+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Педагогическое портфолио"

коррекционно - развивающая программа по снижению тревожности
[ Скачать с сервера (99.3 Kb) ] 26.11.2014, 20:56
Аннотация
Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако, если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка. До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.
Достаточно трудно найти человека, который в определенных жизненных обстоятельствах не испытывал бы чувство страха или тревоги, поскольку это такие же неотъемлемые эмоциональные проявления, как и радость, удивление, гнев, интерес. Но при постоянном испытании страхов, зависимости от них может меняться и поведение человека, что проявляется в качестве неуверенности в себе, своих поступках и высказываниях. Детские страхи, если правильно к ним относиться и понимать причины, их вызывающие, как правило, исчезают. Если же остаются на протяжении длительного времени, то это говорит о наличии повышенной тревожности ребенка, неправильном поведении родителей, конфликтных ситуациях в семье. Проблема установления страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста становится актуальной в последнее время. На сегодняшний день психологами разрабатываются и реализуются программы, направленные на коррекцию эмоциональной сферы детей, куда включаются упражнения по снижению уровня тревожности, повышению уровня самооценки, коррекция страхов у детей младшего школьного возраста. Составленная мной программа ориентирована на работу с детьми, которые имеют различные страхи. Программа проводилась с 06.10.2014 г. по 26.12.2014г.
Количество участников проведенного тренинга: 10 человек. В качестве оценки эффективности тренинга использовался принцип самодиагностики – это шеринг на последним занятии плюс анализ диагностики, предложенной участникам после завершения тренинга. Самой же главной оценкой тренинга стала оценка, когда они делились впечатлениями и произошедшими положительными изменениями.
Тренинговые занятия позволяют получить опыт, с одной стороны, в максимально «сконцентрированном» виде , и, с другой, в психологически безопасных условиях, облегчающих его осмысление. «Тренинг как метод направлен на то, чтобы помочь участникам освоить какую – либо деятельность. Но усвоение новой деятельности обеспечивается при следующих условиях. Очевидно, что человек должен:
1. хотеть это делать;
2. знать, как это делать и
3. уметь это делать» (Вачков, 2007, с.18).
Тренинг как раз и позволяет участникам осваивать деятельность посредством непосредственного соприкосновения с ней в специально смоделированных ситуациях. В широком смысле, психологический тренинг – это любое активное психологическое обучение, осуществляемое с опорой на механизмы группового взаимодействия.
Адресат: учащиеся 1 –х классов.
Возраст участников: 7-8 лет.
Продолжительность курса: 12 часов.
Этапы реализации программы:
I. диагностический этап
II. информационный
III. практический
IV. контрольный.
Основные принципы коррекционно-развивающей программы:
Основные принципы психокоррекционной работы в нашей стране
разработаны такими ученными: Б.Г. Ананьевым, Л.И. Божович, Л.С.
Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым и др.
Эти принципы гласят, что личность - это целостная психологическая
структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе
усвоения им общественных форм сознания и поведения. Психологическое
развитие и формирование личности ребенка возможны только в общении с
взрослыми и происходят, прежде всего, в той деятельности, которая на
данном этапе развития является ведущей. В старшем дошкольном возрасте
это все еще важной остается игра. При наличии определенных и строго
продуманных условий все здоровые дети обладают способностью к развитию
и коррекции тех нарушений, которые не соответствуют норме, в том числе и
коррекции страха и тревожности. В большей мере результат
психокоррекционной работы зависит от ее организации.
Создание в воспитательном учреждении благоприятного для развития
детей психологического климата, который определяется позитивным
общением при взаимодействии ребенка и взрослых является актуальной
задачей. Для подобного общения характерна безоценочность. Высшая
ценность в общении - это другой человек, с которым мы общаемся, со всеми
его качествами, свойствами, настроением и прочее. В позитивном общении
главным является право другого человека на индивидуальность уже
сложившуюся или формирующуюся.
При организации коррекционной работы необходимо создать условия
для возникновения доверия воспитанника к воспитателю, только так у
ребенка возникает желание заниматься коррекционной работой. (19;375)
Принцип первый - единство коррекции и развития. Это значит, что
решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий
развития ребенка.
Принцип второй - единство возрастного и индивидуального в
развитии. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его
возрастного развития. Коррекционная работа предполагает знание основных
закономерностей психического развития, понимание значений
последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка.
Существуют возрастные ориентиры нормального развития. Под нормальным
развитием понимают гармоничное психическое развитие, соответствующее
возрасту. Такая ориентировочная возрастная норма в значительной степени
обусловлена культурным уровнем и социально-историческими требованиями
общества.
Ценность каждого возраста бесспорна. Именно полноценное
проживание каждого этапа онтогенеза гарантирует реализацию
возможностей развития того или иного возраста, что является определяющим
для обеспечения всех сторон формирования личности ребенка.
Принцип третий - единство диагностики и коррекции развития.
Задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на
основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза
развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития
ребенка. Коррекция и развитие взаимообусловлены. Деятельность,
направленную на решение задач психологической коррекции, можно назвать
диагностико-коррекционной или диагностико-развивающей работой.
Психологический диагноз производится не только по результатам
психологического обследования, но обязательно предполагает соотнесение
полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в
жизненных ситуациях. Большое значение при постановке психологического
диагноза имеет возрастной анализ полученных данных с учетом зоны
ближайшего развития конкретного ребенка.
Принцип четвертый - деятельностный принцип осуществления
коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели. Деятельностный принцип основан на
признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является
движущей силой развития, что на каждом этапе существует так называемая
ведущая деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию
ребенка в данном периоде онтогенеза, что развитие любой человеческой
деятельности (в нашем случае игры и учения) требует специального
формирования - А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн.
Этот принцип предполагает проведение психолого-педагогической
коррекционной работы через организацию соответствующих видов
деятельности самого ребенка в сотрудничестве с взрослым.
Все дети от природы одарены способностью к развитию: способностью
ощущать и воспринимать окружающий мир, способностью думать, говорить,
рассуждать, воображать, запоминать, желать, чувствовать, переживать,
напрягаться, добиваться. Но эти способности необходимо развивать с
момента рождения ребенка. Коррекционные усилия взрослых и в детском
саду, и в школе должны быть как раз и направлены на то, чтобы создать
условия воспитания и обучения детей, которые бы восполнили, если это
необходимо, пробелы и недостатки в развитии, возникшие в
предшествующие годы жизни ребенка.
Отсюда принцип пятый - подход в коррекционной работе к каждому
ребенку как к одаренному. Мобилизация движущих сил развития
происходит у ребенка тогда, когда он чувствует, что взрослый верит в него,
доверяет ему, включает его в решение все более и более трудных задач и
проблем. У М.М. Пришвина есть очень тонкое высказывание: «тот человек,
кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я
постараюсь быть лучше себя».
Принцип безусловного принятия ребенка со стороны психолога,
педагога.
Принцип демократизма в общении взрослого и ребенка, соблюдение
равноправия на фоне общего безусловного принятия.
Принцип поощрения (и проявление этого психологического
поощрения) достижений ребенка в плане обретения творческой
самостоятельности и продуктивности.
Принцип символического отреагирования детских проблем,
вызывающих тревогу и страхи, и превращение их в объект творческой
проработки.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Коррекционной программы по снижению тревожности и преодоления страхов у детей младшего школьного возраста.
Цель: психологичесая поддержка детей, имеющих различные страхи и повышенный уровень тревожности.
Категория обучающихся: 7-8 лет.
Срок обучения: 12 часов.
Режим занятий: 1 час в неделю.

п/п Наименование тем Всего часов В том числе Форма контроля
Лекц. Практ.
1. «Здравствуйте, это Я». 2 0.5 1.5 Выявление уровня
страха на момент
первичной
диагностики
2. «Я и мое настроение». 2 0.5 1.5 Метод наблюдения
3. «Я и мои чувства». 2 0.5 1.5 Метод наблюдения
4. «Я и мои друзья». 2 0.5 1.5 Метод наблюдения
5. «Я и мой страх». 2 0.5 1.5 Метод наблюдения
6. «Я больше не боюсь!» 2 0.5 1.5 Метод наблюдения
Итого: 12 3 9 Сравнение
показателей
первичной и
завершающей
диагностики.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Коррекционной программы по снижению тревожности и преодоления страхов у детей младшего школьного возраста.
Цель: психологическая поддержка детей, имеющих различные страхи и повышенный уровень тревожности.
Категория обучающихся: 7-8 лет
Срок обучения: 12 часов.
Режим занятий: 1 час в неделю.

п/п Наименование тем Всего часов В том числе Форма контроля
Лекц. Практ.
1. «Здравствуйте, это Я». 2 0.5 1.5 Выявление уровня
страха на момент
первичной
диагностики
1.1 Установление контакта 1 0.5 0.5 Метод наблюдения
1.2 «Жил – был один мальчик». 1 0.25 0.75 Метод наблюдения
2. «Я и мое настроение». 2 0.5 1.5 Метод наблюдения
2.1 «Настроение». 1 0.5 0.5 Метод наблюдения
2.2 «Азбука настроения». 1 0.5 0.5 Метод наблюдения
3. «Я и мои чувства». 2 0.5 1.5 Метод наблюдения
3.1 «Чувства и эмоции». 1 0.25 0.75 Метод наблюдения
3.2 «Отгадай эмоцию». 1 0.25 0.75 Метод наблюдения
4. «Я и мои друзья». 2 0.5 1.5 Метод наблюдения
4.1 «Мы вместе». 1 0.5 0.5 Метод наблюдения
4.2 «Давайте жить дружно». 1 0.5 0.5 Метод наблюдения
5. «Я и мой страх». 2 0.5 1.5 Метод наблюдения
5.1 «У страха глаза велики». 1 0.25 0.75 Метод наблюдения
5.2 «В гостях у страха». 1 0.25 0.75 Метод наблюдения
6. «Я больше не боюсь!» 2 0.5 1.5 Метод наблюдения
6.1 «Страх не страшен мне». 1 0.25 0.75 Метод наблюдения
6.2 «Я больше не боюсь». 1 0.25 0.75 Метод наблюдения
Итого: 12 3 9 Сравнение
показателей
первичной и
завершающей
диагностики.

Учебная программа
Коррекционной программы по снижению тревожности и преодоления страхов у детей младшего школьного возраста.
Тема1. «Здравствуйте, это Я». Установление контакта между участниками. Обсуждение правил работы в группе. Повышение активности детей. Диагностика эмоционального состояния членов группы. Создание условий для повышения заинтересованности участников друг друга.
Тема 2. «Я и мое настроение». Осознание своего эмоционального состояния. Снижение психоэмоционального напряжения. Совершенствование коммуникативных навыков.
Тема 3. «Я и мои чувства». Совершенствовать умения ребенка передавать свое эмоциональное состояние. Нейтрализовать страхи и отрицательные переживания. Продолжать учить детей различать и понимать характер эмоционального состояния людей. Создание условий для преодоления зажатости. Способствовать развитию умений решать проблемные ситуации.

Тема 4. «Я и мои друзья». Снижение тревожности в процессе межличностных взаимодействий. Развитие групповой сплоченности и доверия детей друг к другу. Снижение уровня тревожности. Помогать каждому ребенку чувствовать себя защищено, преодолевать трудности в общении.

Тема 5. «Я и мой страх». Создание благоприятных условий для активизации детей . Коррекция страхов и тревожности. снятие эмоционального напряжения. Развитие уверенности в себе.

Тема 6. «Я больше не боюсь!» Коррекция страха высоты. Снижение уровня тревожности .Преодоление негативных переживаний. Символическое уничтожение страха. Снижение эмоционального напряжения.

Пояснительная записка
Актуальность. Коррекционно-развивающая программа была разработана для учащихся 1 класса ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Большая Черниговка.
Новое время диктует новые вопросы. Российское общество пребывает в состоянии глубокого социально – экономического, духовно – нравственного кризиса. Современная медицина утверждает, что 30-40% хронических заболеваний имеет психогенную основу. Поэтому с особой остротой встает вопрос о том, что позволяет человеку в современных условиях сохранить здоровье и душевный комфорт.
Модель психологически здоровой личности должна включать следующие компоненты:
• наличие позитивного образа «Я», т.е. абсолютного принятия человеком себя и других;
• владение рефлексией, как средством познания себя;
• наличие у человека потребности в саморазвитии, самоизменении, личностном росте.
Результаты современных исследований показывают, что успешная деятельность детей находится в сильной зависимости от психологического здоровья. Нарушениям психологического здоровья соответствует выраженное повышение тревожности, которое может привести к существенному снижению внимания. Дети с наличием выраженных страхов будут, как правило, пребывать в состоянии постоянного напряжения, что обусловит повышенную утомляемость и снижение работоспособности.
Каждый родитель и педагог хочет, чтобы ребенок в будущем был счастливым. Формирование способности быть счастливым, как черты характера должно начинаться еще в детстве. Для этого родителям необходимо воспитывать у детей, прежде всего, установку для радостного восприятия жизни, учить находить разновозрастные источники нахождения положительных эмоций.
Таким образом, психологическое здоровье необходимо ребенку и в настоящем и в будущем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся. Актуальной становится проблема по коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста.
Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога, составлена на основе реализующих задач в дошкольном образовательном учреждении, одной из которых является создание условий для своевременного и полноценного психического развития каждого ребенка.
Поводом для составления программы занятий послужило увеличение обращений педагогов и родителей детей с различными нарушениями: повышенная тревожность, страхи, повышенная напряженность, агрессивность, неуверенность, нарушения в общении и т.д. Ведь, если ребенок вовремя не преодолеет свой страх, а взрослые ему не помогут в этом, то этот страх может перерасти в нервно-психические расстройства.
Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических особенностей ребенка. Не последнюю роль в воспитании детей играют и специалисты образовательного учреждения. В силах педагога и психолога – создание благоприятного психологического климата в группе, формирование у ребенка чувства защищенности, уверенности в себе, адекватной самооценки.
Отличительной чертой данной Программы является характер проведения занятий. Они проходят в игровой, увлекательной форме.
Программа ориентирована на коррекционную работу с детьми, имеющими различные страхи и повышенный уровень тревожности.
Программа занятий составлена с учетом данных диагностического обследования.
Цикл практических занятий рассчитан на 12часов. Занятия проводятся с группой 1 раз в неделю. В каждой группе 10 человек.
Идеальный вариант – одновозрастные группы, но группы могут быть разновозрастные.
Продолжительность занятий: 40 минут.
Цели программы:
• снижение уровня тревожности путем снятия эмоционального и телесного напряжения;
• создание условий для преодоления страхов у младших школьников;
• психологическая поддержка детей, имеющих различные страхи и повышенный уровень тревожности.
Задачи программы:
• совершенствовать умения детей передачи своего эмоционального состояния;
• помощь ребенку в преодолении негативных переживаний, усилении «Я» ребенка;
• актуализация чувств страха;
• нейтрализация страхов и эмоционально-отрицательных переживаний;
• снятие эмоциональных и мышечных зажимов;
• способствовать развитию умений решать проблемные ситуации;
• создавать условия для принятия самостоятельных решений для формирования внутренней позиции;
• формировать навыки общения, контроля своего поведения;
• содействовать развитию творческих задатков ребенка.
Методы и приемы, используемые в программе:
• словесные и подвижные игры;
• беседы, направленные на развитие самосознания ребенка;
• проигрывание проблемных ситуаций;
• релаксация;
• функциональная музыка;
• арт-терапия;
Критерии эффективности программы:
• повышение уверенности в себе;
• снижение уровня тревожности;
• снижение количества страхов;
• умение решать проблемные ситуации;
• повышение коммуникативных навыков;
• умение контролировать поведение.

Структура занятий:
1. Ритуал приветствия: 1-2 минуты.
2. Разминка – 5 минут.
3. Коррекционно-развивающий этап: 20-25 минут.
4. Подведение итогов – 3 минуты.
5. Ритуал прощания: 1-2 минуты.
Обязательная процедура:
Индивидуальная и групповая рефлексия в начале и конце занятий. Смысл этой работы в осмыслении процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности.
Условия проведения занятий:
1. Принятие ребенка таким, какой он есть.
2. Учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации.
3. Начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребенка ощущение целостности и завершенности занятия.
4. Игра не комментируется взрослым.
5. В любой игре ребенку предлагается возможность импровизировать.
Работа требует от ведущего определенного уровня подготовленности:
1. Ведущий должен иметь психологическое образование;
2. Желательно, чтобы он имел опыт проведения тренинговых групп опыта работы;
3. Ведущий должен владеть навыкам поддержки, слушания, «Я-высказывания», и применить их по отношению к участникам группы во время их совместной деятельности.

Личностные черты руководителя тренинговой группы:
 концентрация на ребенке, желание и способность ему по¬мочь;
 открытость к отличным от собственных взглядам и суж¬дениям, гибкость и терпимость;
 эмпатийность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;
 аутентичность поведения, т.е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;
 энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;
 уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопреде¬ленности, высокий уровень саморегуляции;
 уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекват¬ная самооценка, осознание собственных конфликтных об¬ластей, потребностей, мотивов;
 богатое воображение, интуиция;
 высокий уровень интеллекта.
Форма и режим занятий
Проведение занятий требует отдельного помещения, желательно расположенного вдали от музыкального и спортивного зала и от других источников повышенного шума. Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Во время занятия дети сидят в кругу. Круг – это, прежде всего, возможность открытого общения. Он создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание. Продолжительность занятия – 40 минут (один академический час). Время занятий условно можно поделить на теоретическое и практическое. Условность заключается в том, что при работе в малых группах важно иметь высокий уровень обратной связи, поэтому и теоретическое изложение материала может проходить в дискуссионной форме.
Ожидаемый результат
1. Коррекционная работа направлена не только на снижение тревожности, но и на развитие коммуникативных навыков, на повышение представлений о собственной ценности, на развитие
уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии с окружающими людьми.
2. Снижение уровня тревожности. Осознание проблемы тревожных детей ( необходимо вовремя распознать проявления тревожности и помочь детям стать увереннее в себе, научили управлять собой в различных ситуациях.)
3. Усиление способности социальной адаптации и стрессоустойчивости
людей в современных быстроменяющихся условиях.
4. Раскрыты вопросы о понятии тревожности, ее причинах, об особенностях поведения детей, имеющих тревожность.

Эффективность коррекционного воздействия может быть оценена с точки зрения:
а) разрешения реальных трудностей развития;
б) постановки целей и задач коррекционной программы.
Необходимо помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного временного интервала: в процессе работы, к моменту завершения и т.д. Оценка эффективности коррекции может меняться в зависимости от того, кто ее оценивает, поскольку позиция участника коррекционного процесса в значительной мере определяет итоговую оценку ее успешности.
Например, для детей основным критерием успешности своего участия в программе будет эмоциональное удовлетворение от занятий и изменение эмоционального баланса в целом в пользу положительных чувств и переживаний. Для психолога, ответственного за организацию и осуществление коррекционной программы, главным критерием оценки станет достижение поставленных в программе целей.

Необходимые материалы:
 листы ватмана;
 скотч;
 ножницы;
 мяч;
 фломастеры, цветные карандаши;
 бланки анкет и методик.
В основу Программы положены занятия, которые строились по принципу концентричности. Для повышения эффективности психокоррекционного процесса желательно соблюдать предложенную последовательность этапов:
I-й этап – диагностический.
Цель: изучение нарушений психологического здоровья у детей.
Диагностика:
• Анкетирование родителей.(Приложение 1)
• Опросник для педагогов «Преобладание ситуационно-личностных реакций расстройств поведения и эмоций у детей».(Приложение 2)
• Опросник для детей «Страхи».(Приложение 3)
• Тест «Тревожности» (Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен) (Приложение 4)
• Тест «Шкала тревожности». (Приложение 5)
• Проективная методика «Рисунок человека». (Приложение 6)
II-й этап – информационный.
Цель: информирование и консультация родителей и педагогов образовательного учреждения о имеющихся нарушениях в развитии детей и необходимости психокоррекционной работы.
III-й этап – практический.
Цель: профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья детей.
IV-й этап – контрольный.
Цель: определение эффективности коррекционной работы.
Данная программа может быть использована психологами дошкольных образовательных учреждений, а также психологами общеобразовательных учреждений в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Категория: Всероссийский конкурс "Педагогическое портфолио" | Добавил: logitech05102014
Просмотров: 3841 | Загрузок: 138 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик