+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Обучение с увлечением"

Рабочая программа
20.05.2014, 06:18
Негосударственное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 181 ОАО «РЖД»

Рабочая программа по художественно – эстетическому развитию
«Песочная арт-терапия как средство психофизического развития детей старшего дошкольного возраста»


Составитель:
Воспитатель
НДОУ детского сада № 181
Хон Т.В.

Новоалтайск 2014

Содержание
1. Раздел: Целевой
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Планируемые результаты освоения программы.
1.3. Характеристика художественно - эстетических особенностей детей 5-ти лет.
2. Раздел: Содержательный.
2.1. Описание содержания образовательной деятельности.
2.2. Календарно-тематическое планирование.
3. Раздел: Организационный.
3.1. Обеспечение материалами и средствами.

1.РАЗДЕЛ: ЦЕЛЕВОЙ
1.1 . Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с современными нормативно – правовыми документами:
- ФЗ «Об образовании в Российской федерации»№ 237 от 29.12.2012.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ( от 17.10.2013 № 1155)
- Санитарно эпидемиологические правила и нормативы к содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях 2.4.1.3049-13 от 29.05.2013г.
При составлении программы «Песочная арт-терапия как средство психофизического развития детей старшего дошкольного возраста» был учтен локальный компонент НДОУ: сохранение и укрепление физического и нервно –психического здоровья детей. Рабочая программа входит в вариативную часть основной образовательной программы детского сада.
Актуальность разработки рабочей программы обусловлена поиском технологий, обеспечивающих психолого-педагогическую поддержку ребенку в процессе приобщения к ценностям культуры здоровья. В основе данной программы лежит песочная терапия, способствующая не только эстетическому воспитанию ребенка, но и духовно нравственному становлению личности, приобщению к истокам и традициям культуры Алтая, воспитанию культуры здоровья ребенка.
Образы художественного творчества детей отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, эмоциональные всплески и переживания. Существует несколько воздействий на эмоциональное состояние детей средствами искусства, наиболее приемлемым в работе с дошкольниками является рисование, и как одно из направлений – арт-терапия. Ее особенность в том, что практически каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Арт терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей положительные эмоции, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру ребенка, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Художественное самовыражение используют в работе с детьми с целью профилактики и коррекции их негативных эмоциональных состояний, нормализации эмоционально волевой сферы личности; оно способствует как духовно – нравственному, так и физическому оздоровлению, представляя такую систему здоровьесберегающих воздействий, которая основана на занятиях изобразительной деятельностью, а также применяется с целью сохранения или восстановления здоровья детей.
Одним из методов арт-терапевтической работы является рисование песком, автором которой является Кэролин Лиф. Рисование песком привлекло внимание профессиональных психологов, специализирующихся в области арт-терапии и психологии творчества. Арт-терапевты быстро обнаружили, насколько полезным и эффективным может быть метод рисования песком. О пользе взаимодействия с песком известно еще из психоаналитических идей К. Г. Юнга. Трудно переоценить педагогические и психологические аспекты использования песка — это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, созидания, познания. Во время работы с песком не возникают барьеры как при обычном рисовании на бумаге, ведь песок очень пластичен и нарисованные сюжеты можно легко скорректировать. Рисование песком часто проводится под музыку, а световые столы излучает не только свет, но и мягкое тепло. Все это позволяет задействовать зрительную, слуховую и тактильную сенсорные системы, быстро погружая человека в творческий процесс. Ребенок включается в игру с песком всем своим существом — эмоционально, психически и физически. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлечённости, а также для релаксации. Манипуляция сыпучими материалами, позволяет «заземлять» негативные эмоции благодаря этому песочные занятия имеют медитативные свойства. Создание мысленных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия, всё это в совокупности и лежит в основе оздоровительного (терапевтического) эффекта для ребёнка.
«Песочная арт-терапия» имеет свою специфику: сделанный таким образом рисунок нельзя положить в альбом, показать кому-то он эфемерен, сиюминутен, и именно это обстоятельство не дает созидательному мотиву измениться, не провоцирует сдвига мотива на цель, то есть не переносит ценность процесса на результат.
При реализации рабочей программы обеспечивается интеграция таких образовательных областей как художественно-эстетическое развитие (приобщает к эстетической стороне окружающей дествительности) познавательное (развивает разнообразные способы познания, развивает конструктивное и пространственное мышление, стимулирует развитие воображения, мышления, воспитывает активное отношение к предметам и объектам окружающего мира), физическое (развивает мелкую моторику рук, координация движений).
Также, в программу включен национально-региональный компонент: знакомство с особенностями родного края (географическое местоположение, природа Алтайского края, достопримечательности, народные промыслы).
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста, рассчитана на 1 год.
Совместная деятельность с детьми проводится в форме непосредственно образовательной деятельности по подгруппам (6- 8 детей) продолжительностью 25-30 минут).
Программа предусматривает постановку и решение задач в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Цель: создание условий для психофизического развития детей старшего дошкольного возраста средствами песочной арт-терапии.

Задачи:
 развитие умения передавать форму, строение предмета и его частей, их пропорции на песке;
 обучение созданию статичных песочных картин с учетом симметрии;
 развитие композиционных умений при изображении групп предметов или сюжета на основе понимания и принятия особенностей природы и климата Алтайского края;
 развитие мелкой моторики, графомоторных навыков;
 снятие психоэмоционального напряжения, формирование произвольной регуляции поведения, способности к децентрации;
 создание необходимых условий для самореализации творческого потенциала детей, проявления самостоятельности и инициативы при освоении культурного наследия Алтайского края.
Принципы реализации программы:
1. Принцип разностороннего и гармоничного развития личности, который выражается в комплексном решении задач художественно-эстетического, социально-личностного и физического развития детей.
2. Принцип германизации, который позволяет выстроить систему совместной деятельности с детьми на основе личностно-ориентированного подхода, представления свободы выбора форм, методов физического, социально –коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития детей.
3. Принцип индивидуализации, предполагающий построение образовательного процесса в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, его способностями и интересами.
4. Принцип регионализации обусловивший освоение в ходе реализации программы ценностей, заложенных в культуре Алтайского края.
5. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей.
6. Принцип оздоровительной направленности, в основе которого лежит использование здоровьесберегающих технологий.
1.2. Планируемые результаты освоения программы.
При реализации рабочей программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится воспитателем в рамках педагогической диагностики, связанна с оценкой собственных педагогических действий, приемов и является основой для их дальнейшего планирования. Педагогическая диагностика направлена на выявление степени эффективности взаимодействия педагога и ребенка в образовательном процессе. Результаты диагностики в ходе мониторинга используются для индивидуализации образования и оптимизации работы с группой.
Мониторинг детского развития проводится на основе социально нормативных возрастных характеристик, возможных достижений ребенка. Приведенные ниже требования к результатам освоения рабочей программы являются ориентирами для анализа и выстраивания собственной профессиональной деятельности педагога, взаимодействия с семьями воспитанников.
Создание широких возможностей для накопления опыта данной деятельности, использование педагогических приемов способствует проявлению детьми:
- практических умений и навыков рисования песком (дети имеют представление о технике безопасности при работе на световом столе, отличают приёмы создания фона (наброс и насыпание); отличают приёмы рисования (расчищение, вырезание, линейный, щепотка, видоизменение и преображение); рисуют одновременно двумя руками симметричный предмет (яблоко, ваза); преобразуют одни фигуры на песке в другие, добавляя или убирая детали;
- инициативности и самостоятельности в выборе темы, техники рисования (дети проявляют исследовательское поведение, экспериментируют в создании художественного образа, придумывают самостоятельно оригинальные способы его исполнения)
- навыков сохранения здоровья в процессе самостоятельной художественно-творческой деятельности (соблюдение правил безопасности при работе с песком, столом, выполнение физкультминуток)


1.3.Характеристика художественно - эстетических особенностей
детей 5 -ти лет
У ребенка старшего дошкольного возраста пробуждается стремление проникать во всё многообразие окружающего мира.
Как правило, дети пятилетнего возраста любят рисовать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес. Они воспроизводят в рисунке, то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения.
В старшем дошкольном возрасте происходит постепенное превращение воображения ребенка из деятельности, которая нуждается во внешней опоре (прежде всего на игрушки), в самостоятельную внутреннюю деятельность, позволяющую осуществлять элементарное словесное (сочинение сказок, историй и стихов) и художественное (рисунки) творчество.
На пятом году жизни у ребенка появляется фантазия, необходимая для свободного выявления его творческих возможностей. В дошкольном возрасте фантазия выступает как одно из важнейших условий усвоения общественного опыта. Правильные, адекватные представления об окружающем утверждаются в сознании ребенка, будучи пропущены сквозь призму воображения.
Постепенно возникают чувства формы и линии, пробуждается потребность не только перечислить конкретные признаки описываемого предмета, но и передать формальные взаимоотношения частей.
Представления об окружающей действительности формируются в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений и т. п. О многом дети узнают из рассказов, из произведений художественной литературы.
Следует целенаправленно обучать ребенка пользоваться доступными средствами отражения действительности, насыщать впечатлениями, чтобы сформировать изобразительные и технические умения, дать возможность грамотно и выразительно выражать свои идеи в лепке, аппликации или рисовании, а так же самостоятельно подбирать средства материалы в своей деятельности.

2.Раздел: Содержательный

2.1 Описание содержания образовательной деятельности
1.Знакомство со световым столом, песком. Правила техники безопасности при работе на песочных столах, при работе с песком.
Форма занятий: теоретическая (1НОД)
2.Основные техники рисования песком и основы композиции
Получение начального представления о способах рисования. Основные приёмы насыпания и техники рисования песком. Что такое композиция и как её понимать. Композиционный центр, основная фигура. Выразительные средства композиции: линии, пятно, точка. Средства композиции: симметрии и асимметрия, пропорции.
Формы занятий: практическая
Результатом непосредственной образовательной деятельности предусмотрено не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. В основе практической работы лежит выполнение заданий по созданию творческих работ. В процессе образовательной деятельности для лучшего освоения материала детям предлагаются тренировочные упражнения, направленные на развитие навыков рисования на песке, зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, воображения и фантазии. Создать соответствующую замыслу атмосферу занятия помогают игровые ситуации, театрализованные игры, музыкальное сопровождение.
Наибольшую эффективность работы по данной программе дает способ совместной деятельности педагога и детей, направленной на решение творческой задачи. Педагог должен не только дать начальные представления о способах рисования песком, но и пробудить их творческую активность, интерес к процессу работы и получаемому результату.
Структура непосредственно образовательной деятельности.
1. Вводная часть:
Основная цель - настроить группу на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон. Сюда входят ритуалы приветствия, пальчиковые игры, игры на развитие внимания.
2. Основная часть:
На нее приходится основная смысловая нагрузка. Сюда входит прослушивание или просмотр сказок, историй, (количество героев и совершаемых им действий необходимо ограничивать, поскольку перед педагогом не стоит задачи поразить воображение ребенка, а выявить его реальные возможности последующего отображения на световом столе) слайдов, игры для снятия эмоционального напряжения, динамические упражнения, важно создать ситуацию успешности каждому ребенку. Иногда
После того как дети наполнятся впечатлениями, погрузятся в мир сказки, можно приступать к рисованию. Основная цель- разрядка психического напряжения и выплеск детских переживаний. В основном дети сами выбирают способ, которым они будут воплощать свои идеи на песке: руками, пальчиками, кулачками, ладошками. Техника рисования зависит от темы занятия. Дети могут рисовать ладошками или пальцами, а могут работать двумя руками.
3. Заключительная часть:
Релаксация, самомассаж. Ее основная цель – закрепление положительных эмоций от работы на занятии и подведение итогов. 
2.2. Календарно-тематическое планирование

месяц Кол-во занятий Непосредственно образовательная деятельность
(тема) Самостоятельная деятельность детей Сотрудничество с родителями
Сентябрь
1 Добро пожаловать в волшебный мир песка.
Задачи: ознакомить детей со способом рисования песком, показ песочной анимации Самостоятельная художественная деятельность на песке во время прогулки Консультация-практикум «Песочная терапия»


1 «Палка, палка, огуречик…»
Задачи: показать способы рисования одним пальцем, ознакомить с основными приёмами рисования песком (точки, линии, круги) Создание условий для рисования контуров различных изображений Оформление буклета «Я рисую, мы рисуем»
Октябрь
1 «Что подарила нам осень?»
Задачи: продолжать знакомство детей с приемом рисования указательным пальцем по песку. (овощи фрукты, грибы) Создание условий для сюжетно-ролевых игр «Магазин «Овощи и фрукты», «Кулинарный поединок» Оформление выставки овощей «Дары осени», пополнение кулинарной книги «Едим дома» разделом «Овощные блюда»


1 «Калина красная»
Задачи: показать приёмы насыпания песка: наброс, насыпание (плодовые деревья и кустарники Алтайского края (рябина, калина, облепиха) Создание условий для игры «Какое это дерево?» Консультация «Как вести себя в лесу», создание фотоальбомов «Однажды были мы в лесу», оформление гербария «Букет земли алтайской»
Ноябрь

1 «Паровоз по рельсам мчится»
Задачи: Показать способы рисования несколькими пальцами симметрично (рельсы, шпалы, вагоны) Создание условий для художественно-продуктивной деятельности с использованием разнообразных материалов на тему «Паровоз будущего» Фото-конкурс «Мои родители -железнодорожники», консультация «Как развить творческие способности у детей»


1 «Мой город»
Задачи: Показать способы рисования кулачком (высотные дома, рисование одним пальцем телевизионные антенны) Рассматривание фотографий с видами Новоалтайска, самостоятельная деятельность детей в развивающих центрах краеведения Совместная проектная деятельность «Мой город - мой дом»
Декабрь
1 «Идет волшебница зима»
Задачи: продолжать знакомство с приемами рисования кулачком по песку (сугробы, снеговик), несколькими пальцами одновременно (снег идет, снежинки) Рассматривание иллюстраций на тему зима на Алтае, вьюга ,создание условий для сюжетно-ролевых игр «Два мороза», «Снежная королева», игры со снегом на улице Придумывание рассказов «Зимнее приключение в Новоалтайске»

1 «Елочка-красавица» Задачи: продолжать знакомство с приемами рисования кулачком по песку, показать способы рисования на песке дополнительными инструментов (рисуем тонкой палочкой елочные украшения, коробки подарки) Изготовление бумажных снежинок Выставка совместных работ на тему «Скоро, скоро Новый год!»
Январь

1 «Зимний лес»
Задачи: Показать способы рисования (вырезание, расчищение), рисование несколькими пальцами одновременно (сосновая и пихтовая веточка) Создать условия для проведения дыхательной гимнастики «Вдыхаем аромат хвойного леса», предложить детям альбомы для рассматривания с иллюстрациями зимних пейзажей на Алтае Выставка поделок из хвойных деревьев


1 «Морозные узоры» Задачи: показать способ насыпания песка щепоткой,
рисования симметрично двумя руками (морозные узоры) Создание условий для художественно продуктивно деятельности с использованием нетрадиционных материалов Консультация «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Февраль
1 «Послушай о чем поет Алтайская вьюга»
Задачи: : продолжать знакомство с приемами рисования кулачком по песку показать приемы использования дополнительных инструментов для рисования на песке (грабельками рисуем вьюгу) Создание условий для сюжетно-ролевых игр с использованием психогимнастики, пальчиковой гимнастики, двигательных упражнений «Санаторий Белокуриха», «Вьюга» Совместная проектная деятельность «Колыбельная песня моей мамы»


1 «Я расту здоровым!»
Задачи: показать способы изменения образа путем добавления деталей (спортивный инвентарь; превращаем коньки в лыжи) Создание условий для рассматривания иллюстраций на тему «Зимние виды спорта» Пополнение физкультурного уголка нетрадиционным оборудованием
Март

1 «Букет для мамы»
Задачи: показать способы изменения образа путем добавления деталей (бутоны цветов, дорисовываем лепестки; превращаем ромашки в астры, астры в розы) Создание условий для дидактических игр «Чей это цветок?», «Цветы и вазы», рассматривания иллюстраций на тему «Цветы Алтая» Подготовка и проведение развлечения «Проводы зимы»


1 «Колыванская ваза»
Задачи: продолжать знакомство с приемами рисования симметрично двумя руками, насыпания песка щепоткой, использования дополнительных инструментов (орнамент вазы) Создание условий для дидактических игр «Собери вазу», «Где, чья ваза?», рассматривания иллюстраций на тему «Искусство алтайских камнерезов» Выставка совместных работ на тему «Такие разные камни»
Апрель 1 «Что загадочный космос хранит?»
Задачи: показать способ рисования -насыпание песка из кулачка, продолжать знакомство с приемами использования дополнительных инструментов (рисуем фон с помощью массажного мячика) Создание условий для рассматривания иллюстраций на тему «Солнечная система» Выставка совместных работ на тему «Космос»


1 «А у нас в саду порядок
посадили десять грядок…»
Задачи: продолжать знакомство с приемами рисования симметрично двумя руками (грядки), насыпание песка щепоткой (садим огород) Создание условий для самостоятельной деятельности детей в развивающих центрах «Огород на окне» Фотоконкурс «И я помогаю»
Май
1 «Праздничный салют»
Задачи: продолжать знакомство с приемами рисования симметрично двумя руками, используя дополнительные инструменты Создание условий для рассматривания иллюстраций на тему «ВОВ», «9 Мая- день Победы» Совместная проектная деятельность «Мой прадед тоже воевал»
1 «Мир моей фантазии»
Задачи: создание необходимых условий для проявления самостоятельности и инициативы у детей Создание условий для самостоятельной деятельности детей: коллекционирования, моделирования, игровой, творческой деятельности Показ открытого занятия на тему «Дети-цветы жизни»


3.Раздел: Организационный.
3.1. Обеспечение методическими материалами и средствами.
Для реализации рабочей программы необходимы:
 оборудование: - световые планшеты/поддоны/столы
 материал - кварцевый песок, палочки, гребешки, пластиковые вилки, массажные мячики
 медиоресурсы : презентации, картотеки игр, наглядно-дидактический материал по темам



Методическое обеспечение:
1. Дубровская Н.В Рисунки, спрятанные в пальчиках. – Спб., 2003.
2. Зейц. Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. -М: ИНТ,2010. (Редактор русского издания И.А. Качанова)
3. Зинкевич - Евстегнеева Т.Д. «Практикум по песочной терапии», СПб «Речь»,2006.
4. Никитина Т.О. Афанасьева М.А. Песок как универсальное средство развития дошкольноков// Воспитатель ДОУ,2013, №9.
5. Погосова Н.М. «Погружение в сказку», «Речь». 2006.
6. Постоева Л.Д.,.Лукина Г.А «Интегрированные коррекционно- развивающие занятия для детей 4-6 лет», «Книголюб», 2006.


Приложение 1
Техника Описание

Техника закидывания Используется для создания темного фона на большей части рабочей поверхности. Делается несколькими быстрыми движениями. Ребром ладони как бы сбрасываем верхушку с песка, лежащего вдоль края стекла, к центру или противоположному краю стекла. От амплитуды движения будет зависеть, насколько далеко песок распространяется по поверхности. При закидывании получаются причудливые песочные разводы. С помощью данной техники удобно изображать небо, землю, море.

Техника засыпания Используется для создания затемненных поверхностей. Данная техника позволяет создавать градации и тонкие переходы на темных участках рисунка. Набираем песок в кулак и держим его над поверхностью, повернув пальцы вниз, но сжимаем их не очень сильно – таким образом, чтобы песок мог сыпаться сквозь щелочки. Совершая небольшие движения из стороны в сторону параллельно поверхности, аккуратно рисуем темную поверхность в нужном месте .От продолжительности процедуры засыпания песка будет зависеть степень темноты данного участка рисунка. При использовании данной техники получаются поверхности с разными контурами

Техника насыпания Взяв песок в кулак, сжимаем его и держим вертикально, чтобы пальцы были обращены к рисующему. Рукой, находящийся в нескольких сантиметрах от поверхности, начинаем водить по нужному контуру. Песок должен высыпаться тонкой струйкой из отверстия между ладонью и согнутым мизинцем. Силой сжатия пальцев контролируем ширину линии. Чем быстрее вести линию, тем тоньше и изящней она получится. Данный вид техники применяется для затемнения элементов рисунка внутри контуров или получения темных фигур с простым и сложным очертанием. Положение руки и песка остаются прежними, меняются лишь движения кисти они напоминают штрихование карандашом.

Техника вытирания Данный вид техники применяется для создания светлых участков на рисунке. Вытирая лишний песок с поверхности, рисуем нужный силуэт из оставшегося песка. Положив ладонь на поверхность, и немного нажимая на нее, двигаем кистью по стеклу в нужном направлении. Для получения небольших светлых пятен используем боковую поверхность большого пальца

Техника процарапывания Итог процарапывания – создание светлого контура, схожего со следом карандаша или фломастера. Для рисования используем подушечку пальца или ноготь

Техника отпечатка Помогает добиваться имитации различных фигур и материалов. В зависимости от нужной фактуры и общего замысла можно использовать отпечатки все ладони, пальцев, ребра ладони. Также можно использовать различные предметы: расческу, кисти, картонку
Категория: Всероссийский конкурс "Обучение с увлечением" | Добавил: тата
Просмотров: 3820 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.5/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик