СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Обучение с увлечением"

Методическая разработка внеклассного мероприятия
[ Скачать с сервера (16.4Kb) ] 10.06.2014, 17:26
Сценарий внеклассного мероприятия

Литературная композиция
«В конце концов он назвал себя Добрым…»
( по роману Мигеля де Сервантеса Сааведра)
" Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский ")

Подготовила:
Панкратова Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ села Александровка муниципального района Ставропольский Самарской области

Цели мероприятия:
Образовательный аспект: познакомиться с испанской литературой эпохи Возрождения, жизнью и творчеством Мигеля де Сервантеса Сааведра.

Развивающий аспект: cформировать умение учащихся анализировать художественное произведение, рассмотрев образ Дон Кихота как вечный образ Печального Рыцаря в мировой литературе; убедиться в мысли, что подвиги идальго – основа характеристики нравственного облика героя.

Воспитательный аспект: способствовать формированию эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии либретто М.Петипа по роману М.Сервантеса «Хитроумный Дон Кихот Ламанчский» ( балета в 2-х действиях, 5 картинах).

Методические приемы:
- технология продуктивного чтения;
-проблемно-диалогическая технология
-обработка и анализ литературных источников;
-анализ научной литературы, учебников и пособий по истории, литературе, культурологии др. при подготовке докладов;
-беседа с учащимися;
- посещение Дворца культуры «Тольятти» и просмотр балета

Оборудованение:
Детские рисунки, музыкальное произведение Глинки «Арагонская хота», иллюстрации к «Дон Кихоту» Т. Жоанно (1836) и С.Дали (1957), портрет Мигеля де Сервантеса Сааведра.

Ход мероприятия:

на фоне музыки Глинки «Арагонская хота»
Эпиграфы:

Каждый человек есть немножко Дон Кихот
В.Г.Белинский

Из всех повестей эта самая печальная,
И тем более печальная,
Ч то заставляет нас смеяться.
Д.Г.Байрон

Учитель:
- Прозвучал фрагмент «Арагонской хоты» русского композитора Глинки.
Старинный испанский танец, пронизанный национальным духом этого народа.
Глинка – композитор XIX в. – словно воскрешает прошлое: обращаясь к давним векам, он дает старинному танцу новую жизнь.
Не так ли и испанский солдат Мигель де Сервантес Сааведра выбирает своего героя – осколок прежних рыцарских времен.
Испания. Рубеж 16-17 веков. Эпоха Возрождения.

- Всего грустнее в грустной сей истории,
Что мы смеемся, а герой-то прав.
Провозглашая славные теории
Борьбы с насильем и защиты прав.
Но мир его относит к категории
Безумцев, ничего не разобрав.
-Кто такой Дон Кихот? – жалкая пародия на героя рыцарских романов или символ вечной борьбы за справедливость, добро и прекрасные идеалы?
О сегодня о нем и речь. Вернее, начнем разговор даже не о нем, а о том, благодаря кому он живет в веках. Познакомимся с писателем и его временем.

1.Ответы учеников. Первое сообщение: « Автор и его время» (Следуют подготовленные выступления учащихся о жизни и творчестве Мигеля Сервантеса)

Учитель: - В сознании человека постоянно находится множество образов, понятий, представлений. Вот, например, слово «Дон Кихот». Что вы представляете, ощущаете, воображаете в связи с этим словом?
Действительно, слово «рыцарь» — одно из самых первых, которое приходит на ум, когда слышишь это слово. Дон Кихот — имя знаменитого героя романа испанского писателя Мигеля Сервантеса . Вот как назывались некоторые рыцарские романы, действительно повествующие о приключениях, схватках, турнирах благородных рыцарей, сражающихся за собственную честь, честь королей, во имя Прекрасных Дам: «Ивэйн, или Рыцарь со львом», «Парцифаль», «Амадис Галльский», «Белианис Греческий»
Герои этих романов юны, отважны, великодушны, благородны. У вас на столах лежат тексты. Это фрагменты настоящего рыцарского романа Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» (XII—XIII вв.).
Предлагаем прослушать и сопоставить представленные фрагменты.

2. Ученики читают наизусть отрывки.
Первый чтец:
Не в силу княжеского званья
Людьми он обожаем был,
А в силу скромности безмерной
И прямоты нелицемерной,
Той благородной чистоты,
Не признающей суеты...
Вот отчего вошли в преданья
Его высокие деянья,
Что были им совершены
Далеко от родной страны.
Он, окруженный громкой славой,
Ей не кичился никогда,
Душа его была тверда,
Как ясен был рассудок здравый...

........................................................
Второй чтец:
Там
Свисают с каждого балкона
Приезжих рыцарей знамена,
И украшают их гербы
Дома, заборы и столбы.
Нет величавее картины!..
Грохочут гулко тамбурины,
И отвечают флейты им
Певучим голосом своим...
Рыцарь
Прекрасен он. Судите сами:
Плащ оторочен соболями,
Копье остро, а меч тяжел.
Зеленый бархатный камзол
Поверх сорочки белоснежной...
Он в позе царственно-небрежной
Сидит, откинувшись в седле.
Таких красавцев на земле
Доселе не было, пожалуй.
Рубином рот пылает алый,
Златые вьются волоса



3.Художественное чтение фрагмента романа
( читает подготовленный ученик):
«В некоем селе Ламанчском, которого название у меня нет охоты припоминать, не так давно жил-был один из тех идальго, чье имущество заключается в фамильном копье, древнем щите, тощей кляче и борзой собаке. Олья чаще с говядиной, нежели с бараниной, винегрет, почти всегда заменявший ему ужин, яичница с салом по субботам, чечевица по пятницам, голубь, в виде добавочного блюда, по воскресеньям — все это поглощало три четверти его доходов. Остальное тратилось на тонкого сукна полукафтанье, бархатные штаны и такие же туфли, что составляло праздничный его наряд, а в будни он щеголял в камзоле из дешевого, но весьма добротного сукна. (…) Возраст нашего идальго приближался к пятидесяти годам; был он крепкого сложения, телом сухопар, лицом худощав, любитель вставать спозаранку и заядлый охотник...
Одним словом, идальго наш с головой ушел в чтение рыцарских романов, и вот оттого, что он мало спал и много читал, он и вовсе потерял рассудок. Воображение его было поглощено всем тем, что он читал в книгах: чародейством, распрями, битвами и вызовами на поединок, ранениями, объяснениями в любви, любовными похождениями, сердечными муками и разной невероятной чепухой, и до того прочно засела у него в голове мысль, будто все это нагромождение вздорных небылиц — истинная правда...
И вот, когда он уже окончательно свихнулся, в голову ему пришла такая странная мысль, какая еще не приходила ни одному безумцу на свете, а именно: он почел благоразумным и даже необходимым как для собственной славы, так и для пользы отечества сделаться странствующим рыцарем, сесть на коня и, с оружием в руках отправившись на поиски приключений, начать заниматься тем же, чем, как это ему было известно из книг, все странствующие рыцари занимались, то есть искоренять всякого рода неправду и в борении со всевозможными случайностями и опасностями стяжать себе бессмертное имя и почет».

4.Ответы учеников. Второе сообщение: «Размышления о Дон Кихоте»
(Следуют подготовленные выступления учащихся )
5.«Вот это книга!» В.Маяковский
Учитель: - Сервантеса не стало 23 апреля 1616 года (по удивительному совпадению именно в этот день в Англии скончался Уильям Шекспир. Сервантес вряд ли слышал об англичанине; Шекспир же, несомненно, слышал о Дон Кихоте).
Мастер умер, достоверного портрета не осталось. Ну что же, так и должно быть. Зато - тысячи изданий на десятках языков (в том числе на языках враждебных во времена Сервантеса Турции и Алжира). За первые 300 лет "Дона Кихота" печатали более 200 раз на английском языке, 168 — на французском, 96 — на итальянском, 80 — на португальском, 70 — на немецком.
- Количество переводов в последнее столетие нет возможности сосчитать из-за их многочисленности. И, несмотря на это, выйдя из книги, превратился в музыку, в балет, в кино. "Дона Кихота" читают, поют и даже танцуют с неизменным удовольствием. В свою очередь и мы 23 ноября посетим Дворец культуры «Тольятти» и посмотрим либретто М. Петипа по роману Сервантеса.

Учитель: - Он воплотился в тысячах портретов, рисунков (существует специальный английский словарь: "Иконография Дон Кихота"), отправился к Пикассо, Томасу Манну, Булгакову...
Кроме того, Рыцарь Печального Образа никак не успокоится, ибо дело еще не сделано, справедливость не восстановлена. Пока люди уверены, что "подвиги в кавычках" Дон Кихота никому не нужны, рано еще снимать латы и расседлывать Россинанта.
Прав был Санчо, когда в последней главе спорил со своим сеньором, что не вывелись еще странствующие рыцари; и Дон Кихот в конце концов подчинился приказу оруженосца: "Не умирайте, государь мой, живите много-много лет..."
Дон Кихот и поныне следует совету своего оруженосца: он живет на страницах книг . В качестве примера - стихотворение Анатолия Полякова "Дон Кихот - Дульсинее" и Самуила Маршака «Детский «Дон Кихот».

5. Ответы учеников. Ребята читают наизусть стихотворения.


Третий чтец: Стихотворение Самуила Маршака «Детский «Дон Кихот»


Пора в постель, но спать нам неохота.
Как хорошо читать по вечерам!
Мы в первый раз открыли Дон-Кихота,
Блуждаем по долинам и горам.

Нас ветер обдаёт испанской пылью,
Мы слышим, как со скрипом в вышине
Ворочаются мельничные крылья
Над рыцарем, сидящим на коне.

Что будет дальше, знаем по картинке:
Крылом дырявым мельница махнёт,
И будет сбит в неравном поединке
В неё копьё вонзивший Дон-Кихот.

Но вот опять он скачет по дороге…
Кого он встретит? С кем затеет бой?
Последний рыцарь, тощий, длинноногий,
В наш первый путь ведёт нас за собой.

И с этого торжественного мига
Навек мы покидаем отчий дом.
Ведут беседу двое: я и книга.
И целый мир неведомый кругом.





Четвертый чтец: Стихотворение Анатолия Полякова "Дон Кихот - Дульсинее"


Пока привал короткий - я пишу,
В предутреннем, еще неверном свете,
Все, что взбредет на ум карандашу,
Все, что потом тебе доставит ветер.

Ты не была среди других имен,
вся жизнь пройдет, пока познаешь – кто ты.
Вот жизнь прошла, - и я переведен
из Дон Жуанов прямо в Дон Кихоты.

Еще никто не знает обо мне.
Проходят дни, в круговороте канув,
и я с годами чувствую больней,
что невелик пока для великанов.

И все равно я лезу на рожон,
преодолев досаду и усталость.
...Но я уже достаточно смешон...
И, стало быть, всего шажок осталось.

Учитель: - 7 ноября автору "Дон Кихота" - 463 года.
"Каждый человек есть немножко Дон Кихот…" Какие правильные слова сказал В.Г.Белинский!
«Вот это книга! — восклицал Маяковский, вспоминая свои детские впечатления от «Дон Кихота». — Сделал деревянный меч и латы, разил окружающее».
А это Генрих Гейне: «Сердце моё готово было разорваться, когда я читал о том, как благородный рыцарь, оглушённый и весь смятый, лежал на земле и, не поднимая забрала, словно из могилы, говорил победителю слабым умирающим голосом: «Дульсинея Тобосская — самая прекрасная женщина в мире, а я самый несчастный рыцарь на свете, но моё бессилие не должно поколебать эту истину».

6.Мнение человечества
Учитель : - В 2002 году, подводя итоги ушедшего тысячелетия, Нобелевский комитет собрал авторитетное жюри, в которое вошли сто известных писателей из пятидесяти четырёх стран мира. Их попросили определить лучшее произведение мировой литературы. «Книгой всех времён и народов» был назван «Дон Кихот».
Учитель : - В 2005 году Испания и весь мир отметили четырёхсотлетие первой публикации романа Сервантеса. 23 апреля, в день смерти Сервантеса, во многих странах, в том числе и в России, в переполненных залах множество людей, сменяя друг друга, двое суток беспрерывно читали на разных языках эту трагикомическую эпопею от первой строчки пролога: «Досужий читатель! Ты и без клятвы можешь поверить, как хотелось бы мне, чтобы эта книга, плод моего разумения…» — до завершающей авторской росписи-вздоха «Всё». Никакая другая книга не читается хором всем миром.

7. Автор и его герой
Учитель: - Судьба автора романа о Дон Кихоте непроста и драматична.
Сервантес — герой битвы при Лепанто, инвалид (рука после ранения висела плетью), узник алжирского плена, нищий и бесправный ветеран, униженный ложным обвинением в растрате и позорным пребыванием в долговой тюрьме. Именно в темнице начал он писать роман о Дон Кихоте. Сервантесу в то время было пятьдесят с лишним лет, фактически — он ровесник своего героя, но в то же время именует себя то его отцом, то отчимом. На самом деле они — «близнецы-братья».
Вот мнение одного из самых авторитетных в нашей стране сервантесоведов Всеволода Евгеньевича Багно:
«Ирония многослойна. Горький слой причастности автора, как бы уклоняющегося от отцовства, к судьбе сына едва ли не самый заметный. Мог ли Сервантес не сознавать, что жизнь Алонсо Кихано Доброго слишком напоминает его собственную биографию, биографию гуманиста, воина, не умевшего подстраиваться под житейское кредо окружающих, стремившегося «всем делать добро и никому не делать зла» и в награду получавшего насмешки меценатов, презрение собратьев по перу, щелчки по служебной линии и кусок чёрствого хлеба в старости?»

Кто знает ответ на этот вопрос?
Сервантес все осознавал и все чувствовал, иначе ему не был бы так близок его герой. Дон Кихот близок многим людям, желающим делать добро, верящим в это добро и получающим за это только одни несправедливые упреки и зло...

Кредо «всем делать добро и никому не делать зла» и сегодня в нашем "развитом" социуме вызывает у многих лишь насмешки и ухмылки, а жаль…

Нет большей радости.
И жизнью жертвуй,
И спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой униженный,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой.
Остынь.
Поверь — действительно,
Все встанет на свои места.
Ты сильный.
Сильные не мстительны.
Оружье сильных — доброта.


Звучит фрагмент «Арагонской хоты» русского композитора Глинки.

Вместо эпилога:
В заключение учитель предложит ребятам:
1. Обобщить свои наблюдения, размышления, переживания, которые они испытают после просмотра балетной постановки;
2. Написать эссе об иллюзиях и реальности, о повседневном милосердии и фанатическом утверждении добра, о воображаемых и реальных событиях, которые могут перепутаться, и о двух сумасшедших, бродящих по дорогам жизни и времени, о самих себе, встретившихся с этими героями.
Категория: Всероссийский конкурс "Обучение с увлечением" | Добавил: 229р
Просмотров: 1196 | Загрузок: 61 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик