+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Интегрированный урок как средство развития познавательного интереса"...

интегрированный урок по физике и биологии
20.11.2014, 12:11
Автор:
учитель физики
МБОУ «Кривобузанская ООШ»
Тайтенова Азиза Адилгириевна

с. Кривой Бузан
2014 год


Тема урока: «Испарение и конденсация».
Цель урока: раскрытие основных научных положений изучаемой темы во взаимосвязи с природой и жизнедеятельностью человека.
Тип урока: интегрированный урок физики и биологии.
Задачи урока:
Образовательные:
Формирование понятий испарение и конденсация;
Обоснование способов ускорения испарения;
Значение испарения и для человека, и для Земли.
Развивающие:
Развитие самостоятельности мышления;
Развитие навыков и умений:
Наблюдать, сопоставлять, анализировать, обобщать;
Формулировать вывод по итогам экспериментальной работы и изученному материалу;
Развитие навыков экспериментальной деятельности;
Развитие грамотной устной речи.
Воспитательные:
Воспитание чувства взаимопонимания и взаимопомощи при выполнении микроисследования в малых группах;
Формирование мировоззренческих понятий.
Оборудование: на столах учеников: стеклянные матовые пластины, веера, ватные диски, набор жидкостей, карточки с заданием, инструктивные карты, обобщенный план ответа о физическом явлении.
Ход урока:
I. Введение в тему урока.
Учитель. Мы продолжаем изучение темы «Агрегатные состояния вещества».
По природоведению вы изучали круговорот воды в природе.
Давайте вспомним, как это происходит (показ рисунка на экране компьютера – круговорот воды в природе). С поверхности океанов, морей, рек и суши вода под действием солнечного тепла испаряется и поднимается вверх в виде невидимого пара.
Задание: подышите на стеклянную пластинку. Как и почему появляется «картинка»? А что происходит дальше?
Результат обсуждения дает выход на тему урока «Испарение и конденсация».
II. Изучение нового материала.
1)Фронтальная работа. Используя предложенную схему (смотри приложения), дайте определение процесса испарения и конденсации (по аналогии с плавлением и кристаллизацией)
Результат:
Парообразование – это явление превращения жидкости в пар.
Конденсация – это явление превращения пара в жидкость.
2) Учитель. Парообразование может осуществляться двумя способами: кипение и испарение. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим испарение. Объяснение процесса испарения на основе молекулярной теории строения вещества с помощью компьютерной модели испарения и конденсации.
Результат фронтальной беседы:
Парообразование, происходящее с поверхности жидкости, называется испарением.
Испарение происходит постепенно, при любой температуре.
Каков же механизм испарения? Иначе, почему жидкости испаряются?
Молекулы жидкости непрерывно движутся с разными скоростями. Если какая-нибудь “быстрая” молекула окажется у поверхности жидкости, то она может преодолеть притяжение соседних молекул и вылететь из жидкости. Вылетевшие с поверхности жидкости молекулы образуют над нею пар. Пар – газообразное состояние вещества. Почему же жидкости испаряются постепенно?
В первую очередь переходят в пар быстрые молекулы. У оставшихся молекул жидкости при соударении с другими молекулами меняется скорость. Некоторые из молекул приобретают при этом скорость, достаточную для того, чтобы оказаться у поверхности и вылететь из жидкости.
3)Парная работа. Протрите ватным диском, смоченным спиртом, тыльную сторону ладони. Ваши ощущения.
Результат обсуждения:
Внутренняя энергия испаряющейся жидкости уменьшается. Быстро испаряющийся спирт отнимает часть энергии от руки, вследствие чего мы чувствуем охлаждение.
Учитель. Быстрое испарение эфира или хлористого этила позволяет «заморозить» кожу больного, сделать ее не чувствительной к боли. Это часто делают спортсменам при ушибах и растяжениях.
Проблемный вопрос. Почему вода в открытом сосуде к концу дня не замерзает?
Результат обсуждения:
Вода постоянно получает энергию от окружающего воздуха. Это происходит потому, что температура воздуха немного выше, чем у испаряющейся воды.
Учитель. Эти знания можно применять при оказании первой помощи, если у больного жар, то на лоб кладут смоченный водой платок.
И в то же время надо помнить, что в мокрой одежде холоднее, чем в сухой. А если еще и ветер, то вероятность заболеть возрастает в несколько раз.
Учитель. Как вы думаете, испаряются ли твёрдые тела?
Результат обсуждения:
Испаряются не только жидкости, но и твёрдые тела. Испарение некоторых твёрдых тел обнаруживается по запаху. Например, испарение нафталина, камфары. Испаряется и лёд, вследствие чего на морозе можно сушить бельё, которое из обледеневшего становится сухим.
4) Микроисследование. Учитель. А можно ли ускорить процесс испарения? Как сделать его интенсивнее или замедлить?
Для ответа проведем микроисследование, работая в группах. (Задание группам смотри в приложении)
Проведите эксперимент, следуя алгоритму. Время на работу 3 минуты. Ответ – 1 минута.
Афиширование результатов работы.
Учитель. Мы говорили, что может происходить и обратный процесс: переход молекул из пара в жидкость. Конденсация пара сопровождается выделением энергии. При конденсации внутренняя энергия конденсирующейся жидкости увеличивается, температура повышается. Конденсацией пара объясняется образование облаков.
Таким образом, испарение и конденсация – это наиболее легко регулируемые способы изменения внутренней энергии вещества. Поэтому испарение и конденсация должны играть большую роль в жизнедеятельности человека и животных. Ребята, вы хорошо знаете, что когда жарко, человек потеет и наоборот, выходя из воды, даже в жаркий день, вы чувствуете холод. Почему? (Ответы учащихся.)
Учитель. Ребята, вы правы, когда жарко – человек потеет. Это хорошо. Для терморегуляции организма человека важную роль играет потоотделение. Влага, содержащаяся в организме человека, во время жары через поры в эпителии выходит наружу. Потоотделение обеспечивает постоянство температуры тела человека. За счёт испарения пота уменьшается внутренняя энергия тела, благодаря этому организм охлаждается. Получается, потея, мы спасаем себя от перегрева организма.
Большую роль играет испарение в жизни растений. Чтобы представить себе масштабы испарения воды растениями, приведу такой пример: за один вегетационный период одно растение (подсолнечник или кукуруза ) испаряет до 200 кг и более воды, то есть бочку солидных размеров. При таком энергичном испарении требуется не менее энергичное добывание воды. Для этого служит корневая система, размеры которой огромны. Интересны растения пустыни. Например, кактусы – растения с толстыми мясистыми стволами, листья которых превратились в колючки. У них незначительная поверхность при большом объёме, толстые покровы, малопроницаемые для воды и водяного пара, с немногочисленными, почти всегда закрытыми устьицами. Поэтому даже в сильную жару кактусы испаряют мало влаги.
III. Закрепление материала. Групповая работа. Решение нестандартных задач (смотри в приложении).
Учитель делает общий вывод. Испарение имеет большое значение и для человека, и для Земли, играет важную роль в повседневной жизни человека, в процессах природы и техники.
IV. Подведение итогов. Домашнее задание.
§16,17.
упражнение №9 (2, 3, 5).
Приготовьте к следующему уроку пример о роли испарения в природе.
Активным ребятам выставляются оценки. Ответы на задачи сдаются учителю и оцениваются.


ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Схема «Переход вещества из жидкого состояния в газообразное»


2. Задание группам для микроисследования.
Алгоритм работы Ι группы.
1. Нанесите на матовое стекло ватным диском влажные пятна масла, воды и спирта (на каждое стекло одна жидкость). Старайтесь, чтобы пятна жидкости были сравнимы по площади.
2. Пронаблюдайте за процессом испарения.
3. Сравните скорость испарения различных жидкостей.
4. Сделайте вывод.
Алгоритм работы ΙΙ группы.
1. На первое стекло капните каплю спирта с помощью пипетки.
2. На другое стекло капните каплю спирта и наклоном стекла увеличьте площадь жидкости.
3. Пронаблюдайте за скоростью испарения.
4. Сравните и сделайте вывод.
Алгоритм работы ΙΙΙ группы
1. На стекло, находящееся на вашем столе, нанесите ватным диском, смоченным спиртом, влажное пятно.
2. То же надо сделать со стеклом, лежащем на отопительном радиаторе. Старайтесь, чтобы пятна жидкости на стекле были сравнимы по площади.
3. Сравните время испарения.
4. Сделайте вывод. Вспомните, в какую погоду быстрее высыхают лужи после дождя: в теплую или холодную?
Алгоритм работы ΙV группы.
1. На стекло нанесите ватным диском, смоченным спиртом, влажное пятно. Отложите его на левый край стола.
2. На другое стекло нанесите влажное пятно, стараясь чтобы пятно было сравнимо по площади с первым. Отложите его на правый край стола и обмахивайте веером.
3. Одинаково ли время испарения влажных пятен?
4. Сделайте вывод, как можно ускорить процесс испарения. Вспомните, в какую погоду быстрее высыхают лужи после дождя: в ветреную или тихую?

4. Конспект «Испарение и конденсация».


5. Нестандартные физические задачи.
№1. Для определения направления очень слабого ветра жители степей окунают руку в воду и поднимают верх. Как этот способ позволяет определить направление ветра?
№2. На Чукотке при сильных морозах люди смазывают лицо жиром. Для чего это делается?
№3. Для охлаждения воздуха в горячих цехах металлургического завода разбрызгивают воду. Как действует этот прием?
№4. В парилке температура человеческого тела почти не повышается. Человеческий организм успешно борется с тепловым влиянием окружающей среды и поддерживает собственную температуру на определенной точке. Как осуществляется терморегуляция?
№5. Чтобы остудить воду в летнюю жару, ее наливают в сосуд, изготовленный из слабообожженной глины, сквозь которую просачивается медленно вода. Почему в таких сосудах вода холоднее окружающего воздуха?
Категория: Всероссийский конкурс "Интегрированный урок как средство развития познавательного интереса"... | Добавил: aziza-t89
Просмотров: 1156 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик