+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссйиский конкурс "100 педагогических идей!"

Урок литературы по сказочной повести Дж. Р.Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и Обратно»
[ Скачать с сервера (683.5 Kb) ] 30.03.2014, 22:39
Урок литературы по сказочной повести Дж. Р.Р. Толкиена
«Хоббит, или Туда и Обратно» «Добро пожаловать в Средиземье!»
(5 класс)
Анохина С.В.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 17 Рефтинский

Цели урока:
1. воспитательные - вызвать интерес к личности Дж. Р.Р. Толкиена, определить уровень восприятия учениками прочитанного произведения, ввести их в особый эмоциональный мир, создать «эффект присутствия», воспитывать чувство прекрасного;
2. развивающие – развитие воображения и памяти, формирование навыков межличностного общения;
3. образовательные совершенствование навыков чтения; знакомство учащихся с отдельными фактами биографии писателя, стимулирование самостоятельности учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы по теме.

Тип урока: урок по литературы с использованием межпредметных связей (английского языка и музыки).

Виды учебной деятельности: выступление учащихся, выразительное чтение отрывков, самостоятельная работа.

Оборудование: карта волшебной страны, аудиозаписи, выставка книг Толкиена, русские и английские названия сказочных существ на доске, рисунки, компьютерные презентации.

* занятие включает в себя 2 урока

Эпиграф к уроку:
«…По сути своей я – хоббит (во всем, кроме размеров). Я люблю сады, деревья, не изуродованный машинами сельский пейзаж, курю трубку, обожаю простую сытную еду... Я без ума от грибов, юмор у меня не замысловатый, я рано укладываюсь спать и поздно встаю. И мало путешествую…»

Дж.Р.Р.Толкиен
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя. (1 слайд презентации)
Учитель: Толкиен — популярнейший английский писатель. Его книги читают во всем мире, а после выхода кинотрилогии «Властелин колец» интерес к творчеству писателя повысился. Начало многочисленным приключениям его героев стала маленькая сказочная повесть «Хоббит, или Туда и Обратно». Вы недавно прочитали эту сказку и давайте разберем историю её создания и откроем секрет её популярности.
Работа с биографией писателя
Индивидуальное сообщение ученика. Примерный текст.
Толкиен родился в Африке. Имя, данное ему при рождении, звучало роскошно: Джон Роналд Руэл. В детской памяти от Южной Африки осталось мало: укусил тарантул, змеи живут в сарае и туда маленьким ходить нельзя, по забору скачут обезьянки, по ночам воют шакалы и рычат львы. Пожалуй, больше и ничего. Из Оранжевой республики переехали в Англию. Отец умер внезапно, когда будущему писателю было 4 года. Когда ему минуло 12 лет, он потерял и мать. В 18 лет Толкиен стал стипендиатом Оксфордского университета (стипендии тогда, в отличие от наших нынешних вузов, давали только тем студентам, что сдали вступительные экзамены не просто на “пятёрку”, а блестяще). В 21 год женился, а через два месяца после свадьбы ушёл добровольцем на фронт. Шла Первая мировая война. Толкиен провёл на передовой 4 месяца в разгар самой кровопролитной битвы: шёл или полз под огнём по грязи и по мёртвым телам бок о бок с другими, и солдаты считали его своим. Потом — сыпной тиф. На этом невзгоды в жизни Толкина закончились. Оставшиеся полвека протекали спокойно. Он стал уважаемым профессором, знатоком многих языков, блестящим специалистом по средним векам. В семейной жизни Толкин был домоседом, любящим мужем и отцом. А вот в литературе Толкиен заслужил титул одного из самых читаемых авторов второй половины двадцатого века.
- Хорошо, а сейчас давайте послушаем сообщение об истории создания «Хоббита»
Индивидуальное сообщение ученика. Примерный текст сообщения об истории создания «Хоббита».
Судьба книг Толкиена удивительная, невероятная, фантастическая. Его произведения переведены на десятки языков мира. Общий тираж «Хоббита» в американском издательстве «Баллантайн» приближается уже к полутора десяткам миллионов. Совокупный тираж произведений Толкиена на сегодняшний день составляет восьмизначное число. А началось всё так. Толкиен утверждал, что книгу, которая принесла ему всемирную славу, он написал случайно. Проверял как-то ночью экзаменационное сочинение (он был уже профессором Оксфордского университета) да и наткнулся на чистый лист. На нём-то он и написал: «В земле была нора, а в норе жил да был хоббит”. И подумал, “что не мешало, бы выяснить, какой такой хоббит».
В семье Толкиена подрастало трое сыновей и дочь. Для них-то и была выдумана история про путешествия и приключения хоббита Бильбо. Книжка появилась в 1937 году. С тех пор «Хоббит» в Америке и Великобритании выходит каждый год. А на русский язык книгу перевели в 1976 году.
- Давайте, почитаем книгу Толкиена, как же она начинается. (Чтение начала учителем и учениками, можно включить аудиозапись.)
- Ну что ж, посмотрим, как вы знаете английский язык, ведь Толкиен английский писатель. На доске даны названия сказочных существ из книги на русском языке, ваша задача найти соответствующие наименования на английском языке. (На доске с помощью магнитов прикреплены в одном столбике – русские слова, во втором их английские эквиваленты, причем английские слова даны вперемешку, нужно переместить английские слова к русским. Ученики работают по цепочке. Возможно использовать интерактивную доску, если она есть в классе.)

Результат на доске после работы школьников:
ХОББИТ HOBBIT
ЭЛЬФ ELF
ГНОМ DWARF
ВАРГ WARG
БЕОРН BEORN
ТРОЛЛЬ TROLL
ГОЛЛУМ GOLLUM
ВОЛШЕБНИК WIZARD
ОРЛЫ EAGLES
ДРАКОН DRAGON
ГОБЛИН GOBLIN
ПАУК SPIDER

(Комментарий: возможно использовать больше названий существ, затем демонстрируются картинки с изображениями этих существ)
Демонстрация презентаций образов северной мифологии
(слайд презентации)
Гномы — в мифологии народов Европы маленькие существа, похожие на людей, обитающие под землёй, в горах или в лесу. Ростом они с ребёнка или с палец, но наделены сверхъестественной силой, носят длинные бороды и живут гораздо дольше, чем люди. В недрах земли гномы хранят сокровища — драгоценные камни и металлы; они искусные ремесленники, могут выковать волшебные кольца, мечи.
Гоблины — высокие, сильные и злые мифические существа, похожие на людей, но безобразные и жестокие. Гоблины обитают в подземельях, пещерах, подземных туннелях, эксплуатируют рабов, похищают чужие сокровища.
Дракон — крылатый (летучий) змей, мифологическое существо, часто с несколькими головами и туловищем змеи, ящера или крокодила и крыльями птицы. Он считается покровителем сокровищ, получить которые можно было только после убийства дракона.
Паук — в мифопоэтических традициях с образом пауков связывается холодная жестокость, жадность, злобность, хитрость.
Оборотень — в верованиях многих народов существо, способное менять человеческий облик и превращаться в животное, предмет.
Орёл — символ небесной (солнечной) силы, огня и бессмертия; одно из наиболее распространённых обожествляемых существ — символов богов и их посланец.
Тролли — в германо-скандинавской мифологии великаны. Обитают внутри гор, где хранят свои сокровища. Они уродливы, обладают огромной силой, но глупы. В фольклоре тролли, как правило, вредят людям, похищают их и скот, оказываются людоедами.
Эльфы — духи воздуха, красивые маленькие человечки ростом с дюйм, как андерсеновская Дюймовочка, в шапочках из цветков. Могут обитать в деревьях, которые в таком случае нельзя рубить. Любят водить хороводы при лунном свете; их музыка зачаровывает слушателей, заставляет танцевать даже неживую природу. В ряде поверий эльфы имеют своих королей, ведут войны.

(Демонстрация отрывка из трилогии «Властелин колец» с целью сравнения персонажей фильма и героев презентаций «Исследователей».)
- А сейчас, давайте рассмотрим этимологию слова “хоббит” (индивидуальное сообщение ученика)
Ученик : Слово “хоббит”, по версии самого Толкина, есть сокращённая форма слова “Holbytlan”, то есть “Holedwellers” — “жители нор”. Толкин так начинает свою повесть: “Жил-был в норе под землёй хоббит. Не в какой-то там мерзкой грязной сырой воде, где со всех сторон торчат хвосты червей и противно пахнет плесенью, но и не в сухой песчаной голой норе, где не на что сесть и нечего съесть. Нет, нора была хоббичья, а значит — благоустроенная”. И далее подробное описание уютной норы, на страницу. Такое важное значение придавал автор жилищу хоббита. Есть и другая версия. В слове “хоббит” соединяются слово “rabbit” (кролик) со среднеанглийским словом “hob”. Этим словом называли маленьких волшебных существ в английском фольклоре. На сходство хоббита с кроликом не раз указывал сам писатель в тексте сказочной повести. Когда Бильбо угодил в лапы к троллям, один из них, поглядев на мохнатые ножки хоббита, сказал: «Кролик ты несчастный”. И орёл, переносивший хоббита на своей спине, недовольно говорит ему: “Что ты трусишь, как кролик? Хотя ты и впрямь смахиваешь на кролика”. Именно мохнатые кроличьи ножки хоббита помогают ему бесшумно передвигаться. Недаром гном Торин желает, чтобы никогда не выпала шерсть на ногах хоббита».
- Послушайте музыку, пьесы норвежского композитора Эдварда Грига «Шествие гномов» («В пещере горного короля») и М.П. Мусоргского «Гном». Послушайте их внимательно и постарайтесь вспомнить подходящие эпизоды из фильмов «Властелин Колец», «Хоббит». (после прослушивания музыки дети вспоминают эпизоды из фильмов, которые вызвала у них в памяти музыка). Скажите, чем отличаются музыкальные композиции? Как идут гномы у Грига? (маршируют). А сейчас, послушаем песню гномов, которая была исполнена в первом фильме о приключениях Бильбо (прослушивание либо аудиозаписи песни, либо просмотр соответствующего фрагмента из фильма). Обратимся к этой песне в книге (работа с текстом).
Путешествие по карте Средиземья. (слайд презентации)
- Попробуем проследить маршрут путешественников туда, к одинокой горе и обратно. (Желающие выходят к карте и показывают маршрут путешественников, вспоминая содержание сказки.)
(Карты Средиземья не только демонстрируются на экране, но и лежат на партах у каждого ученика.)


Работа с текстом
Ученики пересказывают понравившиеся эпизоды повести.
Проводится выставка книг Толкиена.
Итог урока. Рефлексия
Беседа с учащимися о том, что понравилось на уроке, что получилось или не получилось. Понравилась ли книга Толкиена. Прочитают ли её те, кто ещё не прочитал, или не дочитал до конца?
Домашнее задание.
Нарисовать иллюстрации к повести или написать небольшое сочинение (примерные темы «Мир Средиземья», «Хоббиты – кто они?», «Образ Бильбо Бэггинса в повести», «Вечна тема борьбы добра и зла в повести», «Хоббит» - моя любимая книга»).
Список использованных источников
1. Вайсман А.И., Лысенко Л.Л. Сказка Дж. Р.Р. Толкина “Хоббит, или Туда и Обратно”. 5-й класс // Литература в школе. 1998. № 2. С. 149–155.
2. Гаков В. Век Толкина // Толкин Дж. Р.Р. Хоббит. Минск: Высшая школа, 1992.
3. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. М., 1991.
4. Муравьёв В. Предыстория // Толкин Дж. Р.Р. Хранители. М.: Радуга, 1991. С. 5–27.
5. Свердлов М. Дж. Р.Р. Толкин и его герой хоббит // Литература. 1998. № 32. С. 8–9.
6. Толкин Дж.Р.Р. Хоббит, или Туда и обратно. Сказочная повесть. / Перевод с английского Н.Рахмановой. Рис. М.Беломлинского. - Л.: Детская литература, 1976.
7. audioknigi-online.com
8. http://tolkienists.ru/
9. muzofon.com
10. ru.wikipedia.org
Категория: Всероссйиский конкурс "100 педагогических идей!" | Добавил: asven
Просмотров: 7092 | Загрузок: 653 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик