СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Обучение с увлечением"

"Формирование и развитие духовно – нравственных качеств посредством образовательной деятельности с дошкольниками"
03.06.2014, 11:52
Проект
«Формирование и развитие духовно – нравственных качеств
посредством образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста».

Актуальность проекта. Образование - это духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей. Образование - это и специальная сфера социальной жизни. В ней создаются внешние и внутренние условия для развития ребенка и взрослого в их взаимодействии, а также в автономном режиме в процессе освоения ценностей культуры. Образование представляет единство обучения и учения (индивидуальной познавательной деятельности), воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации. Молодое поколение постепенно утрачивает духовно-нравственные ценности, в большинстве своем оно стремится к тенденциям развития, диктуемым «модой». Жизненными ориентирами выступают материальные ценности, духовные ценности растворяются и перестают быть стремлением к идеалу. Воспитание духовно здоровой личности должно начинаться с формирования у растущего человека нравственных ценностей, связанных с такими понятиями, как: совесть, доброжелательность, доброта, честность, ответственность, любовь, милосердие, сострадание, терпимость и т.д. Начинать данную работу необходимо с дошкольного возраста, когда ребенок вооружается способами познания и взаимодействия с миром, усваивает нормы и правила поведения в обществе.
Все вышесказанные помогло выявить проблему исследования, которая заключается в формировании и развитии духовно-нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста, в условиях дошкольного образовательного учреждения. Беспричинный упрек друга, вызвавший взрыв нашего негодования, внезапно изменившееся настроение, озлобленность, обидные слова, капризы, отсутствие доброты ко всему живому – все это предмет разговора в образовательной деятельности в ходе реализации данного проекта.
Цель проекта – формирование духовно-нравственных норм и этнокультурных представлений у детей старшего дошкольного возраста, развитие творческого потенциала ребенка и создание условий для его самореализации посредством образовательной деятельности.

Задачи проекта:
• Изучить и проанализировать состояние проблемы исследования в философской, психолого-педагогической литературе, литературу по проблеме исследования;
• Изучить духовно-нравственную сферу ребенка старшего дошкольного возраста и определить уровень развития ее основных компонентов: когнитивного, эмоционально-ценностного, поведенческого - в условиях дошкольного образовательного учреждения.
• Разработка учебно-методического комплекса по формированию духовно-нравственных качеств ребенка старшего дошкольного возраста для дошкольных образовательных учреждений с учетом выделенных компонентов.
• Проверить возможность формирования у детей старшего дошкольного возраста духовно-нравственных и этнокультурных представлений посредством образовательной деятельности.
Средства решения проблемы:
Диагностическое обследование детей: наблюдение, диагностические методики.
Индивидуальная и групповая работа с родителями: беседы, рекомендации, памятки, консультации в информационные уголки, групповые консультации, выступление на родительских собраниях.
Индивидуальная и групповая работа с педагогами: беседы, рекомендации, семинары, консультации.
Практические развивающие занятия с детьми, беседы, чтение художественной литературы, наблюдения, продуктивная деятельность, организованные тематические праздники и развлечения, участие детей в различных конкурсах, экскурсии.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Длительность проекта: краткосрочный (сентябрь – март)
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги групп, педагог – психолог, музыкальный руководитель.
Критерии реализации проекта:
Овладение детьми навыками общения для познания своего
«Я» и построение гармоничных отношений с окружающими.
Выраженное стремление бережно относиться к природной среде, животному миру, сохранять и умножать, по мере своих сил;
Формирование у детей четкого представления о положительных нравственных качествах (доброта, терпимость, правдивость, щедрость, заботливость, внимательность и т.п.) и отрицательных (зло, жестокость, ложь, равнодушие и т.п.).
Уверенность детей в собственных силах и возможностях.
Познакомить детей с культурой, обычаями и традициями других народов и развивать дружеское к ним отношение.
Этапы реализации проекта
Этапы проекта
Содержание
Результат
I этап
Информационно-аналитический
(сентябрь)
Изучение и подбор специальной литературы по данной теме.
Подбор диагностического инструментария: диагностические методики для изучения уровня развития духовно-нравственных качеств детей, анкеты и опросники для родителей, карты наблюдений за детьми для педагогов.
Подбор учебно-методического комплекса: картотека дидактических развивающих игр, конспекты занятий; консультационного материала для родителей и педагогов по данной теме.

Анализ изученной методической литературы.
Анализ полученных результатов диагностического обследования детей, родителей, педагогов.
Разработка перспективно-тематического планирования по теме для работы с детьми; организационно-методических мероприятий с родителями (консультационный материал в информационные уголки, групповых консультаций, выступление на родительских собраниях) и педагогами (индивидуальное консультирование, семинары-практикумы, памятки, рекомендации) направленных на совместную работу с детьми.
II этап
Практический
(октябрь-февраль)
Проведение развивающей организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по развитию духовно – нравственных качеств, согласно тематическому плану.
Наблюдение за детьми в свободных видах деятельности.
Организация конкурсов, презентаций лучшей модели воспитательной работы по формированию духовно –нравственного воспитания детей ДОУ.
Продуктивная деятельность.
Подготовка детей к тематическим праздникам совместно с педагогами и музыкальным руководителем.
Организация экскурсий
Работа с родителями: индивидуальные беседы; групповые консультации: «Поговорим о нравственности», консультации в информационный уголок на тему: «Счастье – это когда тебя понимают», «Злость и жестокость», «Семья и семейные ценности», «Агрессивный ребенок».
Работа с педагогами: индивидуальные беседы, консультации на темы: «Воспитание вдохновением», «Эффективные средства приобщения детей к социальной действительности», «Правила поведения для «своевременного» воспитателя», «Кукла как национальное средство этнокультурного воспитания».

- Участие детей в международном конкурсе рисунков «Наполни сердце добротой»;
- Участие в конкурсе «Лучшая кормушка»;
- Участие детей в тематических развлечениях: «Рождественские колядки», «Масленица»,
«Мамин праздник» и театральных постановках.
Организованная поездка в планетарий; барнаульский зоопарк.
Экскурсия в Музей школы №102.
Публикация статьи «Добрым быть совсем не просто», в журнале «Звездочка наша»

III этап
Заключительный
(март)
Провести контрольное диагностическое обследование.
Презентация проекта на педагогическом совете ДОУ.
Определить эффективность реализации проекта в ДОУ.

Положительная динамика контрольного диагностического обследования.
Выводы и практические рекомендации по возникшим проблемам, в результате реализации данного проекта.
Дальнейшая реализация проекта и применение использованных методов в практике дошкольного воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения со стороны педагогических работников.

Негативные последствия реализации проекта и механизмы его предотвращения или компенсирования:
Воспитание и развитие – способы передачи этических норм старшего поколения младшему. На развитие ребёнка оказывают влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность. Но в то же время представления детей формируются на основе разнообразных и зачастую противоречивых влияний детского сада, семьи и улицы. То, что разрешается в семье, не всегда приемлемо в детском саду. Такого рода противоречия вызывают у детей раздражение, неудовлетворённость, а иногда рождают хитрость, приспособленчество. В результате у ребёнка не может сложиться чёткого представления о том, как относиться к людям, как поступать в каждом конкретном случае. Взрослый своим поведением должен показывать примеры доброго, заботливого отношения к людям, побуждать замечать состояние и проявлять сочувствие, готовность помочь. Это будет способствовать освоению, усвоению и присвоению дошкольниками этических понятий. Взрослый должен подтолкнуть ребёнка к проявлению заботы, внимания, помощи.
Необходимые условия реализации проекта:
интерес детей, родителей, педагогов;
обоснованность и достоверность результатов исследования и выводов;
применение взаимосвязанного комплекса теоретических и эмпирических методов, отвечающих поставленной цели и задачам проекта;
высокой востребованностью результатов исследования в практике дошкольного воспитания.

Список используемой литературы:
1. Богословец Л.Г., Примерова Н.В.. Сталкер,\ методическая разработка по психологии детского общения для детей старшего дошкольного возраста\. – Барнаул 2003
2. Буева, Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры Текст./Л.П. Буева // Вопросы философии. 1996. № 2.
3. Буре, Р.С., Година, Г.Н., Шатова, А.Д. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Текст./Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова М., 1989.
4. Диагностика эмоционально-нравственного развития. /Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.34-35.
5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В.. Учим детей общению. – Ярославль, 1997
6. Кряжева Н.Л., Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1997
7. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.. Цветик-семицветик\ программа психологических занятий для дошкольников 5-6 лет – СПб.-М.,2014
8. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.. Цветик-семицветик\ программа психологических занятий для дошкольников 6-7 лет – СПб.-М.,2014
9. Мухина В.С. Детская психология. – М., 2000.
10. Немов Р.С //Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
11. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду. // Под. ред. Н.А. Ветлугиной - М.: Просвещение, 1992.
12. Петровский В.А. Учимся общаться с ребенком. – М., 1993
13. Пономаренко, Т.О. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей / Т.О. Пономаренко //Дошкольное воспитание, 2002. - № 4.
14. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста // Под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Просвещение.
15. Слабодчиков В.И., Исаев Е.И.. Психология человека. – М., 1995
16. Смирнова, Е.О. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам / Е.О. Смирнова // Дошкольное воспитание, 2003.- №4.
17. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. – М., 1991
18. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева– М.: Академия, 1999.
19. Хромова С.А. Игровые уроки общения для детей - М., 2007._
20. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М.. Тропинка к своему Я – М., 2005
21. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. Составитель З.Я. Рез и др. - М.: Просвещение. 1990.
22. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 1999.
Категория: Всероссийский конкурс "Обучение с увлечением" | Добавил: danilevskayaelena
Просмотров: 1223 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик