+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Педагогическое портфолио"

Урок развития речи
27.08.2014, 16:59
Урок развития речи
Тема урока: Искусство быть другим
Задачи урока: объяснить, от чего зависит способность понимать людей, как можно научиться любить людей;
воспитывать доброе отношение к людям.

Оборудование: (на слайдах) плакаты:
I. Нам не дано предугадать
Как слово наше отзовется, -
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…
Ф. И. Тютчев
II. Советы Д. Карнеги:
1. Высказывайте, свое одобрение людям.
2. Улыбайтесь!
3. Придерживайтесь дружелюбного тона.
4. Помните, что имя человека – самый сладостный для него звук.
III. Таблички:
Сострадание, сочувствие, эмпатия, альтруист;
IV. Магнитофон. Запись: Бах (Симфония)
V. «Словарь русского языка» Ожегова.

Ход урока:
1. Вступительное слово учителя:
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересен и полезен. Сегодня у нас на уроке много гостей. Но я думаю, что вы все примите активное участие в этом уроке общения. Урок я назвала «Искусство быть другим». Почему так, вы узнаете немного позднее.

II. Послушайте стихотворение Н.Заболоцкого «О красоте человеческих лиц». Его тема созвучна с темой нашего урока. В нем поэт понятие о красоте в жизни связывает с поступком, действием.

III. А сейчас обратимся к анкетам.
Вам, ребята, предложен вопрос:
«Как бы вы определили искусство общения? Талант общения, дар общения – что это такое, по-вашему?»
Ученики дают свои ответы на вопрос анкеты.
Итак, прослушав вас, я пришла к выводу, что вы исходите из того, что язык – главное средство общения. И в этом я с вами согласна. Но…
Сначала послушайте два отрывка.
1. Отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (читает ученик);
2. Отрывок из повести В. Железникова «Чучело» (читает ученица).
- О ком из героев можно сказать, что у него дар, талант общения? Почему?
- Вы видите, что дар общения это не только владение речью. Это прежде всего чуткое сердце – чуткость в восприятии состояния других людей, способность понять человека, умение проникнуть в его внутренний мир, разделить с ним радость или горе. Все это определяем мы одним словом: эмпатия.
- Что оно означает?
- Вот об эмпатии мы и поведем речь сегодня. Мы должны узнать, от чего зависит способность понимать других людей, и подумать, можно ли научиться сочувствию.
Прочитайте толкование этого слова в «Словаре» С.И. Ожегова.

IV. А способны ли вы к сочувствию? Давайте проверим. Для начала текст–задача про карлика.
Карлик жил на 20 этаже. Каждый день он поднимался на лифте до 10 этажа, а оттуда шел вверх пешком. Почему? (Ученики выдвигают свои версии).
Карлик мал ростом и мог дотянуться только до кнопки 10 этажа. Чтобы решить эту задачу, нужно поставить себя на место человека маленького роста и увидеть мир его глазами. А мы обычно делаем наоборот – ставим кого-то на свое место: мы как бы прикидываем, а что могло бы нас самих заставить поступить таким образом.
- Но больше всего мне о вас рассказали ваши мини-сочинения. Тема вам была дана – «Самый несчастный день». Некоторые считают несчастным днем, день, когда они получили «2», большинство – когда испытали чувство страха или болезнь (несчастный случай, потерю близкого человека: бабушки, дедушки), некоторые считают себя несчастными, когда их лишают каких-то удовольствий (рыбалки, дискотеки, прогулки). Тяжело, очень тяжело, когда кто-то из дорогих людей, животных покидают нас. Среди вас есть ребята, которые написали о том, что они несчастливы от того, что было плохо не им, а кому-то рядом с ними: брату, отцу, бабушке, другу. Можно сказать определенно, что эти ребята способны на высокое чувство – сострадание. (Толкование по словарю).

V. У А.С. Пушкина есть стихотворение «Элегия». Послушайте отрывок из него. (Читает учитель со слов «Но не хочу, о други, умирать!» и до конца.)
- Что значит для Пушкина жить?
- Вдумайтесь: у Пушкина жить – это мыслить и страдать. Почему он ставит рядом эти два слова?
Животное тоже может мучиться, испытывать боль и страх, холод и голод, но страдает только человек. Потому что он мыслит. Мыслящий человек не может не страдать. Он глубоко чувствует людское горе, он видит зло – и он страдает. Страдание – просветленное разумом мучение. Оно делает нас способными к сопереживанию: мы понимаем, что так же может страдать и другой человек. И это заставляет нас делать то, на что способен человек, - лечить, утешать, любить, уступать, жертвовать, даже отдавать свою жизнь – и все это во имя жизни.
- Можно ли научиться сочувствию?
- Можно ли развить в себе способность к состраданию?
Да, можно. Может быть, вам помогут два правила.
Правило 1: научись ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его так же, как они.
Владимир Леви, известный психолог, определил искусство общения как искусство быть другим, т.е. вживаться в образ того человека, с которым вы общаетесь. Попробуем это сделать. Но начнем не с людей.

VI. Напишите маленькое сочинение «Аквариум глазами его хозяина, рыбок и хозяйского кота».
Ученики пишут, а затем читают.

VII. Ещё одно упражнение – игра-этюд «Чужая роль»:
1. улыбнитесь, как улыбается очень вежливый японец; собака своему хозяину; кот на солнышке; мать младенцу.
2. не сходя со стула, посидите так, как сидит председатель экзаменационной комиссии, пчела на цветке, наказанный Буратино, наездник на лошади, наездница на лошади, побитая собака.
Правило 2. в каждом умейте видеть его достоинства. Любите людей.

VIII. Один из великих современных шахматистов признался: «Чтобы победить сильного соперника, я должен его изучить. А чтобы изучить, я в него должен влюбиться. Да, влюбиться и в стиль игры, и в характер, влюбиться и как в человека. / Последнее, конечно, всего труднее. Хуже всего я играю с теми, кого не люблю».

IX. Научиться любить людей трудно, но возможно. Я вам расскажу, какой способ предлагает Вл. Леви. Но сначала скажите мне, как выразить свое доброе отношение к человеку? (Поступком, мимикой, жестами, словом).
«Давайте говорить друг другу комплименты», - сказал Б. Окуджава.

X. Попробуем провести аукцион. Кто больше знает формул благодарности? Извинения?

XI. Ну а теперь способ, предложенный Вл. Леви: попробуйте добровольно войти в роль Альтруиста (Работа со словарем). Поживите чуть-чуть в роли Доброго Ангела. Но поживите всерьез и добровольно. Исключительно ради себя: это время посвятите не себе, а кому-то другому. Не ждите ни благодарности, ни похвал, ни каких-либо знаков внимания – более того, действуйте незаметно, чтобы никто о вашем эксперименте не догадался.
Попробуем? Итак, «Альтруист на минуту». Выразите свое доброе отношение к присутствующим, одну минуту побудьте в роли Доброго Ангела.

XII. Домашнее задание: «Альтруист на день» - сравните пережитое состояние с вашим обычным. Вы увидите, как много неприятностей можно преодолеть таким способом.

XIII. У французского писателя А. Сент-Экзюпери есть прекрасная волшебная сказка для взрослых «Маленький принц». Она о человеческих отношениях, о нежности и ответственности. Прочитайте, как автору удалось донести до своих читателей мысль о том, что «самого главного глазами не увидишь», что «зорко одно лишь сердце». Запомните, пожалуйста, это.

XIV. А сейчас прослушайте отрывок из музыкального произведения (магнитофон. Бах «Симфония»). О чем вы думали? Что себе представили?

XV. Ученик читает наизусть стихотворение С. Маршака «Пожелание гостям».

XVI. Учитель: Л.Н. Толстой сказал: «Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли милосердие»
Нам не дано предугадать
Как слово наше отзовется, -
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать, -
так писал замечательный русский поэт Ф. И. Тютчев.
Если вы хотите, чтобы вас окружали хорошие люди, чтобы вас любили, сами учитесь сочувствию и состраданию. Да, таким живется труднее и беспокойнее. Но их совесть чиста.
Бесчувственным кажется, что им хорошо. Но это им только кажется.

XVII. Тест «Что вы за птица?»
Категория: Всероссийский конкурс "Педагогическое портфолио" | Добавил: samala-1980
Просмотров: 744 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик