СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Информация

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Интегрированный урок как средство развития познавательного интереса"...

Интегрированный урок по литературе на экологическую тему с использованием ИКТ.
09.10.2015, 13:31
Интегрированный урок в 11 классе
«Экология природы-экология души»

Цели:
Образовательная: показать взаимосвязь нравственности личности и состояния окружающей среды.
Развивающая:
-развить элементы интегративного мышления учащихся с помощью умения работать с литературными источниками в процессе групповой деятельности;
-развить организационные компетенции: ставить цели самообразовательной деятельности по разрешению поставленной проблемы и планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами;
-развить у участников группы навыки сотрудничества, презентационные, оценочные умения и навыки;
-развить коммуникативные компетенции: вести дискуссию, быть корректными к мнению других, находить приемлемые решения при наличии разных точек зрения.
Воспитательная: воспитать основы экологической культуры, проявляющейся в чувстве ответственности за свои поступки, активной жизненной позиции.

Оборудование:
ноутбуки,
проектор,
тексты художественных произведений: В. Распутин “Прощание с Матерой”, В. Астафьев “Царь-рыба”, Ч. Айтматов “Плаха”,
презентация,
раздаточный материал.

Вид занятия: комбинированный урок

Тип занятия: интегрированное с использованием ИКТ.

Форма занятия: групповая.

Структура урока:
Организационный момент.
Мотивационное начало.
Актуализация знаний.
Работа в группах.
Выступление групп.
Обсуждение.
Рефлексия.
Домашнее задание.

Ход урока.

Организационный момент
Приветствие учащихся, проверка готовности класса к занятию.

На экран выведены эпиграфы (Приложение1,слайд 2)
« Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды».
Р.Рождественский.

« Сам человек только в зеркале природы может увидеть своё настоящее лицо».
М.Пришвин.

Мотивационное начало

Слово учителя: Сегодня у нас интегрированное занятие, на котором мы попытаемся совместить знания из области экологии и литературы. И начать это занятие мы предлагаем с просмотра фильма (Демонстрация фильма – Приложение 2).
Наше занятие мы назвали « Экология природы-экология души».
Как, по-вашему, о чем пойдет разговор? Что мы должны узнать? Как вы понимаете, что такое «экология природы» и «экология души»? Как бы вы сформулировали цель нашего занятия?
(Учащиеся отвечают на поставленные вопросы).

(На экран проецируется цель занятия.) (слайд 3)

Актуализация знаний

Учитель: За всю историю своего существования человек относился к природе потребительски, нещадно эксплуатируя ее. Это не могло не сказаться на состоянии окружающей среды. Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки. В настоящее время сложилась ситуация, когда мы говорим уже о глобальных экологических проблемах. Давайте назовем их.
(Учащиеся называют глобальные экологические проблемы)

Итак, в центре сегодняшнего урока - проблема взаимоотношений человека и земли, человека и природы.

Писателям, поэтам, журналистам в борьбе с экологическими катастрофами, в борьбе за осознание человеком своего родства с природой принадлежит ведущая роль.

Стихии (земля, вода, воздух, огонь) всегда занимали видное место в художественном познании человеком самого себя. От «Слова о полку Игореве» до современной «деревенской прозы» наша литература связывала жизнь русского человека с жизнью природы, земли. Тема « Человек и природа, человек и земля» занимала основное место в литературе 19 века: природа воспринималась русскими писателями не только как пейзаж, формирующий эстетический вкус, - с ней связывались нравственные начала, формирующие личность человека.

Писатели 20 века раскрывают эту традиционную для русской литературы тему по-новому: сфера отношений человека с землей, с природой включается в общий философский вопрос о правде и неправде, любви и ненависти, жизни и смерти.

Нравственный критерий героев Виктора Астафьева, Фёдора Абрамова, Валентина Распутина, и др. во многом связан с жизнью природы и определяется отношением к ней. Почему? Да потому что назрела необходимость разобраться в причинах экологических катастроф. Как писал Фёдор Абрамов: « раньше мы решали два уравнения - что такое хорошо и что такое плохо? Теперь появилось третье уравнение: что такое ничего? Вот перед какой реальностью мы встали».

Именно такая категорическая постановка вопроса и двигает дело мертвой точки, как в жизни, так и в литературе. У поэта Максимилиана Волошина есть строки, тревожащие душу, но заставляющие задуматься каждого над тем, в какую бездонную пропасть мы можем скатиться, и что будет ждать нас на дне её, если мы срочно не примем меры для спасения нашей земли с ее прекрасной природой, следовательно, и для своего спасения!
(слайд 4)
Машина научила человека
Пристойно мыслить, здраво рассуждать.
Она ему наглядно доказала,
Что духа нет, а есть лишь вещество,
Что человек такая же машина,
Что звездный космос только механизм
Для производства времени, что мысль
Простой продукт пищеваренья мозга,
Что бытие определяет дух,
Что гений - вырожденье, что культура
Увеличение числа потребностей,
Что идеал -
Благополучие и сытость,
Что есть единый мировой желудок
И нет иных богов, кроме него.

Да, планета в опасности! В опасности потому, что, стремясь к прогрессу, мы не задумываемся, какими путями мы идем к нему. Поэтому назрела необходимость задуматься над вопросом: в чем наша ошибка? Что мы делаем не так на пути к прогрессу? Как это отразится на нас с вами?
Внимательно прочтите вот это четверостишие (слайд 5), найдите в нем ключевые слова (земля, люди, прости, груз совести, обидели).

Какое понятие объединяет эти слова? (ответы учащихся)

Как вы понимаете, что такое «нравственность»? (ответы учащихся)

Толковый словарь Ожегова дает такое толкование понятию «нравственность» (слайд 6).
Проблемы нравственности и духовности стояли перед человечеством с древнейших времен. Всегда ценились такие качества личности, как доброта, сострадание, уважение, любовь. Подтверждение чему мы находим в различных исторических и литературных источниках.

Ведь именно в литературе, как в зеркале, отражается все происходящее в человеке, с человеком и в окружающем его мире. Мы с вами познакомились с произведениями, где поднимаются проблемы экологии и нравственности. Вспомните и назовите эти произведения. (Сообщения подготовленных учащихся)
1 учащийся.
Валентин Распутин. «Прощание с Матерой».
Валентин Распутин - из тех немногих прозаиков семидесятых годов, кто вызывает уважение, как у широкой публики, так и у литературной критики, независимо от политической ориентации.
Изобразительная сила его первых сочинений была так сильна, что и по сей день ставит Распутина в число классиков русской литерату¬ры XX века.
У Валентина Распутина больше, чем у других писателей, выражена отчетливая учительная интонация, осознание миссии писателя как воспи-тателя и духовного руководителя народа, что, возможно, и делает его прозу невостребованной.
Хотя литературная премия Александра Солженицына за 2000 год, присужденная Валентину Распутину с формулировкой – « за пронзительное выражение поэзии и трагедии народной жизни в сращенности с русской приро¬дой и речью, душевность и целомудрие в воскрешении новых начал» - подтвердила его высокий писательский статус.
«Говорить сегодня об экологии - это значит говорить не об измене¬нии жизни, как прежде, а об ее спасении» - сказал Валентин Распутин еще в 1989 году. В биографии Распутина было много общественных действий, направленных на спасение природы - и защита Байкала, и борьба против поворо¬та северных рек, и протест против ликвидации «неперспективных дере¬вень».
Но наибольшую степень воздействия на общественное сознание оказа¬ла повесть «Прощание с Матерой», которая перевела стрелки часов со¬ветской литературы и стала знаменатель¬ным литературным событием не только семидесятых годов, но и всей русс¬кой литературы советского периода.
В повести идет речь о затоплении обжитого острова с деревней Ма¬терой перед пуском крупной электростанции на Ангаре.
Последние дни и ночи Матеры - разор кладбища, сжигание опустевших изб - для Дарьи и других старух все равно, что «край света», конец всему. Чувство вины перед разоренными могилами перерастает в горькое недоумение, в мысли о непонятной судьбе, об ее ускользающем смысле, о судьбе, что идет «не своим ходом», а словно бы кто-то ее тащит и тащит.
Санитарная очистка кладбища перед затоплением, по сути, обыденна: так сгребают во дворе мусор, чтобы сжечь. Но чем обыденнее все это, тем страшнее: здоровые мужики в брезентовых спецовках, чужие, как при-шельцы, сваленные как попало кресты, пирамидки с фотографиями, холмики голых могил.
Смешалось необходимое и кощунственное.
Сам автор понимает и необходимость строительства электростанций, и неизбежность затопления деревень, подобных Матере.
В любой области жизни прогресс знаменует не только обретения, но и потери - такова диалектика истории. Нужно только, чтобы потери не перевесили приобретения. Прощаться надо, без него нет движения, вопрос в том, как прощаться, беспамятно или по-человечески, не забыв взять с собой все то ценное, что выработали поколения людей до нас.
В повести Распутина встает проблема «чистоты перевода» общегосударственных целей во благо каждого человека, и, напротив, интересов конкретных людей - в интересы государства.
«Недоброкачественность» этого перевода - главная нравственная проблема повести.
Оплакивая свои избы, родны могилы, свой остров, эти старухи, а вместе с ними и писатель, прощаются со старой русской деревней, исчеза¬ющей в водах времени.
И не случайно так высоко берет Дарья в своих вопросах - вопрошани¬ях, обсуждая едва ли не все нынешнее человеческое жизнеустройство, пы¬таясь постичь тайны земного существования человека. Уже одно это вво¬дит частный случай с Матерой в контекст нашего исторического времени с его экологическими проблемами, беспокойством о дальнейших путях циви-лизации, о приобретениях и потерях современного человека.
Недаром, несмотря на добротную реалистическую канву, «Прощание с Матерой» представляет собой во многом повесть - миф, в основе которого лежит библейское предание о Великом потопе, а погибшая сибирская де-ревня Матера в мифологическом плане оказывается моделью мира.
«И - органичнейшие черты его творчества: во всем написанном Рас-путин существует как бы не сам по себе, а в безраздельном слитии: с русской природой и с русским языком. Природа у него - не цепь картин, не материал для метафор, - писатель натурально сжит с нею, пропитан ею как часть ее. Он - не описывает природу, а говорит ее голосом... Дра-гоценное качество, особенно для нас, все более теряющих живительную связь с природой», - сказал А.И.Солженицын при вручении премии Валентину Распутину 4 мая 2000г.
2 учащийся.
Роман «Буранный полустанок»(другое название «И дольше века длится день…») - одна из вершин творчества Чингиза Айтматова. Значимость и актуальность этого произведения могут быть по-новому оценены сейчас, в водовороте новых событий.
Сложный организм романа несет много мыслей, метафор. Можно услов-но выделить две главные: первая из них несет мысль об исторической и нравственной памяти человека и человечества, вторая - о месте человека, человеческой личности, индивидуальности в обществе, в мире, в природе.
Легенда о пастухе - манкурте становится эмоцио¬нальным и философским стержнем романа. Фантастическая линия, связанная с противостоянием Земли и инопланетной цивилизации, придает скрытым и явным параллелям романа законченность и завершенность.
Айтматов пишет, что гуманизация - залог эволюции мира, его проц-ветания. Современный человек совершенно отчетливо видит трагический парадокс: человеческий гений, которому вот уже столько лет поют вос-торженные панегирики, создал оружие собственного уничтожения. Малейшее разногласие, малейшие неполадки в системе контроля - и мир будет уничтожен.
Ядерными полигонами, зондами, разрушающими озоновый слой, человек убивает природу, как манкурт - свою мать.
Без деклараций и громких слов проводит Айтматов идею взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы: стоит вспомнить потрясающую сцену запуска ракет-роботов, когда человека, верблюда и собаку охваты-вает единое чувство смятения и ужаса - живого перед неживым.
Поразительно мастерство Айтматова как живописца природы и живот-ных. Одухотворенными «по-толстовски» и «по-толстовс¬ки» реалистично живут в романе не только люди, но и растения и живот¬ные, сама степь вокруг Боранлы, умная белая верблюдица Найман-Аны из легенды, безымянный коршун-белохвост и верный Едигею пес Жолбарс, и, конечно, верблюд Каранар, который выписан очень ярко и зримо, он поч¬ти очеловечен.
Критики писали, что по силе изображения Каранар может быть пос-тавлен в ряд с толстовским Холстомером или бунинским Чангом.
Роман «Плаха» утверждался в современной литературе в атмосфере полемических страстей, вызвал широкую волну читательских и критических отзывов.
В «Плахе» поднята не просто сама по себе проблема наркомании, алкоголизма, писателя, прежде всего, волнует внутреннее, духовное состоя¬ние человека, проблема будущего молодого поколения, его нравственной основы. В «Плахе» Айтматов первый объективно и даже с симпатией написал о верующем молодом советском человеке.
Ничто высокое, человечное не дается просто так, за все надо платить - порой, очень дорогой ценой. В жизни все больше становится гонцов - за анашой, за деньгами, за карьерой, славой, властью. За человеческими жизнями. И существует ли такая молитва, которая сможет остановить эту гонку? И кто ее сложит в мире, где волки - лучшие из людей?
Историю семейства волков критики всегда рассматривали как экологическую составляющую романа.
В «Плахе» образ волков трактуется нетрадиционно. Это не антипод человека, внушающий страх, а естественное и необходимое звено в вечной круговороте жизни и смерти. Охотиться на живых существ волкам предназ¬начено природой, но они не жестоки. Так откуда вражда? В чем роковая ошибка? И так ли неотвратим ход событий? Ответы на эти вопросы следует искать сфере человеческих отношений, нравственно-философской, социаль¬ной линиях романа.
«Плаха» - это новое знание, выработанное для того, чтобы помочь современному человечеству понять прежде всего себя, дать себе отчет в своих плюсах и минусах. Самое главное - осознать грозящую опасность не только и не столь¬ко от ядерной катастрофы, сколько от самой духовной деградации человечества. Жизнь с духовным потенциалом, близким к нулю, страшнее мистического конца света.
Проблема единства природы и человечества воплощена в «Плахе» сильно и выразительно.
До сих пор мы считали основой нашей деятельности заботу об улуч-шении человеческого существования. И постепенно привыкли увязывать все содержание понятия «гуманность» с лозунгом: «Все для человека и все во имя человека». Этот лозунг привел к линии «господства человека над природой», и мир ополчился на человека - своими ливнями и засуха¬ми, градобитиями и вулканами, неурожаями и пожарами. Человек, уже бес-сильный перед миром и перед самим собой, бросился на своего сородича.
Трагедия Бостона - это не только трагедия его семьи. На этом при¬мере Айтматов высказывает более глубокую мысль: зло, совершенное здесь и сейчас, может обернуться трагедией совсем в другом месте, необ¬думанное вмешательство в жизнь природы не сегодня, так завтра обернет¬ся тупиком для всего человечества.
Поэтому забота обо всем окружающем - веление времени, все, созданное природой, имеет право на жизнь. Са¬мо улучшение человеческого бытия усматривается Айтматовым в рациональ¬ном отношении к природе, в самоотчете человека перед самими собой и людьми. Историей дано человеку быть разумным и отвечать за всю вселен¬ную. Он сам - бог, творец истории, и должен позаботиться о данном ему мире природы.
Уничтожение животных в Моюнкумской саванне с этой точки зрения есть предупреждение: вместе с уничтожением природы происходит и процесс уничтожения природного начала в самом человеке, и, может быть, следующая очередь - его самого.

3 ученик.
Сергей Залыгин. «После бури». «Экологический роман».
«Нам не привыкать к потерям, но только до тех пор, пока не наста¬нет момент потерять природу - после этого терять уже будет нечего... Литература долгое время была антропоцентрична, но теперь часто возни-кает необходимость в том, чтобы она становилась все более и более при-родной»- писал Сергей Залыгин, ветеран российской словесности, главный редактор «Нового мира» времен перестройки.
Сергей Залыгин - один из немногих писателей старшего поколения, сумевших соединить литературное слово с практическим делом. Он был среди активных противников поворота северных рек, бил тревогу по по-воду строительства ГЭС на равнинных реках, критиковал мероприятия по мелиорации, проектировки Нижне-Обнинской ГЭС, строительства ленинградской дамбы, гибели Арала...
Еще в первом своем романе «Тропы Алтая» писатель размышлял о вза¬имообусловленности жизни людей и бытия природы.
Центральный герой романа Залыгина 80-х г.г. «После бури» Петр Васильевич Корнилов по своим убеждениям - натурфилософ. Его заветная мечта - открыть идею, равно притягательную и равно обязательную для всей человеческой цивилизации.

Не классовую, ибо классы заведомо раз¬личны, не религиозную, ибо у каждой религии свои боги, не политическую, ибо политика уж точно разделяет и обособляет людей, а универсальную, соборную, превыше наций, сословий, групп. А это, по мысли Корнилова, может быть только одно: «Ну, конечно, природа! Только ее и нельзя исключить из своего сознания, все остальное можно!».
«Тропы Алтая» еще не отделились от романтического кокона. Тут все дышит надеждой на обретение общего языка, на согласие между людьми и лесами, водами, землей.
«После бури», особенно в своей экологической части - это призыв спохватиться, опомниться, вплоть до грозных эсхатологических проро-честв.
«Экологический роман» (Новый мир .- 1993.-№12) помечен знаком беды, разочарованием и усталостью, уже не предчувствием, а сознанием катастрофы.
Потому что между прежними произведениями и «Экологическим рома-ном» случился Чернобыль. Это не просто чрезвычайное происшествие, не частный случай современности, это «сама современность, это чернобыль-ская действительность экономики, нравственности, государственности, общественной жизни, не говоря уже об экологии». Колокол судьбы, пос-леднее предупреждение расплата и возмездие.
Чернобыль в «Экологическом романе» не только глобальная траге¬дия, но и символ нашей вины перед праматерью- природой, слепоты ума, завороженного фетишами технического прогресса.
Базовый конфликт романа кажется простым, знакомым, многократно проговоренным и в литературе, и в публицистике, и с высоких политичес-ких и общественных трибун. Человек то борется с природой, будто с вра-гом, то смотрит на природу как на свою неотъемлемую собственность, бездумно уничтожая самую основу своего физического и духовного су-ществования.
И опаснее всего оказывается государство: собственник безличный, ограниченный буквально и единственно своими государственными граница¬ми.
«Экологический роман» подчеркнуто исповедален, главный герой, гидролог Голубев - второе «я» автора.
Еще работая на гидрометеостанции в Салехарде, Голубев столкнулся с процессом, а впоследствии и с останками так называемой Пятьсот пер¬вой стройки - грандиозное сталинское строительство заполярной железной дороги на случай войны с Америкой - безумный маниловский проект: тундра не держала рельсов, не говоря уже о поездах.
Железнодорожная колея вдоль Полярного круга - концентрированное выражение абсурдности многих технических начинаний человека.
Со смертью вождя зачах и его искусственный замысел. Но от несостоявшегося проекта остались не только бараки - остался принцип. Главное - инициировать, начать, не забивая себе голову предсказаниями последствий. Принцип, который и « без Сталина был жив-живехонек, в от-ношении людей к природе - прежде всего».
Голубев, а вместе с ним и Залыгин, представительствуют в романе от лица науки, но той науки, которая не забывает об инстинкте самосохра-нения человека и человечества, которая стремится не к дроблению и рас-пылению знаний о мире, а к их слиянию, синтезу, к целостности восприя-тия сущего.
«Антиприродное начало» потому страшно, что творит ложную действительность. Оно образует вокруг себя мир, точнее - антимир мнимых, искаженных величин. Оно вырабатывает и свою систему ценностей, и свою идеологию, и свои правила игры. И тогда реки перестают быть природой, они становятся постановлениями, решениями, программными разработками, протоколами и докладами. Здесь, в этом опрокинутом мире, командовали не природные законы существования, а политические установки. Наркотик такого мира - гигантомания. Если стройка, - то века. Если плотина, то высотная. Если энтузиазм, то бьющий через край. Если планы, то истори¬ческие.
Олицетворением этого опрокинутого мира в романе выступает моно-польная система, замкнутая наподобие всесильного концерна, обозначен-ного в романе под названием «Киловатт- час», действующая во имя собс-твенных интересов, сама перед собой отчитывающаяся и самой же себе отпускающая грехи.
Она - внеэкологична, разорительна, разрушительна, абсурдна.
Когда-то Александр Солженицын писал в рассказе «Утенок»: «И в чем тут держится душа? Не весит нисколько, глазки черные - как бусинки, ножки - воробьиные, чуть-чуть его сжать - и нет... А мы - мы на Венеру скоро полетим. Мы теперь если все дружно возьмемся - за двадцать минут целый мир перепашем. Но никогда! - никогда, со всем нашим атомным мо-гуществом мы не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать - не смонтируем вот этого невесомого жалкенького желтенького утенка...»
В «Экологическом романе» показаны ужасающие масштабы растраты «немонтируемой природы».

Апофеозом такого покорения и использования природы стала радиоактивная после Чернобыля река Припять, чьи берега, обремененные обиль¬ной, гипертрофированной жизнью, напоминают рай, то есть загробный мир.
Голубев уже ощущает грядущую остановку, заболачивание времени. Грандиозные проекты преобразования природы рассматриваются всеми не как реальные дела, а только как «начинания», главное - начать, что будет дальше, не очень важно. И среди людей уже возникают психологи-ческие типажи - заготовки для будущих «новых русских». Родной сын Го-лубева Алексей, уже представляет собой образец «частичного» человека: «Я когда-то, лет двадцать тому назад, один час шестнадцать минут ду¬мал и пришел к выводу: все плохое и все самое трудное - не мой воп¬рос, не моего ума дело. Вот и экология - да разве она моего ума?».
Этот нарождающийся тип человека мыслит принципиально только в пределах собственной досягаемости и живет с ощущением, что мира за горизонтом не существует.
Роман Залыгина лишен утешительных иллюзий. Он проникнут если и не безверием в че¬ловека, то сильным скептицизмом по отношению к нему. К его здравому смыслу, к его способности обуздать свои аппетиты потребителя, осознать себя частью природы, которую он губит.
Открытый финал, открытые вопросы: что же дальше? на что надеять¬ся? кто спасет и Россию, и русскую природу?
Спасения, повторим вслед за Распутиным, «негде больше искать, как в человеке. Это ненадежное место, но другого и вовсе нет».
Работа в группах
Сейчас вам предстоит работать с текстами некоторых из этих произведений (Приложение 4).

Ваша задача: внимательно прочитать текст, найти в нем проблемы экологии и нравственности, выявить авторскую позицию. Обсудить это в группе и по истечении 15 минут выступить с результатами работы.

(Учащиеся обсуждают тексты в группах).
Выступление групп

(Учащиеся выступают с результатами своей работы).
Обсуждение
Мы прослушали выступления групп, давайте подведем итоги.
Что объединяет все эти произведения?
Кто является источником названных вами проблем?
Между кем или чем возникают конфликты?
Кто из героев является носителем нравственности в повести «Прощание с Матерой»?
Как описывает автор чувства и переживания волчицы в романе «Плаха»?
(Ответы учащихся)

Учитель:

Человек – это царь природы.

С самых древних ещё веков

Покорил он леса, и воды,

И мышей, и могучих львов.

Любая жизнь ценна, прекрасна, дети.

И, наблюдая, думаем подчас,

Что на большой и голубой планете

Не можем мы без них,

Или они без нас?

Ответьте, пожалуйста, на вопросы (слайд 9)
(ответы учащихся)

Учитель: «Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди» (Б. Шоу).

А что значит жить как люди? (варианты ответов учащихся).
Рефлексия
Учитель: Заканчивая наше занятие, мы предлагаем вам ответить на вопросы: (слайд 10)
Что мы сегодня узнали? Поняли?
Что сегодня на занятии было наиболее сложным? Самым лёгким?
Что получилось? Не получилось?
Что вам понравилось на занятии?
Что не понравилось?
Какой этап занятия для вас был наиболее интересным?
Что изменилось в ваших представлениях в результате сегодняшнего занятия? И т.д.
Учитель: Закончить хотелось бы просмотром еще одного фильма, который покажет всем нам, что мы можем потерять, если будем вести себя на планете Земля как пришельцы . (Приложение 3)
Домашнее задание
Написать сочинение-рассуждение на тему «Земля подарила тебя миру, и ты подари Земле мир», основываясь на произведениях художественной литературы и других фоновых знаниях. (слайд 11)
Список использованной литературы и средств Интернет.

1. Айтматов Ч. Белый пароход: Повесть. И дольше века длится день
( Буранный полустанок). Роман.- М.: Худож. лит., 1988
2. Айтматов Ч. Плаха .- М.:Известия, 1990
3. Астафьев В. Царь-рыба.- М.:Современник, 1984
4. Залыгин С. После бури .- М.: Худож.лит, 1988
5. Залыгин С. Экологический роман \\ Нов.мир.- 1993.-№12
6. Распутин В. Повести.- М.:Просвещение, 1990
7. Агеев А. Распутин новый и старый // Знамя.- 1999.-№6
8. Чубинский В. И снова о "Плахе" // Нева.-1987.-№8
9. Славникова О. Старый русский: поздняя проза Сергея Залыгина// Нов. мир.- 1998.-№12
10. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2000.
11. http://www. ru.wikipedia.org/
12. http://school-collection.edu.ru
Категория: Всероссийский конкурс "Интегрированный урок как средство развития познавательного интереса"... | Добавил: drojalinairina
Просмотров: 807 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик