СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Обучение с увлечением"

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕГАТИВНЫМ ПОСЛЕДСТВИЯМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
[ Скачать с сервера (145.4Kb) ] 28.04.2014, 16:10
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕГАТИВНЫМ ПОСЛЕДСТВИЯМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Чернышев Эдуард Николаевич,
учитель математики МБОУ СОШ №3
г.Красный Сулин Ростовская область

Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) традиционно рассматривается в педагогической науке и практике как средство повышения эффективности обучения, свидетельство современности и научности образовательного процесса. При этом эффективность использования ЭОР в образовательном процессе обеспечивается наличием следующих возможностей:
мультимедийности – возможности одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами.
моделирования – имитационного моделирования с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов; ЭОР могут дать адекватное представление реального или воображаемого объекта; с их помощью можно имитировать множество действий человека в реальной действительности.
интерактивности – взаимодействия пользователя с контентом (информационным наполнением, англ. content — содержание)  ЭОР, использование активно-деятельностных форм обучения; в интерактивных ЭОР содержание представлено конкретными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться (например, лабораторные эксперименты, контроль знаний).

Необходимость повышения качества образования привела меня к осознанному использованию указанных возможностей в обучении школьников математике, природоведению, краеведению, предметам предпрофильной подготовки…
Широко использую в своей работе Интернет — порталы ЕГЭ  http://www.egeru.ru/, http://uztest.ru/, http://fipi.ru, где пробное тестирование учащихся проводится в онлайн-режиме по заданиям, аналогичным тем, которые будут у выпускников на ГИА и ЕГЭ, с последующим оцениванием их ответов. С помощью названных сайтов, организую контроль знаний учащихся. Здесь имеется более 13000 задач по всем разделам школьной математики. Программа сайта http://uztest.ru/ автоматически формирует индивидуальные задания для каждого ученика, согласно заданным учителем условиям, не нужно тратить время на проверку заданий – результаты выполнения работ учащихся видны на компьютере.
Большую часть материала по видам заданий школьники могут почерпнуть из открытого банка заданий ЕГЭ по математике (http://mathege.ru; http://fipi.ru).Здесь есть каталог по заданиям, по содержанию, по умениям. На страницах этих сайтов можно не только взять ту или иную информацию по интересующей теме, но и выполнить тренировочные и диагностические работы в режиме on-line. Обучающиеся стали постоянными участниками этого проекта, т.к. предложенная система позволяет каждому школьнику выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе, независимо от объёма работы и скорости её выполнения остальными.
При использовании материалов сайта http://interneturok.ru школьники имеют возможность прослушать объяснение новой темы, многократно обращаясь к трудным для восприятия моментам, а затем пройти тренировочные тестирования различного уровня сложности.
Помощниками в нашей работе стали страницы сайта http://www.alleng.ru: «К уроку математики», «Решение задач по математике», «Экзамен по математике», «Математика абитуриентам», «Формулы по математике», «Учебники, справочники, пособия». Здесь размещены демоверсии прошлых лет, материалы и тесты для подготовки к сдаче ГИА и ЕГЭ по математике, варианты выпускных экзаменов по математике прошлых лет с ответами и решениями.
Мои ученики поучают дистанционное образование в Ростовском областном центре дополнительного образования одаренных детей, где также используют ЭОР в различных формах:
http://youtu.be/3bu6vUNvF4U - Первое знакомство с сайтом ОЦДОД
http://youtu.be/kphmKcPhcUQ - Отправка сообщений
http://youtu.be/pGeLQP8II4Q - Чат и видеоконференции
http://youtu.be/1S2UNHeO2bw - Форум
http://youtu.be/3Ellblj2Eig - Лекции и практика
http://youtu.be/MCIrccyw9CQ - Тесты
Работая с ЭОР, ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь или полностью объясняется решение. Всё это позволяет в значительной степени устранить одну из важных причин отрицательного отношения к учёбе — неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях. Очевидными положительными моментами этой работы считаю то, что школьники не только восстанавливают пробелы в знаниях, но учатся извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, собирать материал по заданной теме, создавать базы заданий, проверяют уровень своей подготовки к экзаменам и к продолжению математического образования.
Еще одним положительным моментом использования ЭОР считаю возможность опосредованно влиять на изменение эмоционального состояния школьника, что всегда представляет собой педагогически сложную задачу. Наиболее благоприятная психологическая атмосфера на уроках создается тогда, когда учитель детально продумывает использование ЭОР. Главным аргументом в пользу выбора для урока того или иного ЭОР должен стать тот факт, что изучаемое на уроке научное понятие или явление достаточно сложно или даже невозможно объяснить на вербальном уровне. К этим понятиям можно отнести геометрические объекты, сложные химические или физические явления. В процессе использования ЭОР в различных моделях можно воспроизвести сложный объект, явление… Участие школьника в наблюдении за анимированными моделями, работа в он-лайн режиме в информационной сети меняют эмоциональные ощущения и чувства.

Как и в русской поговорке, «все кузни исходил, а некован воротился», я вновь и вновь задумываюсь о смыслах и последствиях информатизации образования. Массовое и разнообразное использование ЭОР в учебном процессе заставило меня выделить показатели негативного влияния этих ресурсов на формирование у обучающихся ключевых компетенций. К таким негативным последствиям относится следующее:
1. Постоянное и многократное предъявление готовых «уплотненных» (и кем-то без участия школьника «осмысленных») информационных систем (презентаций, таблиц, схем…) приводит к нивелирование способности обучающихся самостоятельно формировать информационные фреймы - «сгустки» информации.
2. Возрастающая при использовании ЭОР скорость и объем информации вызывают испуг перед большими объемами информации, трудности в ее восприятии и осмыслении; появляется привычка воспринимать информацию на семантическом, а не на смысловом уровне.
3. Использование он-лайн тестирования, где, как правило, требуется получить и внести только ответ, формирует пренебрежение школьников к логическим обоснованиям и совершенствованию способов решения; к тому же, учитель не видит за готовым ответом особенностей решения, а, значит, - не может диагностировать пробелы в предметных действиях.
4. Подавляющее использование ЭОР снижает интерес к учению? Да, это ожидаемо, т.к. со временем исчезает эффект новизны, вследствие чего снижается уровень познавательной мотивации, особенно у левополушарных школьников.
5. Массовая практика использования ЭОР вне образовательной технологии или сложившейся группы методов приводит к снижению влияния этих приемов на развитие компетентностных характеристик личности школьника, деформации индивидуальных стилей познавательной деятельности всех участников образовательного процесса; актуализируется практика, в которой ЭОР и процесс его использования становятся главным предметом изучения.

Педагогические противодействия (антимеры) указанным негативным последствиям должны быть ориентированы на формирование опыта творческого и эффективного использования ЭОР в образовательном процессе. В своей работе использую следующие антимеры: 1.Вовлечение обучающихся в процесс создания информационных фреймов, опорных схем, графических форм знания. 2.Создание условий для восприятия больших объемов информации (в т.ч., - информационных текстов, графических изображений); работа по классификации информации на существенную и несущественную, на установление причинно-следственных связей объектов и явлений. 3.Расширение практики выполнения максимально подробных обоснований в решениях предметных задач. 4.Использование периодов «ЭОР-тишины», когда эти ресурсы некоторое время вообще не используются. Считаю оптимальным, когда ЭОР используется один раз в течение 3-4 уроков. 5.Использование ЭОР для постановки условий, влияющих на возникновение познавательной проблемы у каждого ученика: предъявление провокационных выводов, решений, умозаключений…
Систематическое исследование восприятия ЭОР обучающимися позволяет сделать вывод о действенности педагогического противодействия (см. диаграмма).

УРОВНИ ВОСПРИЯТИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ЭОР

Поиск педагогических противодействий позволяет оптимизировать образовательный процесс, повысить востребованность и эффективность использования электронных образовательных ресурсов.

Литература

1. http://ret-prog.do.am/publ/shkola/ikt_v_shkole/
2. http://www.profile-edu.ru
3. Воронкова О. Б. - Информатики: методическая копилка учителя  - Ростов н/Д: Феникс, 2008.
4. Роберт И.В.- Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) // 2-е издание, дополненное. – М.:ИИО РАО, 2008.
5. Трайнев В.А., Трайнев И.В.. - Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учебное пособие /— 4-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009.
Категория: Всероссийский конкурс "Обучение с увлечением" | Добавил: eduardsгдшт
Просмотров: 759 | Загрузок: 66 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик