СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссйиский конкурс "100 педагогических идей!"

Проект Тема: «Применение математики в организации сельскохозяйственного производства».
[ Скачать с сервера (35.7Kb) ] 04.04.2014, 09:31
Проект
Тема: «Применение математики в организации сельскохозяйственного производства».

Автор: Яковлева Т.А.
учитель математики МБОУ СОШ №1
г. Зубцова Тверской обл.

Введение.
Дата основания школы: январь 1916 г. Количество учащихся на 2013-2014 учебный год -790 чел. Количество комплектов классов-33,
3 группы продленного дня.
Образовательный округ базовой школы МбОУ СОШ №1 включает 12 школ. Отдаленность от 0,5 до 25 км
Педагогический коллектив:
83% учителей имеют высшее образование,
57% имеют 1 квал. категорию,
26%-высшую квал. категорию.
Среди родителей учеников преобладают рабочие, служащие, работники сельскохозяйственного производства, предприниматели.
Среди учащихся школы есть дети из неполных семей, опекаемые, из неблагоприятных семей.
Школа №1 расположена в городе с населением 7900 человек. В городе имеется две библиотеки, Дом детей и молодежи, школа искусств, краеведческий музей, детско-юношеская спортивная школа.
Экономика района представлена сельскохозяйственным производством, перерабатывающей промышленностью, лесным и строительным комплексом, торговой сетью.

Образовательный уровень учащихся не однороден. Школа имеет несколько параллелей, в старшей школе дети обучаются по выбранному профилю.
Многие выпускники нашей школы продолжают обучение в высших и средне-специальных учебных заведениях, но существует расхождение их подготовки и требований, которые предъявляются абитуриенту вузов. Отсюда возникают противоречия:
С одной стороны:
• между изложением материала в школьных учебниках, по которым учащиеся работают; подчас небрежное отношение учащихся к решению задач, имеющих прикладную направленность.
• противоречие между достигнутым уровнем развития ученика и выдвигаемой учебной задачей в ходе обучения;
• противоречие между большим объемом учебной информации и неумением учащихся рационально организовывать свой учебный труд;
• противоречие между требованиями родителей и не готовностью детей к самоопределению; иногда не достаточно широкий кругозор детей.
С другой стороны:
• необходимость быть в современном мире математически грамотным человеком;
• умение применять математический аппарат к различным жизненным ситуациям;
• формирование навыков на самостоятельную работу, индивидуализацией учебно-воспитательного процесса на уроке.

Ключевая проблема, которая возникла передо мной, это найти пути повышения мотивации обучения, профессионально-практической направленности занятий, повышение качества знаний и умений, учащихся с целью дальнейшего продолжения образования.
Профориентационная работа среди учащихся школ должна проводиться силами всего спектра учебных предметов, в том числе и математики.
Эффективность, рентабельность любого производства во многом зависит от точности математических расчетов, положенных в основу его организации.
Частичное знакомство с возможностями применения математики в этих целях учащиеся получают при решении задач школьного курса. Для более системного ознакомления с применением математики в сельскохозяйственном производстве, т.к. мы живем в сельскохозяйственном районе, целесообразно проведение профильного курса.
В соответствии с «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования», одобренной Минобразованием России дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний трёх видов курсов: базовых, профильных, элективных.
Каждый из этих курсов вносит свой вклад в решение задач профильного обучения.
Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и направлены, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к дальнейшему профессиональному образованию. Поэтому актуальность моей работы очевидна.
За 27 лет работы учителем математики в данной школе выполнила научно-методическую работу по проблеме кафедры математики ОЗПИ. А так же являюсь одним из авторов пособия «Факультативный курс применения математики в организации сельскохозяйственного производства» и методической статьи по этой теме.

Концепция деятельности.
Гипотеза моего исследования заключается в том, что организация профильного курса является необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего формированию представления о широком применении математики, понимание практической значимости изучаемого материала; воспитание интеллектуальной, высокодуховной и развивающейся личности.
Цель курса: Создание целостного представления о применении математики в организации сельскохозяйственного производства и реализация его в своей профессионально-педагогической деятельности.

В соответствии с целью и гипотезой исследования выделяю следующие задачи:
• Ознакомление с концепцией профильного обучения.
• Развитие логического мышления, творческих способностей, познавательных интересов
• Предоставление учащимся возможности проанализировать свои способности к математической деятельности.
• Дать математические характеристики организации данного производства и выполнить математические расчеты, определяющие интенсивную психологию
• Изучение инновационных педагогических технологий, внедрение интерактивных форм и методов обучения в свою деятельность.

Актуальность и сущность программы.
«Радость труда - могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен глубоко пережить это благодарное чувство»- эти слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского должны стать наказом, и каждый учитель должен ясно представлять перспективы дальнейшего трудового развития профессиональной направленности всего учебно-воспитательного процесса.
Говоря о профессиональной направленности, задания должны быть ориентированы на применение математики к решению задач с профессиональной направленностью.
Задачи подобного рода не только способствуют ознакомлению учащихся с трудовыми операциями, необходимыми в профессиях, но и закрепляют специальные математические умения. Такие задачи играют кК учебную, так и воспитательную роль, показывая сельскохозяйственный труд с его научной, творческой стороны.
Программа этого курса развивает систему ранее приобретенных программных знаний через усиление межпредметных связей; относится к предметно-ориентированному типу.
Курс рассчитан на 15 часов в объеме 1 час в неделю.

Цель курса.

Повышение уровня математической подготовки учащихся. Посредством нетрадиционной формы поддерживается интерес к предмету, стимулируется желание совершенствования. Прикладная направленность создает необходимый фундамент для проведения профориентационной работы.
Задачи.
Обучающие:
 Овладение определенной системой знаний
 Ориентация на практическую и прикладную направленность.

Развивающие:
 развитие логического мышления, творческих и познавательных способностей учащихся
 возможность показать практическую значимость,
 проводить рассуждения, обоснования, анализировать ситуацию, проводить практические занятия.

Воспитательные:
 повышение интереса к математике,
 к самостоятельной ориентации в стремительном потоке научной и политехнической информации.

Формы и методы работы
должны способствовать формированию логической и эвристической составляющих мышления, повышать интерес к изучению предмета, воспитанию трудолюбия, стремление к самореализации.
Методы обучения:
- проблемно-поисковый;
-объяснительно-илюстративный;
- эвристический.
Планируемые результаты обучения:
- формирование у учащихся интереса к предмету;
- получение знаний, дающих возможность выбора профиля дальнейшего обучения;
-умения поставить задачу, и перевести конкретнее понятия и явления и соотношения между ними на язык математики;
- формирование независимого мышления, понимания практической значимости изучаемых вопросов.

Тематическое планирование.


п/п Содержание Кол-во часов Форма контроля
1 Вводное занятие
а) Активизация знаний
б) Выбор и обоснование темы для составления проекта 2 Составление опорного конспекта. Учебный проект.
2 Экскурсия 2 -
3 Семинар 1 Составление схемы севооборота
4 Практическая работа 1 -
5 Лабораторная работа 2 Собеседование с учащимися
6 Лабораторная работа 1 Исследовательская работа
7 Лабораторная работа 1 Исследовательская работа
8 Деловая игра 1 Моделирование
9 Лабораторная работа 2 Исследовательская работа
10 Решение задач, отражающих особенности производства 1 -
11 Семинар 1 Защита проекта





Внеклассная работа
По математике формирует и развивает способности и личность ребенка; расширяет и углубляет представления учащихся о практическом значении математики в технике, строительстве и в любой отрасли производства.
Математические методы все шире применяются в промышленно-экономических исследованиях.
Прикладная математика направлена на усиление связи обучения с практикой совершенствования управления, организации современного производства, всего механизма хозяйствования.

Приложения.
1-ое занятие. Вводное занятие- актуализация знаний.

2-ое занятие. Экскурсия.
-экскурсия является средством общения с людьми различных специальностей, знакомят с сельскохозяйственными профессиями.
3-е занятие. Семинар.
Знакомство учащихся с правилами чередования культур в севообороте для района (или отдельного сельскохозяйственного объединения).
В работе целесообразно использовать учебное пособие «Практикум по основам сельского хозяйства» И.М. Ващенко». В этом пособии дается следующая схема семипольного севооборота:
1) пар, занимаемый ранним картофелем и викой;
2)озимые пшеница и рожь с подсевом клевера;
3) клевер 1-го года;
4)клевер 2-го года;
5)лен;
6) картофель и горох;
7) яровая пшеница.
Например, в районе выращиваются культуры:

№№ Название культуры Площадь, занимаемая культурой
1 Озимая пшеница 50га
2 Озимая рожь 25га
3 Яровая пшеница 45га
4 Ячмень 15га
5 Овес 15га
6 Горох 50га
7 Картофель 50га
8 Зеленый корм 50га
9 Клевер 150га
10 Лен 75га
Учащиеся подсчитывают посевные площади по группам сельскохозяйственных культур, результаты вычислений записывают в таблицу:
№№ Название культуры Размеры площадей
1 Озимые 75га
2 Яровые 75га
3 Зернобобовые 50га
4 Пропашные 50га
5 Технические 75га
6 Однолетние травы 50га
7 Многолетние травы 150га
Всего посевов 525га

Требования, которым должна удовлетворять средние размеры полей:
Каждая группа культур должна занимать одно или несколько полей, размеры которых целое число гектаров.
Учитывая это требование и данные таблицы, целесообразно принять размеры поля равными 75га.
4-ое занятие. Практическая работа.
Установка сеялки на норму высева.
Чтобы познакомиться с установкой сеялки на норму высева, нужно побывать на весеннем севе.
Перед установкой на норму высева необходимо проверить свободно ли вращаются ходовые колеса. Затем засыпают семена, устанавливают ориентировочно регулятор высева, под сошники расстилают брезент и начинают вращать колесо. За 25 оборотов колеса сеялка высеивает семена на площади, равной произведению рабочей ширины сеялки на длину обода колеса, помноженной на 25.
Для определения производительности сеялки за 25 оборотов колеса пользуются формулой:

В-масса семян, высеянных за 25 оборотов колеса (кг),
Д- длина обода колеса сеялки (м),
Ш - ширина сеялки, рабочая (м),
Н- норма высева семян (кг/га)

Наши расчеты:
Длина обода колеса:3,83
Рабочая ширина:3,6м
Норма высева семян: 230 кг/га



Значит, для того, чтобы высеять 230 кг озимой пшеницы на 1 га, за 25 оборотов сеялки должно высеваться 7,93 кг. Если посев семян проводят на повышенных скоростях, то норму высева увеличивают на 5%.

5-ое занятие Лабораторная работа «Определение всхожести семян».
1. Взятие пробы зерна:
-для зерновых из партии 2000ц берется одна проба- исходный образец весом в несколько кг, взятых из разных мест (сверху, из середины, снизу: если зерно в мешках, то берут из каждого 10-го мешка). Проба берется Щупом-пробником, зерно, взятое на пробу, помещают в специальный мешок, туда же кладут этикетку с указанием сорта зерна.
2. Обработка зерна в лаборатории.

Образец зерна рассыпают ровным слоем на фанере, затем делят на 4 части, т.е. на 4 треугольника по диагонали и берут 2 противоположные (на рисунке они обозначены +), а две другие отсыпают в сторону. Опять перемешивают зерно и делят на 4 треугольника и т.д. до тех пор, пока не получится для зерновых (рожь, пшеница, ячмень, горох) 1 кг зерна. Отобранный 1 кг зерна поступает непосредственно в руки лаборанта. К данному зерну прилагается описание с указанием культуры, сорта, веса, партии. Эту работу можно выполнить в семенной лаборатории.
3. Обработка отобранного зерна.

1 2 3 4
8 7 6 5
9 10 11 12
13 14 15 16
В лаборатории на столе рассыпают это зерно (1 кг) и делят на 16 квадратиков линейкой, из каждого квадрата берут понемногу, чтобы получилась навеска в 50 г. Эту навеску разбирают на основную культуру (пшеница), на примеси и сорняки; определяют чистоту: все взвешивают и вычисляют % чистоты.
Наши расчеты: в 50г - основной культуры содержится 1 г отходов.
Итак, 50 г-100%
1г-Х%, Х%=2%- составляют отходы. Значит, чистота семян равна 100%-2%=98%.
6-ое занятие. Лабораторная работа. Проверка зерна на прорастание.
Из чистых семян отсчитывают 400 штук зерен, делят на 4 части по 100 штук и закладывают 4 пробы на всхожесть:- кладут в ванночки, заполненные прокаленным, просеянным речным песком, увлажненным на 65 % ,и ставят в термостат при температуре 20С. Через 3-4 дня считают сколько зерен наклюнулось (т.е начали прорастать) ,-это энергия прорастания, затем через 7-8 дней снимают и считают все проросшие- это и будет всхожесть семян в %, из 4 проб выводят среднюю, т.е. находят среднее арифметическое.

Наши расчеты:
Энергия прорастания: (63+75+68+74):4=280:4=70
70%- энергия прорастания семян.

Всхожесть семян.
№ ванночки кол-во проросших семян кол-во непроросших семян
1 87 13
2 93 7
3 95 5
4 85 15

(87+93+95+85):4=90
90%- всхожесть семян пшеницы взятого нами образца.

Примечание: Все расчеты производим в классе, несколько учащихся ходят в лабораторию через 3 и 7 дней для подсчета проросших семян.
7-ое занятие. Лабораторная работа. Определение нормы высева семян.
Качество озимой пшеницы, по данным анализа, следующее:
Абсолютная масса (масса 1000 зерен)-40г
Чистота-97%
Всхожесть-93%
Определяем массу семян, при которой будет обеспечена необходимая густота растений на 1га. На каждом га должно быть 6 млн. штук растении. Расчет производится по следующей формуле:


В - норма высева (кг)
К - необходимое количество зерен на 1 га (млн. шт.)
А - абсолютная масса семян (г)
Норма высева:

Такой результат получается при 100% чистоте и всхожести семян.
При фактических показателях норма высева составляет:

Расчет нормы высева семян можно производить и по следующей формуле:

Количество зерен Абсолютная
На 1га (млн.шт.) масса (г) 10000
Норма высева =
Чистота семян всхожесть семян

Хозяйственная годность семян определяется перемножением показателей всхожести и чистоты.
Наши вычисления для нормы высева овса.
всхожесть семян: 90 %
чистота семян: 98%
абсолютная масса (масса 1000 зерен): 35 г.
Определим хозяйственную годность семян в процентах (умножим чистоту семян на всхожесть и разделим на 100).

Хозяйственная годность =

На 1 га нужно высевать по 6 млн.шт. семян; их абсолютная масса-35 г. Следовательно,

Норма высева овса при наших данных составила 2ц 40кг.

8-ое занятие. Деловая игра.
Тема игры: Комплектование уборочно-транспортного производственного участка для уборки хлебов.
Цель игры: Познакомить школьников с распределением рабочей силы и транспортных средств в период уборки хлебов.
Описание ситуации, предполагаемой для моделирования.
Надо убрать около 3000 га, занятых зерновыми и зернобобовыми культурами. Следует укомплектовать:
два комбайнотранспортных звена;
звено послеуборочной обработки почвы;
звено технического обслуживания;
звено по доработке зерна, звено по сбору и скирдованию соломы;
звено бытового обслуживания.
Предлагается определить число рабочих.
После обсуждения принимается следующее решение, которое записано в таблице:

Название звена Число работников в звене
Комбайно-тракторное 8 комбайнеров,
5 трактористов,
4 шофера
Послеуборочной обработки почвы 12 механизаторов
Звено технического обслуживания 2 мастера-наладчика,
2 слесаря-наладчика,
2 шофера
Звено по доработке зерна 17 работников
Звено по сбору и скирдованию 8 работников

9-ое занятие Лабораторная работа. «Определение запасов грубых кормов в скирдах и стогах путем обмера»
Описание работы: для определения объема скирды необходимо знать ее ширину(ш), длину (д) и перекидку (п). Ширина и длина скирды измеряется с обеих сторон на уровне груди человека. Каждое измерение делается дважды, результаты складываются и делятся на два.
Перекидку (п) (поперек скирды от земли до земли через верх до земли на противоположной стороне) измеряют с краев, в центре скирды и арифметическим путем получают среднее из трех измерений.
Объем скирды по указанным промерам определяются по специальным таблицам.
Для определения объема стога необходимо 2 измерения - перекидка (П) и длина окружности (Ок).
Длина окружности измеряется 2 раза: на уровне груди человека и у земли, за конечный результат берут среднее из двух измерений. Объем стога определяется по таблице.
Объем скирд и стогов в кубическом метре определяют по формулам:
1. Скирды островерхие шатровые:

2. Стога низкие:



1.Наши измерения:
Ш:6,4м;6,6м 6,5м
Д:12м;12,4 12,2м
Д:20м;21,8м;22,4 21,4м
П.Ок:11,6;1,4 12м
П:9м 9м

Вычисления по формулам:

1


10-е занятие Решение задач.
1. вычислить производительность тракторного агрегата (плуга) при вспашке, если площадь, вспаханная за смену составляет 4га, а время работы за смену 7 часов.
Решение:
1 га=10000
4га=40000
40000:7=5714,286( в час)

2. В нашей области в 1980 году свыше 31 тыс. тракторов, а в 1987 году их количество в нашем районе составляло 3,955% от всех тракторов области.
Вычислите количество тракторов в Зубцовском районе.
Решение.
31 тыс.-100%
х трак.-3,955%

3. Перерасчет минеральных удобрений из туков в действующие единицы:
Чтобы получить урожай зерновых с 1га-30ц необходимо:


А аммиачная селитрасодержит:

Вычислить: сколько потребуется, например
1ц-20
х-60
норма высева:


1ц- 60
х- 90
норма высева:

Примечание.
Удобрение поступает не в чистом виде, а с наполнителем (туки), перевод в действующие единицы означает вычисление количества чистого вещества.
4.На сколько процентов выполнил норму тракторист, вспахав 23,5 га при норме 27,5га?
Решение

5

4. Какой процент от числа всех грузовиков, которые послужили для нужд сельского хозяйства страны, составляют грузовики нашего района?
3млн. шт.-100%
401 шт.- х%
х=0,013%
Примечание:
Хорошо подобранные задачи прикладного содержания, убеждают учащихся в значении математики для различных сфер человеческой деятельности и потому способны пробуждать интерес к предмету, создавать уверенность в его полезности и практической значимости, что может помочь введению школьников в мир профессий.
11-ое занятие Семинар.
Защита исследовательского проекта.


Используемая литература:
1. Л.В. Долгинцева-«Элективные курсы предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов образовательной области математика».
2. Коммаев В.А., Карандаев И.С.-Методические указания по дисциплине «Прикладная математика.
3. Журнал «Математика в школе».
4. Газета «Зубцовская жизнь».
5. Н.П. Ирошников-«Организация обучения математике в 4-5 кл. сельской школы».
6. Б.В. Гнеденко-«Математика и математическое образование в современном мире».
7. А.Т. Глазунов, В.А. Фабрикант-«Политехническое образование и профориентация учащихся».
8. С.С. Карпухин- Краткий справочник работников сельского хозяйства.
9. Г.В Гуляев-Справочник агронома Нечерноземной зоны
10. Н.Г Воробьева-Методические рекомендации на тему» Факультативный курс»
Категория: Всероссйиский конкурс "100 педагогических идей!" | Добавил: tatiakowlewa
Просмотров: 862 | Загрузок: 64 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик