СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Обучение с увлечением"

Интегрированный урок по литературе и естествознанию "Осень в лесу"
12.04.2014, 20:08
Конспект открытого интегрированного урока
по литературе и естествознанию
учителей Корневой Валентины Николаевны и Малюгиной Нины Федоровны
в 6 классе ГБС (К) ОУ № 487 Выборгского района СПб

Тема: Осень в лесу.
Цель:
обобщение и расширение представлений об осени в лесу
Задачи:
развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о живой природе леса осенью;
совершенствование выразительного чтения стихотворений, прозаических отрывков художественной литературы;
повышение речевой мотивации через зрительное и слуховое восприятие (просмотр слайдов с осенними пейзажами, фото животных и птиц, прослушивание музыки);
коррекция памяти, логического мышления, развитие речи через ответы на вопросы, самостоятельные выводы;
развитие творческих способностей учащихся;
привитие бережного отношения к окружающей природе и ее обитателям.
Место урока в системе уроков: заключительный
Тип урока: комбинированный, повторительно-обобщающий.
Методы урока: словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративный, творческая деятельность, репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в группах, коллективная работа.
Возрастная категория: 6 класс
Вид урока: урок-прогулка.
УМК:
1. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида», О.А.Хлебосолова, Е.И.Хлебосолов «Природоведение « Владос Москва, 2005г
2. Учебник для специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией Е.В. Макаревич. Е.В.Королева Естествознание»Неживая природа» 6 класс . Москва. Владос. 2005 г.
3. Чтение. Учебник для 6 класса спец. (коррекционных) образовательных учреждений VШ вида /авт.-сост. И.М. Бгаженкова, Е.С. Погостина – М.: Просвещение, 2006
4. Изучаем «Окружающий мир» с увлечением. Методическое пособие. М. 2007
Т.М. Лифанова «Дидактические игры на уроках естествознания». Методические разработки.
5. Тетрадь для самостоятельных работ по естествознанию для 5-6 классов, специальных (коррекционных) ОУ VIIIвида.
6. Агапова И.А., Давыдова М.А. Литературные игры для детей. – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2006
Средства наглядности:
- раздаточный материал: карточки задания
- зрительная наглядность «Презентация к уроку»
Оборудование: плакат «Осень в лесу», дидактический материал «Осень», компьютер, проектор
Технологии обучения:
- игровые;
- компьютерно - информационные;
- здоровьесберегающие,
- разноуровневого и дифференцированного подхода
- компьютерные средства обучения.
- вопросы репродуктивного характера;
Межпредметные связи: литература, естествознание.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
/А.С.Пушкин/

Ход урока

I. Организационный момент.
Приветствие гостей.
Обращение к детям:
- Сегодня у нас необычный урок, его будут проводить два учителя. Учитель русского языка и литературы Валентина Николаевна и учитель биологии Нина Федоровна.
- Надеемся, вы сегодня пришли с добрым хорошим настроением в школу, и оно останется таким до конца учебных занятий.
- У вас на партах смайлики. Выберете то, что соответствует вашему настроению, и покажите нам.
- Спасибо, хорошо! Будем надеяться, что ваше настроение станет не хуже, а может и лучше, а для этого улыбнитесь друг другу.
II. Мотивация
-Тему данного урока мы определим вместе с вами.
-Для этого вы должны будете угадать наши загадки и разгадать кроссворд, который и покажет ключевое слово вам, оно и подскажет, чему будет посвящен наш урок.
Загадки (записываем отгадки в кроссворд):

1. Маленький плутишка
По дворам шныряет,
Крошки собирает.
Чик-чирик кричит,
Смиренно не сидит. (воробей)
2. Днем спит,
Ночью летает,
Прохожих пугает,
Ух-ух – восклицает. (сова)
3. Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу. (белка.)
4. На дереве сидит,
Кар-кар кричит. (ворона)
5. Зверь мохнатый, косолапый,
Он сосет в берлоге лапу. (медведь)

- Какое слово у нас получилось? (Осень) Правильно. А отгадки наши где живут? (В лесу)
ОСЕНЬ
в о р о б е й
с о в а
б е л к а
в о р о н а
м е д в е д ь

- Правильно, тема нашего урока сегодня «Осень в лесу». Нигде как в лесу не увидишь всей прелести осени, всей ее красоты.
II. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке, не покидая класса, мы отправимся на небольшую прогулку по лесу. Гуляя, будем обращать внимание и на деревья и на животных. Будем наблюдать за изменениями, происходящими в природе осенью, полюбуемся красотой осеннего леса. Вспомним замечательные строки русских поэтов об осени. Познакомимся с животным миром осеннего леса, будем отгадывать загадки.
- Но прежде, чем приступим к уроку, надо разделиться на группы, т.к. в лесу надо вести себя тихо и организовано. Предлагаем три группы: и ведущими в них будут – Митягин Дима, Екимов Никита, Сафонов Алёша. А остальным ребятам предлагаем на ваш выбор войти в эти группы.
- Лес, что может быть прекрасней в нашей стране, разве только люди. А люди, входя в лес всегда должны соблюдать определенные правила. Вспомним их:
 не ломать ветви деревьев;
 не разорять муравейники;
 не разорять птичьи гнезда;
 не забирать из лесу домой животных;
 не шуметь в лесу;
 не разжигать костры без взрослых;
 не вырывать грибы и ягодные кустарники с корнем;
 не оставляйте и не закапывайте мусор в лесу.
- Молодцы! Хорошо знаете правила и надеемся, будете соблюдать их всегда, а не только во время нашей прогулки.
Звучит музыка П.Чайковского (чтение стихотворения под музыку):
- Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Веселой, пестрою стеной,
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небе, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной. ( И. Бунин.)

- Что можете сказать про осень, вы, ребята?
ОСЕНЬ:
1. Осень. Сказочный чертог, Просеки лесных дорог,
Всем открытый для обзора. Заглядевшихся в озёра.
2.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы.
Вязы, ясени, осины
В позолоте небывалой

3. Золотая осень.
Серые дожди,
Птицы улетают.
Скоро зиму жди.
- Какие признаки природы отмечает каждый месяц осени?
СЕНТЯБРЬ: Осыпал лес свои вершины.
Сад обнажил свое чело.
Дохнул сентябрь…
- Вы все читали рассказ Виталия Бианки «Сентябрь» и должны знать, как называют СЕНТЯБРЬ в народе (хмурень, ревун).
- Правильно.
ОКТЯБРЬ: Октябрь уж наступил –
Уж роща отряхает
Последние листы
С нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад –
Дорога промерзает.
Журча, бежит за мельницу ручей.
- Вспомним рассказ Виталия Бианки «Октябрь», как называют ОКТЯБРЬ в народе? (листопадом, грязником, зазимником).
- Молодцы! А почему? (потому что часто идут дожди, становится холоднее).
НОЯБРЬ:
По утрам морозы,
В рощах — желтый листопад,
Листья около березы
Золотым ковром лежат,
В лужах лед прозрачно-синий,
На листочках белый иней.
Вот и ноябрь наступил.
Тишиной все огласил.
-Как в народе называют НОЯБРЬ?
- Назовите, главные приметы осени:
- листья желтеют, краснеют и опадают;
- часто идут дожди, дует холодный ветер;
- иногда идет снег;
- птицы улетают на юг;
- животные некоторые впадают в спячку.

- Правильно! Молодцы! Но, говоря об осени нельзя не вспомнить о растениях и о животных.
- Но прежде чем пойдем гулять сделаем небольшую остановку, отдохнём:

Легче – выдох,
Глубже – вдох.
Путь не близок, не далёк.
Наклоняйся, ну-ка, ну-ка.
Выпрямляйся, потянись,
А теперь назад прогнись.
Поднимай-ка руки, плечи,
Чтоб шагать нам было легче.


- А теперь приглашаем вас на экскурсию в природу.
- Многое изменилось осенью в лесу. Что можете сказать про растения? Почему деревья осенью сбрасывают листву? ( Лиственные деревья, сбрасывая листву на зиму, сберегают себя от гибели в зимние морозы)
- Зимой и летом одним цветом? Почему? (Хвойные деревья на зиму не сбрасывают хвою, оставаясь круглый год зелеными. Благодаря форме листиков-хвоинок, деревья хорошо переносят зимние морозы).
- Хвоинки - это те же листики. Но маленьким иголочкам, в отличие от больших листьев, и солнечного света нужно меньше, и воды. Вот ели и сосны хвоинки и не сбрасывают. А зачем? Им и так хорошо. Зимой хвойные деревья тоже отдыхают, но засыпают позже лиственных и просыпаются раньше
- Кто скажет, какие животные впадают в спячку и почему?
- Давайте поговорим о животных, которые впадают в зимнюю спячку. В отличие от белки, они не делают запасов пищи на зиму. Чаще всего они употребляют растительную пищу, а с приходом зимы она пропадает. Но животные накапливают за теплое время года жир в своем теле. Так что когда они долгое время не могут найти себе еду, то глубоко заползают в свои норы и засыпают. Они проводят так целую зиму, питаясь запасенным жиром.
- Многие млекопитающие, такие, как медведь, на самом деле не впадают в зимнюю спячку. Они спят намного больше зимой, чем летом, но это вовсе не глубокий сон, свойственный истинной спячке. В теплые и ясные зимние дни медведь, белка, бурундук просыпаются и выходят наружу. Настоящая спячка чем-то похожа на смерть и не имеет ничего общего с обыкновенным сном. Когда животное находится в зимней спячке, вся его жизненная активность падает практически до нуля. Температура тела опускается до такого уровня, что животное становится всего лишь чуть теплее окружающего воздуха.
Вот почему животные расходуют свои пищевые запасы, накопленные в теле, очень-очень медленно. Поскольку они потребляют меньше топлива, то и нуждаются в меньшем количестве кислорода, и в результате их дыхание замедляется, а сердце еле бьется. Если температура в берлоге становится очень низкой, находящееся в спячке животное просыпается, зарывает себя поглубже и засыпает снова.
Когда наступает весна, животных будит изменение температуры, влажность и чувство голода. Тогда они выползают из своих логовищ.
Знаете ли вы, что многие нетеплокровные животные тоже впадают в спячку? Земляные черви заползают в почву ниже подмерзшего слоя; лягушки прячутся в илистом дне водоемов; змеи заползают в трещины скал или земляные норы; некоторые рыбы, например карп, спят на дне. Даже некоторые насекомые впадают в спячку, укрываясь под камнями и бревнами
- А что можно сказать о животных, которых вы сейчас назовете, отгадав наши загадки:
1. Кто в лесу орехи прячет, сушит на зиму грибы? (Белка)
2. Не найти среди зверей никого её хитрей. (Лиса)
3. Серовато, зубовато по лесу рыщет, зайчат ищет. (Волк)
4. Он длинные уши на солнышке сушит, храбрец и красавец. Зовут его (Заяц)
- Так что же про них скажете? (Они не впадают в спячку)
- Многое меняется и для птиц. Одни из них улетают на юг, в теплые края, а вот другие- остаются с нами. Они перебираются поближе к людям, можно поживиться остатками
пищи, которые обязательно найдутся поблизости от жилья. Как думаете, почему птицы улетают? Каких птиц можете назвать?
- Давайте посмотрим какие птицы не покидают родных лесов (воробьи, синички, вороны и дятлы ).
- Но осенью к нам прилетают с севера зимние пернатые гости. Для них наши леса являются теплым краем, да и пищи хватает, так как они питаются в основном ягодами, семенами.
Отгадайте загадку:
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
Тут как тут! (СНЕГИРЬ)
Эти птицы очень красивы. Румяными яблочками красуются на ветках серо-красные птицы с черным козырьком - это снегири.
V. Закрепление материала
- Хорошо, ребята, знаете нашу природу.
-Сейчас мы проведем с вами небольшую викторину. У вас на партах лежат задания, которые должны сделать группой. Берем конверты по алфавиту: сначала берем конверт с буквой А, потом с Б и последний с В.
А) Прочитайте отрывок из рассказа В.Бианки и скажите, о каком месяце осени идет речь.
1. «Третье своё дело завершает осень: раздев лес, сковав воду, прикрывает землю снежным покрывалом. Неуютно в лесу: исхлёстанные дождями, голые, чёрные стоят деревья».
2. «Покончив с первым своим делом – раздеванием леса, осень принимается за второе: студит и студит воду. Всё чаще по утрам лужи покрываются хруаким ледком Как воздух, вода оскудела жизнью».
3. «Высоко над головой начинает желтеть, краснеть, буреть лист на деревьях… Исчезли стрижи… Воздух пустеет… В лесу всё готовится к долгой зиме, вся будущая жизнь надёжно прячется…»


Б) подобрать ответ на поставленный вопрос:
1. Что делает осенью еж?
2. Как ведут себя осенью муравьи?
3.Как ведут себя осенью зайцы?

Признаки:
-прячутся от холода глубоко в почве;
-меняют свою шубку с серой на белую;
-запасают на зиму грибы и ягоды;
Категория: Всероссийский конкурс "Обучение с увлечением" | Добавил: вэлк
Просмотров: 1100 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик