СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Информация

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Интегрированный урок как средство развития познавательного интереса"...

Интегрированный урок по литературе и истории в 11 классе
[ Скачать с сервера (1.37Mb) ] 20.11.2014, 22:17
Автор
учитель русского языка и литературы
Миронова Любовь Леонидовна
МОУ "Киришский лицей"
г. Кириши Ленинградской области
2014 год

Интегрированный урок по литературе и истории в 11 классе по теме:
«Три цвета гражданской войны»

Цели урока:
1. Показать, что в любой войне главное место занимает человек.
2. Вместе с учащимися осмыслить трагизм гражданской войны 1918-1920 гг., которая по-разному отразилась на судьбах людей.
3. Способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла.
4. Развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, уважать противоположную точку зрения, находить в споре компромисс.
5. Научить рассматривать прошлое через призму времени, что двигало человеком на войне, как решали проблему гуманизма в литературе 20-х годов.
Оборудование:
1. Карта «Гражданская война в России: 1918- 1920 гг.»
2. Плакаты с текстами (листовки, песни).
3. Рисунки орденов.
4. Подборка книг по теме уроков.
5. Портреты писателей.
6. Документы времен гражданской войны.
Урок – лабораторное занятие.

Эпиграфы к уроку:
«…В каком стане сражаться?» Белым был - Красным был -
Красным стал, Белым стал,
Кровь покрасила… Смерть побелила.

М.Цветаева.
Подготовка урока:
Предварительно класс делится на шесть групп. Каждая пара будет исследовать одну из проблем урока – «Белые в гражданской войне», «Красные в гражданской войне», «Зеленые в гражданской войне».
Ход урока.
Слово учителя истории: Меньше чем через год после революции, летом 1918 года началась гражданская война. В отличие от обычных войн гражданская война не имеет четких границ – ни временных, ни пространственных. Трудно установить определенную дату ее начала, провести линию фронта. В.И.Ленин в своих выступлениях гражданскую войну чаще всего ограничивал 1918 – 1920 гг. Но суть не в определении ее роков, в а ее трагизме для миллионов человеческих судеб.
Слово учителя литературы: Общечеловеческие ценности, такие как милосердие, терпимость, гуманизм, нравственность, отдвигаются на второй план, уступая принципу «Кто не с нами, тот против нас». Страшная трагедия, названная гражданской войной, окрасила граждан России в два цвета: красный и белый, крестьяне участвовали в гражданской войне и на стороне красных, и на стороне белых, и как самостоятельная политическая сила (зеленые).
Писатели М.Шолохов и Б.Лавренев, М.Булгаков и А.Фадеев, И.Бабель и А.Толстой отразили события гражданской войны в своих произведениях: «Донские рассказы» и «Тихий Дон», «Сорок первый», «Белая гвардия», «Разгром», «Конармия», «Хождение по мукам».
Мы уже знаем, как разворачивались события войны. Сегодня наша задача - проанализировать программы ее основных участников и попытаться понять, в чем заключались причины их победы или поражения; посмотреть, как события гражданской войны отражены в художественных произведениях и какова позиция писателей, обратившихся к этой теме.

Ход урока:
Работа с документами (историки)
Белые в гражданской войне
Работа с документом
Белые в Гражданской войне
Документы для анализа позиции белых в Гражданской войне.
Документ 1
А.И. Деникин. Из наказа Особому совещанию:
«Приказываю Особому совещанию принять в основание своей де-ятельности следующие положения:
1. Единая, великая, неделимая Россия. Защита веры. Установление порядка...
2. Борьба с большевизмом до конца.
3. Военная диктатура... Всякое противодействие — справа и слева — карать. Вопрос о форме правления — дело будущего. Русский народ изберет верховную власть без давления и без навязывания...
4. Внешняя политика — только национально русская... За по¬мощь — ни пяди русской земли.
6. Продолжить разработку аграрного и рабочего закона...
7. Оздоровить фронт и войсковой тыл — работой особо назначен¬ных генералов с большими полномочиями, составом полевого суда и применением крайних репрессий».
Документ 2
Из газеты «В пути», 7 октября 1918 г.:
«Из штаба бригады N... (Южный фронт) получена следующая те-леграмма: "Доношу, что делегатами Н-ского полка найдено заброшен-ными, покрытыми соломою убитых красногвардейцев в количестве 31 чел. Личность убитых опознать оказалось невозможным, так как трупы совершенно изуродованы: головы почти у всех пробиты, глаза выколоты, уши отрезаны"».

Документ 3
Из приказа губернатора Енисейской и части Иркутской губер¬ний генерала С.Н. Розанова, 27 марта 1919 г.:
«1. При занятии селений, захваченных ранее разбойниками, тре-бовать выдачи их главарей и вожаков; если этого не произойдет... — расстреливать десятого.
2. Селения, население которых встретит правительственные войс¬ка с оружием, сжигать; взрослое мужское население расстреливать поголовно; имущество... отбирать в пользу казны...
5. ...За добровольное снабжение разбойников не только оружием.., но и продовольствием, одеждой и прочим виновные селения будут сжигаться, а имущество отбираться в пользу казны.
6. Среди населения брать заложников, в случае действий односель-чан, направленных против правительственных войск, заложников расстреливать беспощадно».
Документ 4
Из письма белогвардейского офицера Г. Литвиненко. Омский вокзал, 19—25 апреля 1919 года:
«Я возвращаюсь с фронта в отпуск и мне пришло в голову поделить¬ся с вами фактами из фронтовой жизни... Вы знаете, что в этой войне белых с красными мы, белые, имеем одно преимущество — на нашей стороне сочувствие подавляющего большинства населения и, в част¬ности, всего или почти всего крестьянства. В этом нет никакого пре¬увеличения и это сочувствие — настолько могущественный наш со¬юзник, что без него мы давно были бы разбиты. Наши полки в начале своих походов были по отношению своему к мирному населению почти идеальным войском: они чрезвычайно бережно относились ко всем болям и нуждам крестьян, никогда ничего не брали даром и, действительно, являлись для крестьян настоящими избавителями. Войска как будто подчеркивали противоположность свою красноар¬мейской разнузданной банде.
Но с течением времени мы стали терять все эти спасительные ка¬чества. Здесь действовало много причин — и возросшая уверенность офицерства в надежности войск, а также уверенность в том, что для населения мы нужны как избавители, главное — полное невнимание командного состава к этому важнейшему из всех вопросов настоящего момента... Выпороть крестьянина стало самым обычным явлением и по самому ничтожному поводу за какую-нибудь неладно сказанную фразу... А отношение к пленным. Их, сдающихся добровольно к нам в плен.., отдают толпе наших солдат, которые их обирают, оскорбля¬ют, бьют.
Мы роем себе могилу, настроение крестьян и отношение к нам меняется... Все то, что сказано мною выше, стало массовым явлени¬ем, стало злом. Массовым губительным злом, с которым надо бороться всеми силами... красные до сих пор не без успеха пользуются тем ору¬жием, которое у нас в полном пренебрежении — словом, пропаган¬дой. А мы как будто поставили себе целью сломить силою исключи¬тельно.
Знаете ли вы... наши потери? Когда мы выехали из Барнаула, в ротах было по 18—20 офицеров, а теперь осталось по два, по три и через месяц-два не останется ни одного офицера в строю из тех, что выеха¬ли на фронт».

Вопросы и задания первой группе
1) Прочитайте источники и сравните их.
2) Отберите факты, представляющие и конкретизирующие полити¬ческую программу белых. Каковы ее основные положения?
3) Какой источник следует привлечь для более полного представле¬ния о программе белых? Воспользуйтесь для этого учебником или допол-нительной литературой.
4) Сделайте выводы о силе и слабости белого движения. Предложите материал по проблеме «Причины поражения белых в Гражданской вой-не».

В ходе обсуждения предложений групп формируются причины поражения белых в гражданской войне. Учитель истории уточняет, корректирует и дополняет формулировки учащихся.
Причины поражения белых:
1. Белые не выдвинули единой политической и экономической программы, способной сплотить всех противников большевизма.
2. Существенными оказались противоречия внутри самого белого лагеря
3. В ходе войны все сильнее давали себя знать деморализация и разложение в армии, особенно среди офицерства.
4. Альянс белых с интервентами обернулся для них серьезными морально-политическими издержками: массы перестали воспринимать белое движение как олицетворение русского патриотизма.

Работа литературоведов (вторая группа).
Роман М.А.Булгакова «Белая гвардия» можно считать историческим повествованием о трагических событиях гражданской войны на Украине в 1918-1919 годах. 3 марта 1918 года молодое государство Советов заключило кабальный Брестский мир с Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией. Одним из условий его было признание оккупированной немцами Украины независимым государством. 29 апреля была создана «Украинская держава» во главе с гетманом П.П.Скоропадским. Она опиралась в основном на добровольческие дружины русских офицеров и юнкеров, поддерживавших тайно связь с Деникиным. 13 ноября Советское правительство разорвало Брестский мир. 14 декабря обреченный режим гетмана пал, Петлюра, объявив власть Директории, сломив сопротивление белых офицеров, вступил в Киев. На Украине была провозглашена буржуазно-националистическая республика. 19 января 1919 года петлюровская республика объявила войну Советской России. Красная Армия, развернув наступление, разбила петлюровцев и 5 февраля вошла в Киев. Вот это период и отражен в книге М.А Булгакова.
Вопрос: Каково отношение писателя к сторонникам белого движения?
Сообщения: «Мужество Мышлаевского при защите Города», «Подвиг полковника Най-Турса», «Поведение Николки», «Позиция полковника Малышева», «Гражданский долг Алексея Турбина».
Вопрос: Какова позиция Булгакова в отношении драматических событий, происходящих на Украине в 1918-1919 годах?
Обобщение: Булгаков ничего не упрощает в судьбах своих героев. При всем обилии офицеров, юнкеров оказалось невозможным собрать их в армию и дать достойный отпор Петлюре. Писатель показывает, что в белой гвардии царит бесчестие, разброд, предательство.
Авторская позиция в романе о гражданской войне глубоко христианская. Во сне Алексей Турбин видит, что в раю нашли прибежище вместе с белыми и красные. Он не может понять этой миссии к убийцам и разрушителям, но Бог устами вахмистра Жилина, сослуживца Турбина по полку, отвечает ему: «Все вы у меня… одинаковые, в поле брани убиенные!» Нравственный выбор писателя – это молитва за все жертвы братоубийственной войны, молитва за тех и за других. Ведь в гражданской войне нет победителей – есть только побежденные. В этом с Булгаковым соглашаются и другие представители русской культуры, воспринявшие революцию и гражданскую войну как катастрофу.

Работа с документами (историки)
Красные в Гражданской войне.
Документы для анализа позиции красных в Гражданской войне.
Документ 1
Из Программы РКП (б). Принята VIII съездом партии в марте 1919г.:
«Октябрьская революция 25 октября (7 ноября) 1917 г. в России осуществила диктатуру пролетариата, начавшего при поддержке бед-нейшего крестьянства или полупролетариата созидать основы коммунистического общества. ...Началась эра всемирной пролетар¬ской революции, коммунистической революции. Только пролетарс¬кая, коммунистическая революция может вывести человечество из ту¬пика, созданного империализмом и империалистическими войнами...
В ОБЛАСТИ ОБЩЕПОЛИТИЧЕСКОЙ. Задача партии пролета¬риата состоит в том, чтобы проводя неуклонно подавление сопро¬тивления эксплуататоров и идейно борясь с... предрассудками насчет безусловного характера буржуазных прав и свобод, разъяснять.., что лишение политических прав и какие бы то ни было ограничения сво¬боды необходимы исключительно в качестве временных мер борьбы с попытками эксплуататоров отстоять или восстановить свои приви¬легии.
В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ....Максимальное объединение всей хозяйственной деятельности страны по одному общегосудар¬ственному плану; наибольшая централизация производства в смыс¬ле объединения его по отдельным отраслям и группам отраслей... По¬головная мобилизация всего трудоспособного населения Советской властью... должна быть применяема несравненно шире и систематичнее, чем это делалось до сих пор...»

Документ 2
Председатель РВСР и наркомвоенмор Л.Д. Троцкий. Из прика¬за № 64 по всем войскам Южного фронта, 24 ноября 1918 г.:
«Приказываю всем командующим, начальникам частей, комисса¬рам строжайше наблюдать затем, чтобы мобилизованные Красновым крестьяне и трудовые казаки — в случае перехода на нашу сторону — не подвергались никаким наказаниям. Каждый казак, каждый крес¬тьянин, который одумается и сложит оружие, должен быть принят не как враг, а как друг... Под страхом строжайшего наказания запрещаю расстрелы пленных рядовых казаков и неприятельских солдат».
Документ 3
Из акта расследования по делам о злодеяниях большевиков в 1919 г. в г. Новочеркасске и других местностях Донской области. Составлено мая 20 дня 1919 г. Екатеринодар:
«12 февраля 1918 года после самоубийства выбранного в револю-ционное время Донского войскового атамана генерала Каледина, в г. Новочеркасск вступили большевистские казачьи части под коман¬дой войскового старшины Голубова, а вслед за ним красноармейцы и матросы. В городе начались произвольные обыски и аресты. При этих обысках, часто повторных, похищались разные вещи, преимуще¬ственно золотые, а также и деньги, и иногда квартиры подвергались полному разгрому...
Политику террора проводили в жизнь созданные большевиками в Новочеркасске учреждения — Совет пяти и железнодорожный воен¬но-революционный трибунал. Совет пяти заменил собою городскую милицию, избранную населением уже во время революции, и испол¬нял, кроме того, функции суда. Этот Совет, руководствуясь... «рево¬люционной совестью», но не законами, выносил постановления об арестах и расстрелах жителей и сам же приводил в исполнение свои приговоры. Суд революционной совести превратился в сплошной самосуд толпы или отдельных матросских и красноармейских банд. ...Прежде всего уничтожали своих боевых противников, хотя бы те складывали оружие и беспомощно лежали на больничных койках. Затем истребляли богатых и просто обеспеченных людей, как «бур¬жуев», священников за их несогласие с разбойным большевизмом и за духовный сан, просто интеллигентных людей за их интеллигент¬ность и по доносам как «контрреволюционеров». Иногда казнили за неосторожное слово, за ношение погон, за службу в полиции в доре¬волюционное время и по другим случайным и порою вздорным по¬водам».

Вопросы и задания третьей группе
1) Прочитайте источники и сравните их.
2) Отберите факты, представляющие и конкретизирующие полити¬ческую программу красных. Каковы ее основные положения?
3) Какой материал следует привлечь для более полного представления о социально-экономической программе красных? Воспользуйтесь учеб-ником или дополнительной литературой и охарактеризуйте «военный коммунизм».
4) Сделайте выводы о силе и слабости красных. Предложите материал по проблеме: «Причины победы красных в Гражданской войне».

Причины победы красных в гражданской войне:
1. Большевики смогли мобилизовать все ресурсы, проявить единство и сплоченность, которые поддерживались не только идейно, но и насильственно, диктаторскими методами.
2. Программа большевиков оказалась понятной и более привлекательной.
3. На стороне Красной армии выступило крестьянство, поначалу его беднейшие слои, а затем и середняки; это означало возможность создать массовую армию, обеспечить прочность советского тыла и поддержку со стороны партизанских отрядов, воевавших в тылу белых.

Работа литературоведов (четвертая группа).
О романе А.Фадеева «Разгром».
Над романом «Разгром» А.Фадеев работал в 1925-1926 годах, исходя из заранее намеченной политической задачи. «Какие основные мысли романа «Разгром»? – говорил он, выступая перед молодыми литераторами в 1933 году. – Первая и основная мысль: в гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей. Эта переделка происходит успешно потому, что революцией руководят передовые представители рабочего класса - коммунисты, которые ясно видят цель движения и которые ведут за собой более отсталых и помогают им перевоспитываться».
Вопросы для обсуждения:
1. Возможно ли проявление гуманных чувств в поступках на войне? (жалости, сострадания, доброты, гуманности)
2. Как оценить с позиции гуманности решения, поступки Левинсона? (эпизоды с корейцем, Фроловым, расстрел).
3. Есть ли ответ на мысль Мечика: «Неужели без этого нельзя?..»
Обобщение: Почти все персонажи «Разгрома» - люди, вместе с которыми писатель воевал, бедовал, совершал с боями тяжелейшие таежные переходы. Конечно, он не списывал их с натуры целиком. Многое в них, как и водится в литературе, домысливал и обобщал. Однако и в домысле этом опирался, как правило, не на желаемое, а на непосредственные жизненные впечатления. В итоге герои романа не столько выполняют возложенные на них замыслом автора политические функции, сколько просто живут и действуют, поступая сообразно своим характерам и тем меняющимся обстоятельствам, в какие они попадают. Но «отбор человеческого материала» ведет, увы, сама война. Основные мысли писателя полны пафоса: «… все враждебное сметается…, все поднявшееся… закаляется, растет, развивается…». В самом романе ничто враждебное не сметается и пафос как-то рассеивается, не оставляя следа, Нет в «Разгроме» ни громких речей, ни звонких революционных фраз, ни клятв верности идеалам. И победоносных сражений с гидрой контрреволюции тоже нет. Есть грязь и кровь. Есть гибель партизанского отряда, зажатого противником и попавшего в западню, из которой вырывается лишь горстка партизан. И даже этот трагический финал подан без высоких слов. Такое неприукрашенное и неприглаженное изображение гражданской войны и обеспечило роману огромную популярность.

Работа с документами (историки)
Зеленые в Гражданской войне
Документы для анализа позиции крестьян в Гражданской войне.
Документ 1
Из резолюции съезда представителей от 72 волостей Александ-ровского, Мариупольского, Бердянского, Бахмутовского и Пав-лоградского уездов и от фронтовых частей. 10 апреля 1918 г., село Гуляй-Поле, Александровского уезда (сохранена орфография ис¬точника. — Т.К.):
«Принимая во внимание,... настоящее положение на Украине и в Великороссии власти политической партии «коммунистов-больше¬виков», не останавливающейся ни перед какими мерами для убежде¬ния и закрепления за собой государственной власти... съезд постано¬вил:
1)...Мы, съехавшиеся крестьяне, рабочие и повстанцы. Еще раз го¬рячо протестуем против подобного насилия... И мы всегда готовы к защите своих народных прав. ...
4) Чрезвычайные комиссии, предназначенные для борьбы с насто¬ящей контрреволюцией и бандитизмом, превратились в руках боль¬шевистской власти оружием для подавления воли трудящихся... Тре¬буем все эти прекрасно вооруженные реальные силы отправить на фронт...
5) Мы требуем немедленного удаления всех назначаемых на все-возможные военные и гражданские ответственные посты... Мы тре¬буем проведения правильного и свободного выборного начала. ...
7) Мы требуем социализации земли, фабрик, заводов.
8) Мы требуем изменения в корне продовольственной политики, за-мены ликвидационного отряда правильной системой товарообмена между городом и деревней и насаждением широкой сети обществ потре¬бителей и кооператоров и полного упразднения частной торговли.
9) Мы требуем полной свободы слова, печати, собраний всем по-литическим левым течениям...
10) Диктатуру какой бы то ни было партии категорически не при-знаем. Левым социалистическим партиям предоставляем свободу су-ществовать только лишь проповедников разных путей к социализму, но право выбора путей оставляем за собой.
Долой комиссародержавие! Долой чрезвычайки, современные ох-ранки!.. Долой однобокие большевистские Советы! Да здравствуют свободно избранные Советы трудящихся, крестьян и рабочих!»
Документ 2
Из письма генерала С.Н. Розанова военному министру Сибирско¬го правительства генералу Н.А. Степанову. Иркутск, 16 марта 1919 г.:
«К Пасхе ожидается, по перехваченным документам, широкое вос-стание в районе Иркутска. В районе перевес энергии, подъем духа на стороне большевиков; все донесения указывают и на тактический перевес противника.
Наши — михрютки, прущие стадом, не умеющие стрелять.., а у них партизаны, подпускающие без выстрела на 20 шагов и потом бьющие на выбор. Наши прут только по дорогам, а там таежники-лыжники, идущие целиной и действующие охватами и засадами».
Документ 3
Генерал Майковский. Приказ № 564 от 30 сентября 1919 г. «О расправе над восставшими против колчаковцев деревнями»:
«I. В каждой деревне района восстания подробно обыскивать. Зах-ваченных с оружием в руках, как врагов, расстреливать на месте.
II. Арестовывать по показанию местных жителей всех агитаторов, членов совдепов, помогавших восстанию, дезертиров, пособников и укрывателей и предавать военно-полевому суду.
III. Ненадежный и порочный элемент высылать в Березовский и Нерченский край, передавая их милиции.
IV. Местных властей, не оказавших должного сопротивления бан-дитам, исполнявших их распоряжения и не принявших мер к ликви¬дации красных своими средствами, предавать военно-полевому суду, наказание увеличивать до смертной казни включительно.
V. Восставшие вновь деревни ликвидировать с удвоенной строгос¬тью, вплоть до уничтожения всей деревни».

Вопросы и задания пятой группе
1) Прочитайте источники и сравните их.
2) На основании источников определите требования зеленых, их место в расстановке политических сил в ходе Гражданской войны.
3) Почему эта партия, требования которой наиболее близки требова-ниям крестьянства, не смогла возглавить «Малую гражданскую войну»?
4) Сделайте выводы о силе и слабости позиции зеленых. Какую роль сыграло крестьянство в победоносном для большевиков исходе войны?

Сила и слабость зеленого движения:
1. Крестьяне выражали интересы красных, так как они решили главный вопрос – земельный, а также предоставили свободу.
2. Слабость движения: крестьяне оказались между двух огней: белые отобрали земли и вернули их помещикам, с одной стороны, с другой – недовольство проводимой большевиками продразверсткой.

Работа литературоведов (шестая группа).
О «Донских рассказах» М.Шолохова.
В «Донских рассказах» М.Шолохов спрессовал разнообразнейший, увиденный свежим взглядом свидетеля жизненный материал. Воздух эпохи, времени продотрядов и разверстки, погонь за бандитами и нападений бандитов на хутора разлит на страницах шолоховской ранней прозы.
Проблемный вопрос: В чем трагизм «Донских рассказов»?
Анализ рассказов.

«Родинка» -
• С какими мыслями ушел из жизни потрясенный содеянным белогвардейский атаман? Сознанием своей запутанности? Прозрением?
«Продкомиссар» -
• Одобряете или осуждаете поведение сына Игната Бодягина по отношению к отцу? И в то же время писатель рассказывает о гибели Игната: замотался, потерял время. Так каков же Игнат?
«Жеребенок» -
• Как в рассказе автор сталкивает две стихии – войну и мир? О чем автор заставляет нас задуматься?
«Чужая кровь» -
• Жестокость и жалость… Как они уживаются в одном человеке? Какие чувства вы испытали при чтении.

Обобщение: В рассказах Шолохова нет победителей. Общая массовая деградация - следствие братоубийственной войны. Именно в этом и заключается трагизм донского цикла. М.Шолохов оценил гражданскую войну как национальную катастрофу. И в этом состоит не только правда жизни, запечатленная рукой художника, но и предупреждение, пророчество на будущие времени. И в этом, как представляется, можно увидеть еще одну грань актуального звучания «Донских рассказов» сегодня.

Подведение итогов.
Историки: Итоги гражданской войны.
Общее количество жертв среди мирного населения в 1918-1920 гг. составило около 10 млн. человек. (сюда не включаются жертвы террора и боевых действий). Главными причинами смерти были голод, холод, необыкновенная вспышка инфекционных заболеваний. В рядах белых и Красной армии погибло 800 тыс.человек, из них убито 300 тыс., умерло от ран 50 тыс, а 450 тыс. стали жертвами эпидемий. В июне 1918 – октябре 1919 года красными было расстреляно 16 тыс.человек… В.Ульрих приводил данные о применении высшей меры наказания реввоентрибуналами в 1920 году – 6543 расстрелянных... Был и зеленый террор, который особенно трудно поддается учету, петлюровский террор на Украине унес 300 тыс. жизней. Таким образом, общее число потерь – более 10 млн. человек. Еще 2-2,5 млн. российских граждан страна потеряла в связи с эмиграцией.
Литературоведы: Тема гражданской войны занимает особое место в исторической и художественной литературе. Достаточно сказать, что истории гражданской войны посвящено около 20 тыс. книг и научных статей. Осознание гражданской войны как национальной трагедии стало определяющим во многих произведениях русских писателей, воспитанных в традициях гуманистических ценностей классической литературы. Судьба человека в период тяжелейших исторических потрясений и испытаний подвержена мучительному поиску своего места и назначения в новых обстоятельствах. Новаторство и заслуга писателей заключается в том, что они дали читательскому миру образцы личностей, мятущихся, сомневающихся, колеблющихся, для которых прежний, отлаженный мир в одночасье рушится, и их захватывает волна стремительных событий, которые ставят героев в ситуации нравственного, политического выбора своего пути. Но эти обстоятельства не ожесточают героев, в них нет злобы, безотчетной вражды ко всему без разбора, В этом и проявляется громадная духовная сила человека, его непреклонность перед разрушительными силами, противостоянии им.
Учитель истории: Если определить гражданскую войну как вооруженную борьбу за власть, вопрос о победителе достаточно прост: побеждает тот, кто захватывает или сохраняет государственную власть. Применительно к событиям гражданской войны в России это означало, что победа - это триумф красных: разбиты вооруженные силы белых и интервентов, подавлены антибольшевистские выступления крестьян. Красные отстояли государственный суверенитет Советской России, утвердили власть большевистской партии в обществе.
Учитель литературы: Но какова цена этому действу? Не удивительно, что писатели, обратившиеся к этой теме по «горячим следам», в один голос заявляют: человек и война – понятия взаимоисключающие, особенно это значимо, когда речь идет о гражданской войне. За братоубийственные войны человечество платит слишком высокую цену, уничтожая на полях сражений веками выращиваемые семена гуманистической нравственности.

Домашнее задание.
Написать эссе на тему: «Уроки гражданской войны».
Категория: Всероссийский конкурс "Интегрированный урок как средство развития познавательного интереса"... | Добавил: Любовь0191
Просмотров: 1598 | Загрузок: 46 | Рейтинг: 4.2/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик