (фронтально, в парах или группах) Вытынанки… какое необычное слово!
Простейшей вытынанкой являются всем знакомые снежинки, которые мы часто вырезаем из бумаги перед Новым годом.
Вытынанка ( от укр. «вытинати» -вырезать) – это древний славянский вид декоративно-прикладного искусства; ажурное вырезание из бумаги, кожи, ткани, бересты, дерева.
В Белорусии называется «выцинанка, на Украине – витинанка, в Польше –выцинанка.
Искусство вырезания ажурных узоров из бумаги существует с тех пор, когда в Китае была изобретена бумага. Такой вид вырезания стал называться «цзяньчжи» Сначала вырезали драконов, позже – героев легенд, духов, бабочек, рыб, птиц, людей и цветов. Такие картинки вывешивали на окна, чтобы защитить дом от зла. В некоторых поселениях перед свадьбой украшали жилище белыми вытынанками, которые изготавливали невесты. Считалось, что лучшая невеста та, у которой самые ажурные вытынанки.
Очень давно на Украине бумажными узорами украшали полочки с посудой, стены, печи, дарили их друг другу на Рождество и Пасху. Вытынанки, искусно вырезанные хозяйкой дома, использовали вместо рушников и занавесок, украшая ими иконы в красных углах избы и окна. Как только не называли такие украшения: паучки, ужики, голубки, звёздочки, крестики, стригунцы. И только в 1913 году появилось название «вытынанка». Личностные УУД Осуществляемые действия
- осмысление темы нового материала и ос¬новных вопросов, подлежащих усвоению
- применение на практике и последующее повторение нового материала
VI. Физкультминутка 2 мин Физкультминутка
Утром бабочка проснулась (Плавные взмахи руками)
Потянулась, улыбнулась (Выполнять движения в соответствии с текстом)
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.

VII. Практическая работа 14 мин» Открытка в технике Вытынанка» с самопроверкой по эталону
Цель этапа:
• тренировать способность к самоконтролю и самооценке
• проверить умения работать по алгоритму
• организовать самостоятельную работу учащихся
• организовать самопроверку самостоятельной работы
• по результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок
• по результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха Анализ изделия по эталону (Приложение 1) Алгоритм выполнения работы.
 Какие инструменты нам сегодня понадобятся?
 Для чего нужны ножницы?
 Почему такие маленькие ножницы?
 Чтобы выполнить ажурную модель не подойдут большие ножницы.
 Какие правила работы с ножницами нужно выполнять?
 Повторение правил работы с ножницами
При выполнении вытынанки необходимо соблюдать технику безопасности с ножницами и ножом.
Правила работы с ножом
крепко держать рукоятку ножа;
использовать только хорошо заточенные ножи и инструменты;
следить, чтобы руки и рукоятка ножа были сухими;
не оставлять нож в положении режущей кромкой вверх.
Правила при работе с ножницами.
передавай ножницы в закрытом виде кольцами вперёд.
не оставляй их в раскрытом виде;
при вырезании круглых деталей поворачивай заготовку;
детали со сложным контуром можно вырезать, выполняя ряд надрезов
чтобы вырезать по одной непрерывной линии, поворачивай бумагу в разные стороны.
А также необходимо делать динамические паузы….зарядку для спины и шеи, гимнастику для глаз
-Для вырезания нашей открытки используются шаблоны и трафареты. Материалы, которые потребуются: цветная бумага; открытки; карандаш; ножницы; картон.
1) Распечатать трафарет открытки, вырезать его из картона.
2) Кладем лист бумаги на фанеру и закрепляем его при помощи скотча или кнопок, чтобы не смещался.
3) Макетным ножом аккуратно вырезаем рисунок по линиям. Для вырезания внешнего контура можно применить ножницы, внутренний контур вырезается только ножом.
4) Если видны линии карандаша, их нужно стереть.
5) Вырезанную открытку прикрепляем к цветному картону, который является фоном.

Личностные УУД Осуществляемые действия:
-проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности
- выдвижение гипотез, основанных на жиз¬ненном опыте учащихся
- восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

Формируемые способы деятельности:
-применение на практике полученных зна-ний и последующее повторение
Регулятивные УУД Осуществляемые действия:

-самоконтроль выполнения задания
-взаимоконтроль и внесение корректив учебно-познавательную деятельность
Формируемые способы деятельности:
--планирование своего действия в соответ¬ствии с поставленной задачей и условия¬ми ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане
Познавательные УУД Осуществляемые действия:
- развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятель¬ности
-усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получе-ния информации


Рефлексивно-оценочный этап VIII. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания 3 мин
Цель этапа:
• включить новый способ действий в систему знаний
• тренировать способность применять новый алгоритм действий Создать открытку в технике вытынанка Познавательные УУД Осуществляемые действия :
-отработка алгоритма по изученной теме «Выпиливание лобзиком»
-творческая переработка изученной информации поиск в традиционных источниках
-поиск в Интернет источниках и электронных книгах
Формируемые способы деятельности:
-развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
-поиск и выделение информации


IX. Уборка рабочих мест 2 мин -Наведите порядок на своих рабочих местах.
X. Рефлексия учебной деятельности на уроке 3 мин
Цель этапа:
• организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке
• организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока
• организовать проведение самооценки учениками работы на уроке
• по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности Индивидуально каждому раздается опросник, содержащий следующие вопросы:
Что нового я узнал во время урока?
Что не получилось во время урока? Почему?
Что получилось? Благодаря чему получилось?
Что надо учесть в следующий раз?
Поставь себе оценку. Коммуникативные УУД Формируемые способы деятельности:
-формирование умений полно и точно выражать свои мысли
Осуществляемые действия:
-оценка и самооценка учебной деятельности
-обобщение и систематизация знаний
-учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока



Литература:
1. Симоненко, В.Д. Программа начального и основного общего образования [Текст]: Сборник / В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 192 с.
2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СОВЕТ ПО УЧЕБНИКАМ Министерства образования и науки Российской Федерации. – [Электронный ресурс] /. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://fsu.edu.ru/p1.html, свободный. — Загл. с экрана, дата просмотра 15.05.2012г.
3. Есенкова, Т.Ф. Методические рекомендации по внедрению стандарта общего образования по «Технологии» [Текст] / Авт. сост. О.В.Атаулова; Под ред. Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. – Ульяновск:УИПКПРО, 2004. – 88с.
4. Сасова, И.А. Технология: 5-8 классы: Программы [Текст] / Сасова И.А., Марченко А.В.. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 96 c.
5. Симоненко, В.Д. Технология: программа. 5–8 классы [Текст] / авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица под ред. В.Д. Симоненко. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 148 с.
6. Атаулова, О.В. К вопросу о структурной схеме урока технологии [Текст] / О.В. Атаулова. // Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования: Материалы международной научно-практической конференции МПГУ. – М.: Изд-во «Эслан», 2003. – С. 117-119.
7. Логвинова, И.М., Копотева, Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. // УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ – № 12/2011.– С. 12-18
Категория: Всероссийский конкурс "Инновационные педагогические технологии"... | Добавил: Оля1161
Просмотров: 1207 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.8/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик