СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Информация

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Инновационные педагогические технологии"...

"Мои инновационные идеи"
25.04.2015, 21:18
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КУШВИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей
(МАДОУ № 30) г.Кушва

Педагогический проект:Творчество при восприятии музыки-«Рисование песком под музыку»

Номинация:«Мои инновационные идеи»

Составитель: Реброва Александра Николаевна, музыкальный руководитель 1 категории

Кушва-2015

Перечень представленных материалов:

1.Методическая разработка педагогического проекта;
2. Фрагмент НОД по слушанию музыкального произведения «Избушка на курьих ножках» М.П.Мусоргского из цикла «Картинки с выставки» с творческой изобразительной деятельностью - рисование песком;
3.Фоторяд к Педагогическому проекту.

Рисование песком, как нетрадиционное направление Изобразительного искусства, – необычайно выразительно и чрезвычайно популярно во всем мире. Как завораживающе действуют песочные шоу, когда под прекрасную музыку на светящемся стекле с помощью песка художники совершают почти волшебные метаморфозы. Это удивительное по восприятию зрелище нравится многим людям и оно стало доступным всем заинтересованным лицам!
Рисуя песком, как будто погружаешься в мир фантазий и сказок, причудливых образов и форм - это увлекательный процесс, который затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, одновременно вдохновляет и расслабляет. Прикасаясь к песку, можно почувствовать его сыпучесть, его движение и тепло. Погружение в приятное текучее состояние необыкновенной техники, соприкосновение с природной материей снимает стресс, любое напряжение и страхи. С помощью песка можно нарисовать и пейзажи, и портреты, и натюрморты, и абстракции.
Особенно детям нравится рисовать песком. Природная магия и податливость песка, притягивает детей с первых минут. Работая с песком под музыку задействованы одновременно слуховой, зрительный и кинестетический каналы, что позволяет воспринять этот мир непосредственно, вчувствоваться в него. Техника помогает развить тонкую моторику, что особенно полезно для детей, т.к. через стимуляцию пальцев рук развивается мозг.
Это творчество с песком в интеграции с музыкой позволит ребенку выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, выразить мечты и надежды, одновременно развивая и музыкальный вкус, и музыкальную культуру в ребенке.
Пояснительная записка
Тип проекта: педагогический
Вид проекта: познавательно – исследовательский.
Автор проекта: Реброва А.Н.
Временной масштаб: сентябрь 2014г. – май 2015г.
Участники проекта: Реброва Александра Николаевна - музыкальный руководитель, дети – старшей и подготовительной группы.
Целевая группа: дети дошкольного возраста 5-7 лет
• Проект реализуется с учетом создания обучающей деятельностно-творческой и музыкальной среды для раскрытия и развития творческого потенциала личности ребенка на основе его интересов и способностей через НОД. Развитие творческих и музыкальных способностей детей в структуре занятия по слушанию музыки в интеграции с рисованием песком под музыку.

Данный проект дополняет и расширяет задачи, поставленные в образовательной области «Художественное творчество», «Познание» и «Музыка».
Так почему я выбрала такую нетрадиционную технику рисования песком в интеграции с музыкой и как она может использоваться в непосредственной образовательной деятельности педагога? Являясь музыкальным руководителем в детском саду передо мной стала задача о внедрении нетрадиционных техник в образовательную область «Музыка» и, через определенное время, во мне созрела мысль: «а почему бы не попробовать использовать под музыкальные произведения и пьесы, на занятиях по слушанию, творчество по рисованию песком».
В первую очередь, я выделила для себя проблему в области «Музыки», а затем уже и в ИЗОдеятельности:
• актуальность развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в области музыкального развития;
• прослеживается слабое развитие творческих способностей детей в интеграции с музыкой и ИЗОдеятельности;
• слабое развитие моторики пальцев, мышления и внимания, воображения и фантазии. Борьба с психоэмоциональным напряжением.
Во-вторых, проанализировала для себя, какую же пользу может нести использование творчества рисования песком в НОД в интеграции с музыкой:
Цели:
• развитие творческих и музыкальных способностей детей в интеграции с рисованием на песке под музыку.
• Формирование у детей интереса к упражнениям с песком, посредством игровых приемов.
• Способствовать развитию мелкой моторики и активизации речевых навыков, пространственного мышления и воображения обучающихся через музыкальные занятия и творчества с песком.

На этом фоне я выделила следующие задачи и методы:

• Пробуждение интереса к занятиям с песком;
• Создание условий для творческой активности детей;
• Ознакомление детей с музыкальными классическими произведениями;
• Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования на песке под музыку;
• Развитие речи, памяти, мышления;
• Развитие тактильной чувствительности и моторики пальцев;
• Развитие пространственного восприятия через музыкальные образы;
• Развитие мышления, внимания, воображения и фантазии;
• Снятие психоэмоционального напряжения.
Формы образовательной деятельности детей в процессе реализации проекта: беседа, наблюдение, прослушивание музыкальных произведений, знакомство с техникой рисования песком, опытно-экспериментальная деятельность.
Проектирование воспитательно-образовательного процесса:
Реализация проекта «Творчество при восприятии музыки - «Рисование песком под музыку»», осуществляется:
• в НОД, (в соответствии с вариативной частью учебного плана);
• самостоятельной деятельности детей;
• совместной деятельности с семьей.
Интеграция содержания образовательных областей:
Образовательная область Задачи, содержание и средства организации образовательного процесса:
• «Познание» Развитие продуктивной деятельности песка, рассматривание, обсуждение ее результатов. Знакомство с композиторами и их произведениями. Развитие способов исследовательской деятельности, связанной с изучением песка. Формирование целостного представления о свойствах песка и образа музыки, расширение кругозора. Развитие любознательности, усидчивости.
• «Художественное творчество» Развитие продуктивной деятельности детей; развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству и музыкальному развитию.
• «Музыка» Развитие музыкальности, эмпатии, эмоциональности и восприимчивости при слушании музыкальных произведений.
Планируемый результат:

Предложение своих приёмов и способов рисования песком под музыкальные произведения и пьесы.
Применение художественных умений и знаний в процессе выполнения музыкально-творческой работы.
Развитие мелкой моторики.

Содержание проекта:
Тема: Рисунки песком под музыку.
Время: НОД
Материалы: столик-планшет для песка, песок, камушки, пуговицы, бусины, ракушки, салфетки для рук.
ТСО: компьютер, проектор, экран, видеоролик (5 минут) «Школа рисования песком «Топ,топ.Улыбка» (пескография) в интернет- ресурсе.
Формы работы: индивидуальные, групповые

План НОД:
Презентация «Рисунки на песке под музыку».
Видеофрагмент «рисунок на песке».
Практика: способы рисования, личная фантазия под музыку.
Методы: словесные и наглядные, интегрированные, нетрадиционные техники рисования песком, практические методы работы на занятии.
Система оценивания: обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности.

Этапы работы:
1 этап: накопительный
2 этап: творческий
3 этап: результат

Накопительный:
1.Знакомство детей с технологией рисования на песке;
2.Знакомство с музыкальными пьесами и классическими произведениями;
3.Использование инструментария для проведения структуры занятия по восприятию в НОД;
4.Использование техники на занятиях;
5.Фотоотчет.

Творческий:
1.Изготовление столика-планшета для рисования на песке.
2.Обучение рисования на песке под музыку.

Результат:
Использование техники рисования на песке под музыку в НОД.

Итог:
Разрешение проблем и задач возникших при использовании проекта.
Как и любое другое занятие ИЗО-творчеством, песочная живопись - развивает тактильную чувствительность и моторику пальцев, пространственное восприятие, мышление и внимание, воображение и фантазию - все это способствует гармоничному развитию личности ребенка. К этому списку можно добавить, что при рисовании песком развивается умение адаптироваться в меняющихся условиях, исследовательский интерес, познавательная активность.
Не все знают о направлении песочной психотерапии и психокоррекции? Это новый (ему не более 30 лет), но очень актуальный в наше время способ снимать психологическое напряжение, избегать депрессивных состояний, страхов и фобий, успокаиваться, гармонизировать внутренний мир, поднимать себе настроение. Уже в течение часа рисования песком стабилизируют все физические и эмоциональные процессы.
Это занятие особенно рекомендуется специалистами для гиперактивных и сверхвозбудимых детей, ведь оно помогает лучше понять свои чувства и чувства других людей, получить необходимые навыки социального общения, выработать позитивное отношение к себе и окружающим.
Во взаимосвязи рисования песком с музыкой происходит восприятие музыкальных образов в результате определенной творческой деятельности слушателя, поскольку включает его музыкально-слуховой и жизненный опыт. Воздействуя на слушателя, музыка способна вызывать радость и печаль, надежду и разочарование, счастье и страдание. И педагог должен помочь детям услышать, осознать и пережить всю эту гамму человеческих чувств, которые передает музыка. Помочь создать надлежащие условия для проявления эмоционального отклика ребенка на нее, выражая свои чувства и эмоции. Затем он подводит к осознанию содержания музыкального произведения, которое оказывает сильное воздействие на чувства и мысли детей. У них формируются навык слушания музыки, умение рассуждать о ней, давая эмоциональную оценку ее содержанию и перекладывая свои чувства, ощущения радости или грусти через творчество - рисования песком.

.

Фрагмент НОД по слушанию музыкального произведения «Избушка на курьих ножках» М.П.Мусоргского из цикла «Картинки с выставки» с творческой изобразительной деятельностью - рисование песком.
Программное содержание:
- формировать у детей эмоциональное отношение к музыке;
-способствовать развитию у детей оценочных мнений о музыке;
-расширять кругозор о композиторах (М.П.Мусоргском) и их произведениях («Избушка на курьих ножках» из цикла «Картинки с выставки»;
-развивать навыки изобразительной деятельности, умение детей передавать характер музыки в рисунке песком.
Оборудование занятия: магнитофон, записи «Избушка на курьих ножках» М.П.Мусоргский из цикла «Картинки с выставки», портрет М.П.Мусоргского, столик – планшет с песком и подручным материалом (камешки, стразы, стеклярусы).
Ход занятия:
Звучит фрагмент музыкальной пьесы «Избушка на курьих ножках» М.П.Мусоргского из цикла «Картинки с выставки». Дети под музыку с элементами движений и игры на деревянных ложках входят в зал, рассаживаются.
Музыкальный руководитель: Дети! Я очень рада видеть вас на нашем занятии. Сегодня мы с вами познакомимся с музыкальной пьесой известного нам композитора М.П.Мусорского.

(представление детям портрета композитора)
Я предлагаю вам прослушать произведение М.П.Мусоргского и определить его характер.
(прослушивание пьесы М.П.Мусоргского в записи)
Ответы детей:
-Это произведение вызывает чувство страха.
-Оно громкое и сказочное.
-Эта пьеса вызывает тревогу.
Музыкальный руководитель: вы правильно сказали.
Пьеса "Избушка на курьих ножках" была написана по рисунку Гартмана, на котором были изображены часы в виде избушки Бабы яги.

(представление детям рисунка Гартмана).
Фантазия композитора оказалась щедрой. В эскизе художника он увидел целую сценку в духе русских народных сказок, где есть и фантастический полет Бабы-Яги, и чудеса глухого таинственного леса.
В пьесе три части. Первая и третья изображают полет Бабы-Яги, а средняя - картину дремучего сказочного леса. Музыка начинается с сильных и резких звуков - это удары клюки Бабы-Яги. Впечатление чего-то фантастического, страшного далее еще больше усиливается полетом Бабы-Яги в ступе. "Пестом погоняет, метлой след заметает" - так говорится в народных сказках.
В вихре звуков вырисовывается энергичная, лихая мелодия дикой пляски.
Но вот вихрь стихает. Баба-Яга возвращается в свою избушку в дебри заколдованного леса. Начинается средняя часть пьесы. Характер музыки здесь совсем иной - глухой, таинственный, настороженный, более сдержанный темп. Так и кажется, будто сейчас увидишь лесную "нечисть". Вскоре, однако, все умолкает и воцаряется зловещая тишина.
Музыкальный руководитель: Ребята, вам понравилась эта пьеса? (ответы детей)
А сейчас я предлагаю поучаствовать в изобразительной деятельности с песком под эту пьесу. Кто первый из вас разгадает заданную мной загадку, тому посчастливиться передать всю картину нашей пьесы песком.

В глухом лесу в своей избушке
Совсем одна живет старушка.
Метлой она не пол метет,
Метла - старушкин самолет!
(Ответы детей. Первый ребенок разгадав загадку, выходит к столику - планшету).
Музыкальный руководитель: А теперь давайте еще раз послушаем эту таинственную сказочную пьесу, а Вероника нам попробует передать эту музыкальную сказку на рисунке песком.
( Творческая работа ребенка под пьесу).

Музыкальный руководитель: Замечательно, теперь все дружно подойдем к столику, и нам Вероника расскажет и покажет, что она изобразила на картине из песка.
(рассказ и пояснение ребенка о своей творческой работе)
(В заключении структуры непосредственной образовательной деятельности обобщается еще раз пройденный материал. Подводятся итоги занятия ).

Итоговый показатель
Опыт работы показал, что использование творчества- рисования песком в интеграции с музыкой, дает положительные результаты:
- у детей значительно возрастает интерес к занятиям;
- воспитанники чувствуют себя более успешными;
- в НОД по слушанию нет места монотонности и скуке;
Наблюдение позволило установить динамику развития проявления эмоциональной отзывчивости у детей от эмоционального интереса, выразившегося в любопытстве, любознательности, к эстетическому соᴨереживанию и наслаждению, к активному проявлению эстетических оценок и суждений, к свободному и творческому самовыражению своего эмоционального состояния, развитию мышления, внимания, воображения и фантазии, снятию психоэмоционального напряжения через музыкальную импровизацию и рисование песком под музыку.
Интеграция различных видов искусств дает возможность ярче проявить себя в творчестве, помогает ощутить свои возможности и укрепляет веру в успех. Слушая музыку на занятиях и развивая в ребенке музыкальность, педагог предоставляет ему свободу выражения, интеллектуальную и эмоциональную раскованность.
Самое главное для педагога - это результат его работы. Как приятно видеть, когда давая характеристику тому или иному произведению, дети, не задумываясь, называют его композитора, свободно употребляют музыкальные термины, классифицируют музыкальные инструменты народного и симфонического оркестров, перекладывают свои эмоциональные впечатления в рисунке песком владея техникой передачи рисунка на песке. И как радуется сердце, когда педагог видит, что его воспитанники приблизились к неиссякаемому источнику мудрости и красоты.

Примерный репертуар музыкальных произведений для рисования песком:
Мировая музыкальная классика имеет целый пласт так называемой «детской музыки» - произведений, предназначенных для слушания и исполнения детьми, например, цикл детских пьес Р. Шумана, П. Чайковского, С. Прокофьева и др. Дошкольникам понятна музыка, воплощающая образы природы. Слушая такую музыку, дети прекрасно чувствуют, что хотел выразить в ней композитор, рисуют в своем воображении картины природы:
• Концертный цикл А. Вивальди «Времена года»,
• «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига,
• «Подснежник» (апрель),
• «Белые ночи» (май),
• «Баркарола» (июнь),
• «Осенняя песня» (октябрь) из фортепианного цикла п. И. Чайковского «Времени года»,
• «Океан-море синее» - вступление к опере «Садко» Н. А. Римского-Корсакова и т. д.

Прекрасно воспринимают детьми музыкальные произведения, рисующие сказочных персонажей:
• «В пещере горного Короля» и «Шествие гномов» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига,
• музыкальные характеристики белочки, тридцати трех богатырей и Царевны-Лебедь из оперы «Сказка о царе Султане» Н. А. Римского-Корсакова,
• «Гном» и «Избушка на курьих ножках» «Баба-Яга» из цикла «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского,
• «Кикимора» А. К. Лядова и т. д.
Дети легко воспринимают музыку, рисующую образы животных и птиц:
• Пьесы из цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санса,
• «Песня и пляска птиц» из оперы «Снегурочка» и «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Султане»,
• «Песня жаворонка» (март) из фортепианного цикла П. И. Чайковского «Времена года» и т.д.

Важно, чтобы дети, слушая программную музыку, учились раскрывать ее выразительные возможности, различали эмоции и настроения, выраженные в произведении, и смогли перекладывать всю выразительность эмоций в творчестве с песком!
Несколько важных правил совместного рисования песком с ребенком:

1) Ребенку нужно лишь предлагать варианты игр и заданий, а не заставлять его следовать строгой программе.

2) Структура занятия должна быть адаптирована под интересы самого ребенка.

3) Создавайте пространство для его самовыражения, а не устанавливайте жесткие рамки и правила.

4) Цените его инициативу и мнение, но не молчаливое согласие с Вами.

5) Стимулируйте развитие творческих ситуаций вопросами, но не готовыми ответами.

6) Поддерживайте ребенка в поиске своих собственных нестандартных решений на поставленные Вами задачи.

7) Цените природную мудрость ребенка и его уникальность, но не учите его «быть таким как все».

Рекомендации для родителей:
Что нужно для рисования песком в домашних условиях?
1) Песок.
Песок можно «накопать» даже в песочнице во дворе, можно набрать на пляже, либо приобрести в магазине. Тщательно его просеять, промыть, прокалить в духовке (в течении 1-2 часов). Только после этого – можно предложить его для использования. Было бы здорово найти крупный речной, морской песок – разных оттенков, размеров частичек и структуры. Но это совсем не обязательно. Вместо песка можно использовать соль, манку, молотый кофе.
2) Столик - планшет для рисования песком (с подсветкой) можно сделать и в домашних условиях.
С мини-руководством по изготовлению столика (планшета) для рисования песком дома можно ознакомиться по ссылке: http://astersoft.net/urok-risovanija-5-risovanie-peskom-pesochnoe-shou-v-domashnih-uslovijah (Урок рисования №5. рисование песком – песочное шоу в домашних условиях!)

Еще один способ приготовления планшетного столика из непригодного аквариума: убираются все боковые стекла и на их место вставляются фанера ДВП, а сверху, также помещается ОРГстекло, а во внутрь столика помещаем подсветку…
Когда столик с песком готов, можно начинать рисовать (рисовать можно под приятную музыку в полумраке. Тогда появится незабываемая атмосфера волшебства и сокральности, например альбом «Эффект Моцарта» специально для «мечты и рисования»).
Также можно использовать секреты ароматерапии: ароматы мандарина, кедра, лаванды, грейпфрута, пачули способствуют гармонизации личности и творческому развитию.

Интересные идеи для рисования песком с ребенком:
С помощью песка можно воссоздавать живописные картинки, песочные анимации, одну за другим воссоздавая сказки и интересные истории. Развивается и познавательная активность у ребенка, где можно поучаствовать в «путешествии» по разным странам, познать о том, какие люди, животные и растения там живут.
Для более выразительных пейзажей, можно использовать декоративный материал - стразы, камешки, стеклярусы, гипсовые поделки, искусственные цветочки. Они помогут разнообразить занятия рисованием на песке.

Таким образом, созданные в этих несложных правилах творческие занятия рисованием песком помогут воспитать настоящую одаренность!

Используемая литература:

1. Ветлугина Н.А.Методика музыкального воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 1989-270с.
2. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 320 с.
3. Кирнарская Д.К. Музыкальное восприятие. М., 1997 г., с.138;
4. Мариелла Зейц «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница»: [адаптированный перевод с англ.] — М.: ИНТ, 2010 — 94 с.: ил.;
5. Савельев Г.В. Волшебный мир музыки / Г.В. Савельев // «Пралеска» 2002. №10. с.9-15;
6. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по песочной терапии», СПб, «Речь»;
7. u-sovenka.ru Урок рисования №5. Рисование песком – Песочное шоу в домашних условиях;
8. Ходонович С. Музыкальное творчество и игровая деятельность / С. Ходонович // Пралеска 2000 г., №3, с.15- 21

Ссылки на используемый материал в интеренет-ресурсы:

1. http://u-sovenka.ru/Materialyi/UROKI-RISOVANIYA-DLYA-DETEY/risovaniepeskom.html

2.http://tobemum.ru/poleznoe/risuem-peskom-na-stekle/

3. http://mas-te.ru/umelye-ruchki/svetovoj-stol-dlya- risovaniya-peskom/

4. http://malutka.net/klassicheskaya-muzyka-dlya-detei

5. http://doc4web.ru/izo/vneuchebnoe-zanyatie-po-izobrazitelnoy-deyatelnosti-risunki-na-p.html
Категория: Всероссийский конкурс "Инновационные педагогические технологии"... | Добавил: soyuz09-37
Просмотров: 1553 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик