СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Обучение с увлечением"

программа" Мечта, окрыленная танцем"
04.06.2014, 09:29
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ


Дополнительная образовательная программа

МЕЧТА, ОКРЫЛЕННАЯ ТАНЦЕМ

для детей 7-11 лет
рассчитана на четырёхлетний курс обучения


Автор:
Оразалина Светлана Александровна,
преподаватель ДШИ
высшей квалификационной
категории



Баган
2014


Пояснительная записка

В настоящее время наблюдается феминизация мужчин, а женщины, наоборот, все больше берут на себя «мужские роли». Все это сказывается на отношениях в семье и на воспитание детей. Дети выходят из-под влияния традиционной семьи. Социальные отношения претерпевают существенные изменения: усиливается социальное расслоение, разобщенность людей, агрессивность, разрушаются многие устоявшиеся культурные ценности. Огромное негативное влияние на формирование интересов и потребностей детей и подростков оказывает средства массовой информации, и, особенно, телевидение, видео-индустрия. Все это приводит к серьезным нарушениям физического и психологического здоровья подростков.
В подростковом возрасте у девочек и мальчиков проявляется взаимный повышенный интерес, что обусловлено процессом полового созревания. В связи с этим у девочек возрастает внимание к своей внешности, проявляется активное стремление нравиться окружающим. Общение, дружба с мальчиком порой принимает характер влюбленности. В таких случаях весьма велика роль родителей и педагога, задачей которых является заблаговременное и тактичное формирование у детей понимания того, какими должны быть взаимоотношения между подростками мужского и женского пола, между юношами и девушками.
Бальный танец - это танец двоих и педагог с самого начала должен обращать внимание на это.
Актуальность данной программы состоит в том, что она позволяет средствами хореографического искусства формировать у подростков идеал женщины и мужчины, семьи, выделять эстетические и нравственные характеристики, присущие образам мужчины и женщины и ориентироваться в поведении на нормы тендерных отношений, умение вести себя в обществе. В социальном смысле, в бальном танце проявляются принятые обществом этика, мораль, нормы взаимоотношения и поведения людей. Передавая из поколения в поколение традиции бальных танцев, народ запечатлел в них нормы поведения при общении традиционные праздничные каноны и живой кодекс морали. Поэтому танец играет немаловажную роль в воспитании детей, оказывает большое влияние на формирование их внутренней культуры. Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, простота, доброжелательность и приветливость - вот те черты, которые воспитываются у детей в процессе занятий бальными танцами и становятся неотъемлемыми в повседневной жизни. Так занятия бальным танцем помогают воспитать характер подростка. Именно в бальном танце четко определены роли мужчины и женщины, что способствует формированию половой идентичности.
Цели и задачи программы: Формирование полоролевой идентичности и представлений о связях людей в семье, их социальных и семейных ролях через занятия бальными танцами.
Задачи программы:
1. Воспитательные
• воспитывать культуру поведения и общения в паре (мальчик - девочка, юноша - девушка);
• способствовать воспитанию активной жизненной позиции, самокритичности, уверенности в себе, умения сопереживать;
• формировать доброжелательные отношения между мальчиками и девочками в группе;
• Способствовать воспитанию прилежания, внимания, дисциплинированности, выносливости.
2. Развивающие
• развить чувства ритма, навык координации движений, гибкость и пластичность тела;
• развивать коммуникативные способности, умение жить в коллективе.
3. Обучающие
• овладеть техникой и лексикой исполнения бальных и классического танцев;
• освоить более сложные фигуры бального танца;
• сформировать правильную постановку корпуса в паре.

Принципы, лежащие в основе работы по программе:
1. Принцип единого подхода к половому воспитанию со стороны родителей, педагога и психолога, проявляющиеся в общности взглядов на необходимость полового воспитания, его цели, средства, методы и содержание методов в зависимости от возраста воспитуемых.
2. Принцип систематичности и последовательности.
3. Принцип адекватности возрасту.
4. Принцип от простого к сложному.
Существующие в настоящее время программы обучения детей бальному танцу не дают возможности в полной мере использовать средства бальной хореографии для решения вопросов воспитания и имеют ряд недостатков. Они, в основном нацелены на рост профессионального мастерства и подготовку пар к соревнованиям по спортивному бальному танцу. В ряде случаев использование материалов на основе классической хореографии весьма ограниченно, отсутствуют программы проведения массовых мероприятий.

Особенность данной программы состоит в том, что она не нацелена на участие в соревнованиях спортивных бальных танцев, т.к. дети проживают в сельской местности, удаленной от крупных городов, в семьях с низким доходом и нет возможностей для приобретения костюмов и организации поездок. Программа актуальна и рациональна, т.к. способна определять такие цели и способы их достижения, которые в конкретных условиях социума, на основе имеющихся в учреждении дополнительного образования ресурсов, позволяют получить максимально полезный результат.
При её разработке использовались следующие программы:
1. Алекс Мур .Техника европейских танцев.-СПб., 1993.
2. УолтерЛайерд. Техника латинских танцев. - СПб., 1994.
Данная программа художественно-эстетического направления ориентирована на младший и средний подростковый возраст от 11 до 15 лет, имеет открытый незавершенный характер и предусматривает продолжение обучения по окончанию базового курса, дающего элементарные основы бального танца, в группе спортивного совершенствования для одаренных детей в ансамбле «Мечта».
Она включает постановку оригинальных танцев в эстрадном и современном стиле. Предусматривает участие в различных совместных педагогических проектах (постановка мюзиклов и т. д.) с другими творческими коллективами ДШИ.

Основные формы работы с детьми
- Групповые (распределение детей по группам осуществляется в зависимости от их возраста и года обучения, одинаковое количество мальчиков и девочек).
- Индивидуальные (применяется при обучении детей, которые слабо усваивают учебный материал и для постановки сольных партий).
- Коллективные (проведение сводных репетиций при подготовке концертных номеров).
- Беседы, анкетирование, просмотр видеоматериалов.
Прогнозируемый результат
Первый год обучения
. Знание правил поведения и этикета, уметь их применять.
. Умение слушать музыку.
. Умение двигаться в паре.
. Умение исполнять простейшие танцы и танцы отечественной бальной программы.

Второй год обучения
. Знать о культуре взаимоотношений между мальчиками и девочками.
. Достижение гармонии движений рук и корпуса.
. Овладеть знаниями, об основных позициях рук, ног, головы.
. Знание элементов и вариаций танцев в соответствии с программой.
. Умение исполнять танцы гармонично в паре.
Третий год обучения.
• Уметь исполнять движения со слитной координацией рук, ног и корпуса.
• Уметь понимать характер исполняемых танцев и передать его в
движении.
. Уметь ориентироваться в пространстве, исполнять движения более четко.

Четвертый год обучения
.Умение выполнять усложненные движения рук, ног и корпуса.
.Знать фигуры танцев (медленный вальс, танго, венский вальс, квикстеп, самба, ча-ча-ча, румба, джайв) в соответствие с программой и уметь их выполнять.
. Овладеть устойчивостью, выносливостью, правильно отработанными приёмами прыжка и вращения.
. Владеть основами ХГ грамотности танцевальными терминами.
• Знать особенности полоролевой идентичности юноши и девушки.

Режим занятий
34 учебных недели
1 год обучения-4 часа в неделю.
2 год обучения -6 часов в неделю.
3 год обучения -6 часов в неделю.
4 год обучения -8 часов в неделю.

Программа первого года обучения.
Цель: создание устойчивой мотивации детей к занятиям бальными танцами.
Задачи:
1.Развить эмоциональную сферу, чувство ритма, память, внимание.
2.Воспитать доброжелательное отношение к окружающим, на основе соблюдения правил этикета, готовности к сотрудничеству, общительности.
3.Сформировать положительную самооценку.

Учебно-тематический план
первого года обучения

№ Тема теория практика всего
1 Ритмика, элементы музыкальной грамоты 17 17 34
2 Техника исполнения простейших танцев 13 13 26
3 Техника исполнения танцев отечественной бальной программы 22 22 44
4 Развитие пластики тела 10 10 20
5 Танцевальные игры 6 6 12
итого 24 120 136

Содержание программы первого года обучения

Тема № 1. Ритмика – понятие ритма, ритмические упражнения. Элементарные понятия музыкальной грамоты: Сильная, слабая доля, размер (2/4, 4/4,3/4), такт, затакт, темп.
Тема № 2. Техника исполнения простейших танцев – знакомство с репертуаром, соответствующим их возрасту, первоначальная танцевальная подготовка:
1. Детский вальс.
2. Сиртаки.
3. Диско.
4. Полька.
Тема № 3. Техника исполнения танцев отечественной бальной программы – разучивание каждого танца преследует цель – дать детям какой-либо определенный навык:
1. Вару-вару – подготовка к правильному исполнению шассе в «ча-ча-ча».
2. Русский лирический – движения по линии танца, подготовка к Румбе.
3. Рилио – подготовка к танцу «Джайв».
4. Разрешите пригласить.
Тема № 4. Развитие пластики тела:
1. Волнообразные движения кистью.
2. Волнообразные движения правой рукой и левой рукой: волнообразные движения руками слева направо и наоборот.
3. Волны руками перед собой.
4. Волны туловищем снизу вверх и наоборот.
5. Волны туловищем с шагом вправо и влево.
6. «Пантера» движения, имитирующие движения кошек (походка, прыжки, телодвижение и т.д.).
Тема № 5. Танцевальные игры – предназначены для раскрепощения ребенка и развития фантазии:
• Ребенок загадывает, например, животное и пытается его изобразить движениями. Другие должны угадать, кто это.
• «Скульптор» - игра по парам. Первый – материал, из которого второй лепит свое произведение. Должна получиться красивая «статуя».
• «Самолеты».
• «Жуки».

Программа второго года обучения

Цель: Дать учащимся основную базу, на которой будет строиться дальнейшее обучении: по классике и современному бальному танцу.
Задачи:
1.Познакомить с элементами латиноамериканских и европейских танцев, экзерсис у станка-классика.
2.Развить рефлексивные умения, любознательность, эстетические чувства, культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками.
3.Развивать коммуникативные способности, умение жить в коллективе.

Учебно-тематический план
второго года обучения

№ Тема теория практика всего
1 Латиноамериканская программа танцев 34 34 68
2 Европейская программа танцев 34 34 68
3 Классический танец 34 34 68
итого 102 102 204

Содержание программы второго года обучения

Тема № 1. Латиноамериканская программа танцев:
1. Особенности музыкального сопровождения.
2. Техника исполнения латиноамериканских танцев.
3. Закрытая и открытая позиция в паре.
4. Понятие вариации (9 схема) танца.
5. Изучение фигур:
Самба:
• Основное движение (правое и левое).
• Прогрессивное основное движение.
• Самба ход - променадный, боковой, стационарный.
• Вольта вправо и влево.
• Виски влево и вправо (также с поворотом партнёрши под рукой).

Ча-ча-ча:
• Шассе налево и направо
• Локки вперед и назад..
• Тай степ.
• Плечо к плечу.

6. Разучивание вариации:
• Самба.
• Ча-ча-ча.

Тема № 2 Европейская программа танцев:
1. Особенности музыкального сопровождения европейских танцев.
2. Техника исполнения шагов вперед и назад.
3. Техника исполнения подъемов и спусков.
4. Положение в паре в европейском танце.
5. Линия танца и направление танцев в зале.
6. Изучение фигур:
Медленный вальс:
• Правая перемена.
• Левая перемена.
• Правый поворот.
• Левый поворот.
• Натуральный спин поворот.
• Виск вперед.
• Шассе из ПП (синкопированное).
Квикстеп:
• Подготовка к фокстроту.
• Четвертной поворот влево.
• Четвертной поворот вправо.
• Поступательное шассе.
• Правый поворот.
• Натуральный поворот с хезитейшн.
• Натуральный пивот поворот
7. Понятие вариации танца.
8. Разучивание вариации в танце «Медленный вальс».

Тема № 3. Классический танец:
1. Постановка корпуса.
2. Позиции рук.
3. Позиции ног.
4. Положение и движения головы.
5. Экзерсис у станка:(исполняется лицом к станку)
• Деми плие по I, II, V поз.
• Батман тандю по I и V поз.
• Батман тандю жете по 1 и 5поз.
• Пассе пар тер по I поз.
• Деми рожд де жамб партер ан деор и ан дедан.
• Положение сюр ле ку-де-пье.
• Батман фондю в пол.
• Батман фраппе в пол.
• Перегибы корпуса назад и в сторону.
• Гранд батман жете по 1поз.в сторону.
• Экзерсис на середине.
• Поклон.
• Перевод рук из позиции в позицию.
• I и II пор де бра.
• Соте по I, II поз.
• Партерные занятия.

Программа третьего года обучения
Цель: Развитие творческого потенциала детей.
Задачи:
1. Отработка техники исполнения латиноамериканских и европейских танцев класса «Е».
2.Развитие умения самовыражаться.
3.Формирование способов социального взаимодействия,
выработка нравственных идеалов.
4.Научить танцевать в паре, используя визуальное и контактное ведение.

Учебно-тематический план
Третьего года обучения
№ тема теория практика всего
1 Латиноамериканская программа 34 34 68
2 Европейская программа 34 34 68
3 Классический танец 34 34 68
итого 120 102 204

Содержание программы третьего года обучения

Тема № 1. Латиноамериканская программа «Е» класса:
1. Особенность музыкального сопровождения латиноамериканских танцев: народная песенная основа.
2. Техника исполнения латиноамериканских танцев.

Самба:
• Вольта с продвижением вправо, влево – крисс-кросс.
• Сольная вольта на месте.
• Бота фого в продвижении (вперед, назад).
• Бота фого в ПП и КПП.
• Обратный поворот.
• Вольта спот повороты вправо и влево для п-ши.
• Теневая вольта с продвижением.

Ча-ча-ча:
• Рука в руке.
• Три ча ча ча вперед и назад.
• Три ча ча ча в ПП и КПП
• Веер.
• Хоккейная клюшка.
Основы танца «Джайв»:
• Ритм танца.
• Основные движения на месте.
• Шассе вправо, влево.
• Перемена мест слева направо.
• Перемена мест справа налево.
• Основное фолловей движение.
• Звено.
• Фолловей рокк.
3. Разучивание вариации:
• Самба.
• Ча-ча-ча.
• Джайв.

Тема № 2. Европейская программа «Е» класса:
1. Особенности музыкального сопровождения европейских танцев.
2. Позиция противодвижения корпуса.
3. Изучение фигур:
Медленный вальс:

• Перемена хезитейшн.
• Прогрессивное шассе вправо.
• Импетус.
• Внешняя перемена.
• Обратное корте.
• Виск назад.
Квикстеп:
.
• Лок степ вперед.
• Лок назад.
• Поступательное шассе вправо.
• Типл шассе вправо и влево.
• Перемена направления.
• Натуральный спин поворот.
• Обратный пивот
4. Разучивание вариации:
• Медленный вальс.
• Квикстеп.
5. Основы танца «Венский вальс»:
• Ритм танца.
• Направление шагов.
• Исполнение правого поворота.
Тема № 3 Классический танец – экзерсис у станка:
1. Батман тандю с деми плие по 1 и 5поз.
2. Батман релевелент на 450и на900.
3. Препарасьон для ронда.
4. Гранд батман жете во всех направлениях.
5. Экзерсис исполняется боком к станку.
6. Батман фондю на 450
7. Батман фраппе на 450
8. После изучения движений составляются комбинации:
Экзерсис на середине зала:
• II пор де бра.
• Прыжки.
• Сотте по 5 позиции.
• Партерные занятия.

Программа четвёртого года обучения
Цель: научить детей технически верно и красиво исполнять отдельные движения и вариации спортивных БТ.
Задачи:
1. Отработка техники исполнения латиноамериканских и европейских танцев класса «D».
2..Освоить методику исполнения упражнений у станка более сложные танцевальные движения способствующие развитию координации движений учащихся.
3.Формирование способов социального взаимодействия,
выработка нравственных идеалов.

Учебно-тематический план четвертого года обучения
№ Тема теория практика всего
2 Латиноамериканская программа 51 51 102
3 Европейская программа 51 51 102
4 Классический танец 34 34 368
Итого 136 136 272

Содержание программы четвертого года обучения
Тема № 1. Латиноамериканская программа.
Ча-ча-ча
.Разучивание фигур:
1. Алемана( окончание А и В),
2. Натуральный волчок и натуральный волчок с окончанием А и В.
Самба. Разучивание фигур:
1.Натуральный ролл.
2.Роки назад с П.Н. и Л.Н.
3. открытые роки вправо, влево.
4 Закрытые роки на П.Н., Л.Н.
5. Корта джага.
Румба
разучивание фигур:
1.Основное движение – закрытое, открытое, альтернативное.
2. Прогрессивный ход вперед и назад.
3. Веер.
4. Нью-йорк влево, вправо чек из откр. ПП, чек из откр.КПП.
5. рука в руке,
6.Спот поворот под рукой вправо и влево.
7. Натуральный олчок.
8. Плечо к плечу.
9. Хоккейная клюшка.
10. Кукарача.
Джайв.
Разучивание фигур
1. Променадные ходы (медленные и быстрые).
2. Стой и иди.
3. Хлыст.
4. Американский спин
5. Смена рук за спиной.
Тема № 2. Европейская программа
Медленный вальс.
разучивание фигур
1.Основное плетение.
2.Двойной обратный спин.
3.Дрег хезитейшн.
4.Лок вперед и назад.
Квикстеп
1.Бегущее окончание.
2.Открытое бегущее окончание.
3.Двойной обратный спин.
4.Импетус.
5.Быстрый открытый обратный.
Венский вальс.
1.Шаги перемены вперед с П.Н. и Л.Н.

Танго
1.Ход с Л.Н. и П.Н.
2.Прогрессивный боковой ход.
3.Прогресивное звено.
4.Закрытый променад.
5.Открытый променад.
6.Натуральный рок поворот.
7.Закрытое и открытое окончание.

Тема № 3. Классический танец
Экзерсис у станка
1:Батман тандю с пур-ле-пье
2.Батман тандю жете с пике из 1 и 5 позиции.
3.Релевэ на полупальцах по 1,2.5позиции.
4.Деми плие по 4 позиции.
5.Полуповороты на двух ногах с переменой ног на полупальцах из 5 позиции.
6.После изучения движений составляются комбинации.
.Экзерсис на середине зала
1.3 пор де бра.
2.Шажман де пье.
3.Релеве по 1,2 и 5 позиции.
4.Прыжковые комбинации.

Методическое обеспечение программы
№ Тема Формы работы Методическое обеспечение
(тех.оборуд.) Дидактический материал Формы подведения итогов
1. Вводное занятие Беседа Проектор Видеозаписи конкурсов Опрос
2. Ритмика и элементы музыкальной грамоты Объяснение Музыкальный центр Карточки Игра
«Угадай ритм»
3. Техника исполнения простейших танцев Занятие
(показ) Музыкальный центр Зачет-
Мини-конкурс
4. Техника исполнения танцев отечественной бальной программы Занятие
(показ) Музыкальный центр Открытое
занятие для
родителей
5. Развитие пластики тела Показ, объяснение Ковровое покрытие Зачет
6. Танцевальные игры Показ, объяснение, игры Музыкальные
Игрушки
Сценические
атрибуты
7. Беседы о культуре поведения Беседа,
анкетирование Анкеты Анализ анкет
педагогом
8.
Латиноамериканская программа танцев Показ, объяснение Проектор Видеозаписи конкурсов Зачетное
занятие
9.
Европейская программа танцев Показ, объяснение Проектор Видеозаписи конкурсов Зачетное
занятие
10.
Классический танец Показ, объяснение Фортепиано и аккомпаниатор Видеозаписи Зачет

11. Тренаж современной пластики Показ, объяснение Проектор Видеозаписи Открытое занятие
12
Репетиционная работа Танцевальная практика Музыкальный центр Концерт

13. Индивидуальная работа Танцевальная практика Музыкальный центр
14.
Беседы о культуре
Взаимоотношений между мальчиками и девочками Беседы,
Досуговые мероприятия совместно с родителями Анкеты, досуговые программы
«Леди и джельтмены» Опрос
15.
Беседы о полоролевой идентичности мужчины и женщины Беседы с психологом,
анкетирование, дискуссия,
диспут Просмотр видеосюжетов, Опрос, наблюдение
Анализ анкет

Требования к занятиям
1. Просторный оборудованный танцевальный класс.
2.Одежда для занятий танцами. Танцевальная обувь.

Материально-техническое обеспечение
1. Зеркала, станки.
2. Аудио, видео аппаратура, ТV.
3. Тренировочные фонограммы.

Дидактическое оснащение
1. Видеозаписи с конкурсов по спортивным бальным танцам.
2. Видеофрагменты уроков.
3. Анкеты. Карточки.

Особенности структуры занятия:
• Разминка.
• Изучение новых элементов.
• Повторение ранее изученных элементов.
• Вариация с включением нового элемента.
• Поклон.

Методические приемы

Занятия танцами воспитывают навыки вежливости, элементарной культуры поведения, взаимоотношения. Педагог показывает и объясняет, как мальчик должен пригласить девочку на танец (поклониться, протянуть ей правую руку), и соответственно, как девочка принимает приглашение; как затем после танца мальчик отводит девочку на место и благодарит ее за совместный танец. Основные методические приемы - это объяснение педагога, показ примера на детях, поощрение ребят, подчеркивание в них чувства собственного достоинства, и, главное, многократное закрепление этих правил на занятиях, в играх, таким образом, чтобы это вошло в привычку и стало нормой поведения.
Танец – это танец двоих. Педагог с самого начала должен обращать внимание на это. В европейской программе большее значение имеет партнер – он «ведет», «делает» весь танец, стараясь показать всему миру, какая у него красивая партнерша. Хороший партнер ведет уверено и в тоже время мягко. Хорошая партнерша всегда готова к любой импровизации, которую придумал ей партнер.

Литература

1. Алекс Мур .Техника европейских танцев.-СПб., 1993.
2. Артемьев Т.И. Методический аспект проблемы способностей.- М.: 1977.
3. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца.- М.: Искусство, 1964.
4. Барышникова Т. Азбука хореографии.- СПб., Респек, Люкси, 1996.
5. Боголюбская М.С. Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных хореографических коллективах.- М.: 1982.
6. Брошловская Л.В. Самоучитель по танцам.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
7. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей. Медико-психологические аспекты. – СПб., 1988.
8. Колодницкий Г.А. Физическая культура. Ритмические упражнения, хореография и игры. – М.: Дрофа, 2003.
9. Кучменко В.С. Половозрастное воспитание учащихся, основы сексологии.- М.: Просвещение, 1992.
10. Пуйова В.В., Пуйов В.М. Методическая разработка по классическому танцу. – Барнаул, 1983.
11. Уолтер Лайерд. Техника латинских танцев. – СПб., 1994.
12. Фридан Бетти. Загадки женственности.- М.: 1994.
13. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Мальчик – подросток – юноша.- М.: 1982.
14. Шутиков Ю.Н. Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам.- СПб., ООО Синус Пи, 2006.
Категория: Всероссийский конкурс "Обучение с увлечением" | Добавил: саламандра
Просмотров: 908 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик