+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссйиский конкурс "Патриотическое воспитание"

Никто не забыт, ничто не забыто
[ Скачать с сервера (1.46 Mb) ] 14.04.2014, 18:23
«Никто не забыт, ничто не забыто»
(Защитникам блокадного Ленинграда посвящается)
Цель: воспитание патриотизма и уважения к героическому прошлому своей страны.
Задачи:
 формировать патриотизм и гражданскую солидарность;
 развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимания и сопереживания другим людям;
 развивать коммуникативные способности обучающихся; развивать потребности к самореализации творческого потенциала, заложенного в личности ребёнка.

Форма проведения: презентация итогов работы по проекту «Блокада Ленинграда» в рамках духовно-нравственного направления воспитательной работы.

В ходе мероприятия мною были использованы технологии:
• проектная технология;
• педагогическая технология- технология сотрудничества;
• технология совместного (коллективного) планирования жизнедеятельности;
• ИКТ технологии.

Словесные методы: фронтальная беседа, рассказ, диалог.
Практические методы: презентация, исследовательско-поисковый, творческое представление

Планируемый результат мероприятия:
В сфере личностных универсальных учебных действий:
• Учащиеся должны понять, что являются гражданами своей страны, через чувство гордости за героизм и подвиги своего народа.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся получат возможность научиться
• Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
• Выполнять действия в речевой и умственной форме.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся получат возможность научиться:
• Осуществлять поиск информации;
• Строить речевое высказывание в устной форме.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся получат возможность научиться:
• Формулировать собственное мнение и позицию;
• Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• Контролировать действия партнёров.
Этап планирования.
Подготовительный этап занятия строился в соответствии с направлениями, выбранными учащимися. Были сформированы группы для поисковой деятельности и распределены следующие задания:
1. Изучение справочной литературы (словарь) по теме «Блокада».
2. Подбор художественной и публицистической литературы о блокадном Ленинграде и его жителях.
3. Посещение школьного музея боевой славы в поисках информации.
4. Посещение школьной библиотеки в поисках информации.
5. Посещение городской библиотеки в поисках информации.
6. Посещение оборонно-спортивного комплекса «Десантник» в поисках информации.
7. Посещение историко-краеведческого музея в поисках информации.
8. Встреча с журналистами и ведущими СТВ в поисках информации.
9. Изучение ресурсов интернет в поисках информации.
10. Подготовка творческих номеров.
11. Создание мультимедийной презентации.
12. Консультации педагога и родителей.

Ход мероприятия
Песня - клип «Ленинградцы»

- Добрый день, уважаемые гости! Мы приглашаем Вас на подведение итогов работы поискового отряда «Следопыты» по теме «Блокада Ленинграда»
- А как все начиналось? Уже второй год темой исследования нашего поискового отряда является Великая Отечественная война. Работая над проектом «Никто не забыт, ничто не забыто», вы узнали о подвигах и героизме своих близких в годы ВОВ. А на уроках окружающего мира мы говорили о городах-героях, и особый интерес вызвала блокада Ленинграда.
- 900 страшных, тяжелых дней и ночей. Невозможно без слёз и волнения вспоминать о тех днях.
У окраин Ленинграда -
Смерти страшная черта.
Замыкается блокада.
Голод. Холод. Темнота.
- Что пришлось пережить людям, какие трудности пришлось преодолеть, как город сумел выстоять в таких нечеловеческих условиях? Откуда черпали люди силы? Что помогало им выстоять и не сдаться? А живут ли в нашем городе участники блокадного Ленинграда? Очень много вопросов возникает у нынешнего поколения. И наш отряд «Следопыты» приступил к поиску. Начал свою работу по 4 направлениям.

• найти информацию о жизни людей в блокадном Ленинграде - быт, работа, питание (женщинах, подростках). – город - герой
• найти информацию о детях блокадного Ленинграда (работали ли детские сады, школы, чем занимались ребята) – дети блокадного Ленинграда
• найти информацию о том, продолжалась ли культурная жизнь жителей города (кинотеатры, театры, филармонии, выставки художников и др.) – культурная жизнь блокадного города.
• найти участников блокады Ленинграда или их близких людей, у которых можно добыть сведения. – герои - земляки

- Сейчас каждый из вас имеет возможность представить результаты своих поисков.

1 группа город-герой

Кто работал на заводах?
Выбрав направление, мы распределили в группе, кто какие сведения будет искать. Первым местом, куда мы отправились, была школьная библиотека. Там мы нашли много художественных книг о войне, потом мы отправились в городскую библиотеку. Там в читальном зале нам предложили нужные книги. Среди них была «Дорога жизни» автор Н.Ходза.
В книге мы прочитали, что рабочие ушли на фронт. Опустели цеха заводов. Но заводы должны работать. Фронту нужны мины, гранаты, пулемёты. Тогда на заводы пришли старые рабочие, женщины и подростки.


Быт людей.
Зима стояла очень морозная. Перемёрзли система водоснабжения, отопления и канализации. Люди остались без воды, тепла, света. Воду брали в реке, растапливали снег.
Заводы Ленинграда начали изготовлять печи-времянки для отопления квартир – «буржуйки». Население снабжалось кипятком. Разрешалось разбирать деревянные дома на топливо. Несмотря на тяжёлую ситуацию в городе продолжали работать почтовые отделения, позднее открылись бани и парикмахерские.
Дорога жизни.
8 сентября 1941г. замкнулось кольцо блокады.
Только одна дорога связывала город с большой землёй, дорога через Ладожское озеро. Люди прозвали этот путь дорогой жизни. Опасный это был путь. Часто на озере были штормы. С воздуха обстреливали немецкие самолёты, по воде немецкие катера. Поэтому старались ночью добраться до города. Так переправляли в город продукты, лекарства, горючее. Многие водители погибли на этой дороге жизни. Для них эта дорога становилась дорогой смерти.

А чаще смерть наступала от голода. Норма выдачи хлеба снижалась каждый месяц, и дошла до 250г – рабочим и 150 г всем остальным жителям.
Чтобы заполнить пустые желудки, заглушить ни с чем несравнимые страдания от голода, жители прибегали к различным способам изыскания пищи: ловили грачей, яростно охотились за уцелевшей кошкой или собакой, из домашних аптечек выбирали все, что можно применить в пищу: касторку, вазелин, глицерин; из столярного клея варили суп, студень.
Мне стало интересно: а 150г хлеба – это сколько? Мама принесла с работы весы, мы взвесили кусочек хлеба. Он оказался таким маленьким!
- А детям столько же давали хлеба?
-Да, ребята, детям тоже хлеба давали по норме. Об этом подробнее расскажут ребята 2 группы.
2 группа Дети блокадного Ленинграда
Наша группа получила задания узнать о жизни детей в блокадном Ленинграде.
В результате поисков мы выяснили, что много детей было эвакуировано из города, более 200тыс., но около 400 тысяч детей не успели, остались в городе.
Несмотря на суровые блокадные условия, продолжалось обучение детей. Часто во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке. Ученики спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Обучение проводилось по основным предметам.
Во время блокады целые семьи гибли от холода и голода. Мы прочитали в книге о маленькой записной книжке ленинградской школьницы Тани Савичевой. В ней всего девять страниц. Из них на шести – даты. И за каждой – смерть. Шесть страниц – шесть смертей. «28 декабря 1941 года. Женя умерла… Бабушка умерла 25 января 1942-го, 17 марта – Лека умер, дядя Вася умер 13 апреля, 10 мая – дядя Леша. Мама – 15 мая». А дальше – без даты: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня». Не удалось спасти и Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться.

Дети росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Многие оставались без родителей, без близких людей. Поэтому в городе открывались новые детские дома.
Сценка ПРАЗДНИЧНЫЙ ОБЕД
(по Сергею Алексееву)
РАССКАЗЧИК: Обед был праздничным, из трёх блюд. О том, что обед будет из трёх блюд, ребята детского дома знали заранее. Директор дома Мария Дмитриевна так сказала:
Мария Дмитриевна: Сегодня, ребята, полный у нас обед: первое будет, второе и третье.
1-ый ребёнок: Что же нам будет на первое?
2-ой ребёнок: Бульон куриный?
3-ий ребёнок: Борщ украинский?
1-ый ребёнок: Щи зелёные?
2-ой ребёнок: Суп гороховый?
3-ий ребёнок: Суп молочный?
Рассказчик: Нет, не знали в Ленинграде таких супов. Голод косил ленинградцев. Совсем другие супы в Ленинграде. Приготовляли их из дикорастущих трав. Назывались такие супы из трав – супами-пюре. Вот и сегодня ребятам – такой же суп. Миша Кашкин, местный всезнайка, всё точно про праздничный суп пронюхал.
Миша Кашкин: Из сурепки он будет, из сурепки (шептал он ребятам)
1-ый ребёнок: Из сурепки? Так это ж отличный суп!
2-ой ребёнок: А что же на второе будет?
3-ий ребёнок: Макароны по-флотски?
2-ой ребёнок: Жаркое?
1-ый ребёнок: Рагу?
Рассказчик: Нет. Не знали ленинградские дети подобных блюд.
Миша Кашкин: Котлеты их хвои! Котлеты из хвои! (кричал мальчик) К хвое- бараньи кишки добавят.
1-ый ребёнок: Ух, ты, кишки добавят! Так это ж отличные будут котлеты.
Рассказчик: Рады ребята таким котлетам. Скорей бы несли обед!
2-ой ребёнок: Что же будет сегодня на третье?
3-ой ребёнок: Компот из черешни?
1-ый ребёнок: Запеканка из яблок?
2-ый ребёнок: Апельсины?
3-ый ребёнок: Желе?
1-ый ребёнок: Суфле?
Рассказчик: Нет, не знали ребята подобных третьих. Кисель им сегодня будет кисель-размазня из морских водорослей.
Миша Кашкин: Повезло нам сегодня. В кисель сахарину добавят! По полграмма на каждого!
Рассказчик: Обед был праздничный, полный – из трёх блюд. Вкусный обед. На славу. Не знали блокадные дети других обедов.
- Не щадила война детей. Им очень рано пришлось повзрослеть. Они старались по мере сил помогать взрослым.
После занятий в школе ребята помогали почтальонам разносить письма. Другие ребята бежали в госпитали, помогать ухаживать за ранеными бойцами. Ещё они писали письма родным и близким бойцов, читали стихи, пели песни.

Частушки

1. Злобный враг войну затеял,
Мы его не пощадим.
И на море, и на суше
Разобьём и разгромим!
2. Наши танки в бой несутся
Содрогается земля,
Пусть не зарятся фашисты
На колхозные поля.
3. Немцу трёпку под Москвой
Дали в назидание.
Удирает он домой,
На лице страдание!
4. Далеко немецкий край,
Погляди, послушай.
Фюрер, где ты? Выручай!
Насмерть бьёт «Катюша».
5. Возвращаться им домой
Было бы приятно.
Только ноги, как на грех
Не несут обратно!

6. Моросят дожди косые
На берлинском на пути.
Лучше матушки России
В мире края не найти!
7. Из колодца вода льётся,
Вода - чистый леденец.
Наша армия дерётся.
Значит, Гитлеру конец.
8. Партизанская тропа
Не бывает узкая.
Сколько Гитлер не воюй,
А победа русская.
9. Мать сыночка провожала
И такой наказ дала:
«Береги страну родную,
Как тебя я берегла».
10. Мы частушки вам пропели,
Пусть они достигнут цели –
И врага от этих строк
Пусть согнёт в бараний рог.

3 группа Культурная жизнь города
- Несмотря на тяжёлую ситуацию в городе, несмотря на голод, холод, болезни, город жил. Композиторы не переставали писать музыку, музыканты не переставали её исполнять, художники окоченевшими пальцами создавали свои шедевры, актёры были готовы к встрече со своими зрителями. Обо всём об этом собрали сведения ребята 3 группы.
Из документальных источников мы узнали:
23 декабря 1941г. Организовывались новогодние ёлки. В 5 театрах города идут новогодние спектакли, в 8 демонстрируются фильмы.
30 декабря. В Ленинград завезли 1000 ёлок.
30 марта 1942г. Первое выступление танцевального ансамбля Дворца пионеров.
6 мая 1942г. футбольный матч, транслировали на передовые позиции.
8 мая возобновил работу читальный зал Публичной библиотеки, а 31 июля 1943г. ещё один читальный зал.
17 мая 1942г. начал работать Дворец пионеров
18 июня 1942г. в Доме художников открытие выставки работ.
9 августа 1942г. в Ленинградской филармонии исполнена Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича.
Трубопровод через Ладогу. 6 ноября 1942 года в домах ленинградцев загорелись лампочки. По дну Ладожского озера были протянуты кабели для снабжения города электричеством, трубы для снабжения горючим.
7 ноября 1942г. в Театре музык. комедия «Раскинулось море широко»
4 июня 1943г. тысячный концерт ансамбля песни и пляски Ленинградского фронта
12 декабря 1943 г. открылся каток
8 января 1944 открылся городской шахматный клуб
- Какой героизм проявляли жители Ленинграда. Они не сдавались. Верили в победу. В свободное время спешили в кинотеатр посмотреть художественный фильм, послушать симфонический концерт, после госпиталя перед отправкой на фронт станцевать вальс с девушкой.
Танец «Венский вальс»
- Теперь настала очередь 4-ой группы представить результаты своих поисков.
4 группа Герои-земляки
Мы выбрали задание – найти в городе Стрежевом участников блокадного Ленинграда или их родственников.
1. Начали поиски мы со школьного музея боевой славы. Сведений, интересующих нас, мы не нашли.
2. Дальше мы отправились в историко-краеведческий музей. В музее мы нашли информацию о стрежевчанах – бывших жителях блокадного Ленинграда.
Это Балашова Екатерина Александровна,
Зиманова Вера Фёдоровна,
Индукаева Анастасия Ивановна,
Куликова Александра Андреевна,
Кучменок Вера Григорьевна,
Потехина Зинаида Сергеевна,
Райко Нина Кузьминична,
Решетникова Нина Петровна,
Сафонова Гертруда Петровна,
Туча Галина Ивановна.
Нам рассказали о жизни героической женщины Щукиной Веры Ивановны. Она была медицинским работником и служила на Ленинградском фронте. Была ранена, после выздоровления осталась в строю. Награждена орденом Отечественной войны 2 степени, медалью за победу над Германией.

3. Мне было поручено искать сведения в оборонно-спортивном клубе «Десантник». Я беседовал с руководителем клуба, который мне сообщил о том, что в результате поисковых экспедиций они находили сведения о блокадниках Ленинграда, но среди них нет наших земляков.
4. Дальше наши поиски привели нас на СТВ. Там нам сказали, что брали интервью у Пицухи Татьяны Борисовны, дали нам контактный телефон. Мы позвонили, чтобы договориться о встрече, но, к нашему сожалению, встреча не состоялась. Тогда из других достоверных источников мы узнали адрес блокадницы и отправили поздравительное письмо к 70тилетию освобождения от блокады Ленинграда. В своём письме мы пожелали ей здоровья, и долгих лет жизни, и что мы надеемся на нашу встречу.

- Ребята, вами проделана колоссальная работа. Вы – молодцы! Вы отлично справились с поисками и презентацией. Мы не случайно именно сегодня проводим итоговое занятие. Именно сегодня 70 лет назад случилось долгожданное событие- день полного снятия блокады Ленинграда.

Сквозь гром всех сражений и гул канонад
Слушай страна, говорит Ленинград!-
Твой город бессмертный над синей Невой,
Твой город, твой воин, твой сын боевой,
Громящий без отдыха злую орду…
«Я твой часовой и с поста не сойду!»
Вот так говорит он, и воля его
Везде утверждает твоё торжество!
Сквозь гром всех сражений и гул канонад
Слушай, страна, говорит Ленинград!
Сильна его воля, остёр его взгляд.
Над ним боевые знамёна шумят.
«Я в битве и славу свою берегу,
И я никогда не поддамся врагу!»
Вот так говорит он, гранитный, стальной.
Ключ к сердцу России, любимой, родной!
Слушай, страна, говорит Ленинград!
Сквозь гром всех сражений и гул канонад.
Сквозь все пулемётные ливни косые,
Величия полный и славы России.
«Ты знаешь меня, положись и надейся!»
Вот так говорит он, наш город гвардейский!

Голос Левитана о Ленинграде (запись)
- Наступил мир. Взгляните на детей. Они – ленинградцы. Один – был юнгой, другой - сыном полка, их награждали медалями. А этот мальчик в кепке не был на фронте. За что же его наградили? За то, что он в числе многих голодал, мёрз в блокадном городе, тушил зажигательные бомбы, работал на заводе. За это награждали медалями «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой отечественной войне».

- Как могли бы вы описать те чувства, которые испытали во время работы над этим проектом? (страх, жалость, ужас). Почему вам было страшно? Кого было очень жалко? Что помогло людям выстоять и победить? Мы можем гордиться такими людьми, страной, которой мы живём?
- Нам с вами, ребята, повезло. Мы – дети мира. Сегодня на планете постоянно в разных странах идут войны, гибнут люди, голодают дети. Так и хочется крикнуть громко, чтобы услышал все люди земли: «Нам нужен мир!» Давайте мы с вами вместе напишем послание-призыв всем людям, запустим в небо своего голубя мира.
(Пишут на голубях послание, приклеивают на планету)
Песня «Мы - дети мира»
Категория: Всероссйиский конкурс "Патриотическое воспитание" | Добавил: ГЕВ
Просмотров: 1406 | Загрузок: 81 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 2
2 ГЕВ  
Большое спасибо за оценку поисковой деятельности детей. Они очень старались. В ходе работы над проектом я поняла, как мало дети знают о тех страшных днях в истории нашей страны, как трогают их судьбы людей, как они умеют гордиться за свою страну!

1 Татьяна8548  
Интересный проект. Использованы различные методы и технологии. Активное включение детей в поиск информации. Ценен краеведческим направлением (использованием местных материалов). Всё очень понравилось! СПАСИБО! :)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик