СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссйиский конкурс "100 педагогических идей!"

Экологическое образование в процессе преподавания физики в средней школе
[ Скачать с сервера (26.3Kb) ] 07.03.2014, 23:37
В последние десятилетия деятельность человека оказывает настолько огромное по масштабам и интенсивности воздействие на природную среду, что вновь и вновь встает вопрос о выживании. Свидетельство тому – возникновение многих экологических проблем: истощение природных ресурсов, глобальное потепление климата, разрушение озонового слоя Земли, проблема чистой пресной воды, кислотные осадки, сокращение видового разнообразия живой природы, экологическая катастрофа мирового океана, проблема утилизации отходов и т.д.
Тем временем, по мнению некоторых ученых, в нашей стране существует не менее чем 15-летнее отставание экологического образования от мирового уровня. Мы плохо воспитываем хозяина богатств Родины, и наши молодые люди становятся бездумными потребителями.
Задача школьного учителя заключается в формировании личности неравнодушной, готовой к практической деятельности, к пропаганде экологических идей, к защите и улучшению окружающей среды на основе определенной базы полученных знаний.
Сегодня учебный процесс по физике весьма напряжен, но ознакомление учащихся с экологическими проблемами жизненно необходимо. Поэтому вопросы экологии должны быть органически связаны с содержанием изучаемого материала, они должны излагаться в информативном плане, их следует использовать для возбуждения интереса учащихся к изучаемому материалу с привлечением межпредметных связей. В арсенале учителя есть для этого достаточно средств и возможностей – это и демонстрация учебных экспериментов, в ходе которых обсуждаются экологические вопросы, и решение задач с экологическим содержанием. Есть некоторые темы в курсе физики, которые полностью посвящены экологическим проблемам, и при изучении которых могут быть проведены ученические конференции, семинары.
Содержание экологических знаний в школьном курсе физики можно представить в виде трех разделов:
1) Методы освоения и использования чистых источников энергии и принципы организации чистых производств.
К чистым источникам энергии относятся реки, ветер, Солнце и др. А для чистых производств характерно отсутствие отрицательного влияния на природные системы, для этого они должны использовать чистые источники энергии и иметь замкнутые производственные циклы.
2) Рациональное использование природных ресурсов, или уменьшение затрат энергии и материалов на каждую единицу полезного эффекта. Это предполагает развитие знаний:
- о методах повышения КПД механических устройств и технологических процессов,
- о путях осуществления безотходных технологий,
- о методах использования вторичных ресурсов,
- о способах уменьшения потерь энергии и материалов и т.д.
3) Принципы действия защитных сооружений.
К примеру: в разных типах производств используются различные защитные сооружения: бетонные, стальные оболочки, специальные резервуары;
Консервирующие сооружения: контейнеры, природные резервуары;
К очищающим относятся пылегазоулавливающие и водоочистные сооружения.
Такая группировка дана в монографии «Экологическое образование школьников» под редакцией И.Д.Зверева и И.Т. Суравегиной.

Начинать работу по экологическому образованию и воспитанию можно с первых уроков физики в VII классе (роль диффузии в распространении загрязнений в окружающей среде). По мере изучения курса физики следует рассматривать более комплексные экологические проблемы, используя знания из различных разделов физики и других наук (например, анализ последствий аварии танкера с нефтью предполагает знание молекулярной физики, биологии и химии).
Формы изучения экологического материала могут быть различны: сообщения учителя или самих учащихся; учебные игры по обсуждению экологических проблем; научно-практические конференции, решение задач с экологическим содержанием (качественных, количественных, экспериментальных), тематические недели «Физика и экология».
Поскольку на уроках физики большое внимание уделяется решению задач, то будет целесообразно не только обогащать экологическим содержанием условия физических задач, но и привлекать ребят к обсуждению обычных типовых задач с точки зрения экологических проблем, таких как рациональное использование природных ресурсов, экологизация сельского хозяйства, промышленности и транспорта.
Примеры задач с экологическим содержанием.
Качественные задачи.
1.Почему заводские трубы делают как можно более высокими? Нарисуйте, как распространяются выбросы из труб в ясную погоду при антициклоне и в пасмурную погоду при циклоне.
Ответ: в первом случае (высокое атмосферное давление) выбросы конценрируются вблизи поверхности Земли, отравляя воздух, во втором случае (низкое атмосферное давление) выбросы достигают верхних слоев атмосферы и разрушают озоновый слой.
2.Где нужно устанавливать вытяжной вентилятор,если в цехе завода скапливатся хлор, аммиак, углекислый газ или пары воды?
Ответ: если молярная масса газа больше, чем молярная масса воздуха, то вентилятор нужно устанавливать ближе к полу.
3. Почему атомные и тепловые электростанции нельзя размещать вблизи друг друга?
Ответ: водяной пар, выделяемый в большом количестве АЭС, взаимодействует с выбросами в атмосферу тепловых станций, в результате чего образуются кислотные дожди.
Количественные задачи.
1.Какое количество дров надо затратить, чтобы вскипятить на костре 3 л воды, взятой при температуре 10°С,если на нагревание воды затрачивается 15% энергии, выделившейся при сгорании дров? 7,56 кг, Открытые очаги неэкономичны, требуют большого количества топлива.
2.Громкость звука на дискотеках достигает 100дБ. Во сколько раз интенсивность этого звука превышает предельно допустимые нормы, соответствующие 50дБ?
В 105 раз. Сильный шум отрицательно влияет на слух, может стать причиной нервного истощения, психической угнетенности или агрессивности, язвенной болезни, растройства эндокринной и сердечно-сосудистой систем.
3.Сколько кубометров газа выделяет автомобиль-такси, загрязняя среду, расходуя за день 20кг бензина? Плотность газа равна 0,002кг/м3. 10000м3.

Подобные задачи могут быть использованы учителем при изучении соответствующего раздела школьного курса, на факультативных занятиях, при организации внеклассных мероприятий. Эти задачи активизируют познавательную деятельность учащихся, воспитывают бережное отношение к природе и влияют на формирование высоких моральных качеств.
Успешная реализация возможностей экологического образования учащихся может быть достигнута не только при проведении уроков, но и во внеурочной работе.
Приведу примеры форм внеурочной деятельности и их тематику.
1) Практические исследовательские работы:
«Шум и борьба с ним». Работа с шумомером, использование таблицы допустимых норм шума, определение источника шума в классе, в своей квартире, на улице.
«Работа с метеорологическими приборами» Охрана атмосферного воздуха.
«Физические методы очистки воды». Местные источники загрязнения. Очистные сооружения. Проблема очистки сточных вод.
«Борьба за чистоту воздуха» Источники загрязнения. Система контроля воздуха. Физико-химические способы уменьшения вредных выбросов.
«У светофора.(На переходе)». Оценка и вычисление содержания токсичных продуктов от работы транспорта, характер их действия на живые организмы и окружающую среду.
2 ) Деловые игры:
Учебная игра является наиболее сложной формой использования экологического материала. Выносимые на ее рассмотрение экологические проблемы носят интегративный характер, предполагая знание школьниками не только физики, но и химии, биологии, географии. Тем самым учебная игра максимально приближает учащихся к реальной действительности, демонстрируя, что предупреждение экологических катастроф невозможно при узкой специализации исполнителей. Так, перед учащимися X класса может быть поставлена задача следующего содержания: «В отдельной местности обнаружено крупное месторождение графита. В связи с выгодным экономическим расположением месторождения решено начать строительство комплекса по добыче графита открытым способом и производству искусственных алмазов». Учащиеся разбиваются на группы экологов, инженеров и представителей сельского хозяйства. Каждая группа на основе знания физических законов защищает свою позицию и в то же время ориентируется на поиск конструктивного решения проблемы. Инженеры раскрывают физические основы производства искусственных алмазов, их роль в технике и промышленности, доказывая тем самым необходимость разработки месторождения. Представители сельского хозяйства обращают внимание присутствующих на то, что добыча графита вызовет понижение грунтовых вод и высыхание почвы. Экологи рассматривают влияние производства на микроклимат района, возможность засорения прилегающих полей графитовой пылью, загрязнения протекающей реки. Итогом игры являются разработанные рекомендации для инженеров по сооружению фильтров и других очистительных систем и для представителей сельского хозяйства по выращиванию сельскохозяйственных культур в соответствии с новыми условиями.

«Озоновый экран нашей планеты: состояние,проблемы»
«Радиофобия или радиоэкология?»
Участие в подобных играх приучает школьников учитывать последствия производственной деятельности, формирует экологическое мышление.

3 ) Ролевые игры:
«Суд над ядерной энергией».
«Суд над автомобилем».
4) Научно-практические конференции:
Использование экологического материала на уроках физики носит обычно эпизодический, фрагментарный характер. Для создания у учащихся целостного представления о роли физики в предупреждении загрязнения окружающей среды желательно проводить научно-практические конференции. Это позволит всесторонне раскрыть пути улучшения взаимодействия техники с природой (освоение чистых источников энергии и производств, использование защитных сооружений, увеличение полезной отдачи техники) и на конкретном физическом материале показать способы их реализации.
Научно-практические конференции по экологической тематике часто носят интегративный характер, особенно если посвящены рассмотрению экологических катастроф. Это вызывает необходимость участия в их подготовке не только учителей физики, но и химии, биологии, географии. Физические и химические знания используются для объяснения сущности рассматриваемых явлений, географические – для понимания механизма его распространения в природе, биологические – влияния на живые организмы. Итогом конференции являются рекомендации по охране природы, разработанные на основе физических знаний.
Использование на таких мероприятиях краеведческого материала вызывает особый интерес у школьников, активизирует их работу.

«Радиационное загрязнение окружающей среды».
5) Экологические предметные недели.

В конце учебного года полезно провести анкетирование учащихся в качестве контроля за формированием экологической воспитанности.

Элементы экологических знаний в курсе физики можно представить в виде таблицы.

Использование экологического материала в курсе физики средней школы
Вопросы курса физики Экологический материал
VII класс
Первоначальные сведения о строении вещества.
Диффузия
Распространение вредных веществ в природе. Загрязнение воздуха в крупных городах. Опасность неправильного применения и хранения ядохимикатов, минеральных удобрений. Использование твердых оболочек для утилизации особо вредных отходов производства. Очистка жидкости за счет диффузии через пористую перегородку, пропускание выбросов через несплошные тела
Механическое движение.
Скорость
Зависимость выброса вредных веществ от скорости движения транспорта.
Задача. В отстойнике для очистки жидкости скорость оседания частиц порядка 0,1 мм/с. Какое время необходимо отстаивать жидкость, если глубина отстойника 3,6 м?
Инерция Принцип действия устройства для очистки газа от частичек пыли
Плотность вещества Разделение мусора на составляющие при его утилизации. Использование различной плотности вещества в работе очистных сооружений.
Задача. Оцените размеры нефтяного пятна при аварии танкера, перевозившего 100 000 ф нефти. Толщину слоя нефти принять равной 0,5 мм. (В X классе эту задачу можно усложнить, считая толщину слоя равной диаметру молекулы.)
Сила тяжести Принцип работы гравитационных пылеосадительных камер
Трение Использование различий в коэффициенте трения для различных веществ при разделении смеси

Давление твердых тел, жидкостей и газов Достоинства порошковой металлургии в сравнении с литейным производством. Использование гидравлического пресса
Сообщающиеся сосуды Понижение уровня грунтовых вод при добыче полезных ископаемых открытым способом
Плавание тел. Воздухоплавание Экологические проблемы освоения мирового и воздушного океанов. Вред, наносимый природе при сплаве древесины по рекам
Задача 1. Для подводного хранения нефтепродуктов в специальных баллонах из синтетического материала их опускают на дно рек и морей. Зачем при этом на баллон подвешивают груз? Какой груз потребуется, чтобы удержать 100 м3 нефти под водой в таком баллоне? Масса пустого баллона 5 т.
Задача 2. Супертанкер рассчитан для транспортировки 150000 т нефти. Каков вес воды, вытесненной судном после принятия груза?
Работа и мощность. Энергия. КПД Знакомство с экологически чистыми и возобновляемыми источниками энергии. Способы увеличения полезной работы и КПД
VIII класс
Тепловое движение. Внутренняя энергия и способы ее изменения. Виды теплопередачи Теплопередача и климат на Земле. Защита от высоких и низких температур. Асфальт улиц, каменные и бетонные здания как дополнительный источник тепла в городе. Использование вертикального озеленения (нагрев уменьшается в 10 раз). Предохранение почвы от промерзания за счет улучшения снегораспределения. Использование солнечной энергии в гелиостанциях, солнечных печах, сушилках
Количество теплоты. Удельная теплоемкость Явления, связанные с большой удельной теплоемкостью воды: равномерность климата вблизи больших водоемов, нарушение микроклимата при мелиорации, обильный полив перед заморозками, «отопление» Европы теплым течением Гольфстрим.
Задача. Одна из скважин около г. Махачкалы дает в сутки 50000 м3 горячей воды при температуре 60°С. Какое количество теплоты отдает скважина в сутки, если вода потом охлаждается до 20°С?
Испарение и конденсация Круговорот воды в природе, образование облаков, искусственное вызывание осадков, борьба с градом. Последствия нарушения микроклимата. Приемы сохранения влаги в почве. Осадки в городе
Плавление и отвердевание Влияние засоленности воды на температуру льдообразования. Лед на земле и в океане. Айсберги и проблемы обеспечения пресной водой. Экологические аспекты литейного производства
Теплота сгорания топлива. Топливные
двигатели
Загрязнение окружающей среды продуктами сгорания. Сравнение по экологической ценности различных видов топлива. Необходимость перевода транспорта на газовое топливо и электродвигатели. «Парниковый эффект» и его последствия. «Тепловая шапка» над крупными городами. Использование энергии ветра, Солнца, подземных горячих вод
КПД тепловых двигателей Роль повышения КПД теплового двигателя для улучшения взаимодействия техники с природой. Способы повышения КПД (уменьшение потерь тепла от конвекции, использование тепла уходящих газов, нагретой воды и др.).
Задача. Тепловая электростанция мощностью 2400000 кВт потребляет 1500 т угля в час. Каков КПД станции?
Превращение энергии в механических и тепловых процессах Задача. Используется ли полная мощность двигателя автомобиля «Жигули» (50 кВт), если при его движении со скоростью 72 км/ч расходуется 8 л бензина на 100 км пути? КПД принять равным 0,3
Электризация тел. Электрический заряд Принцип действия электрических фильтров. Атмосферное электричество, его проявления и влияние на человека
Электрический ток. Источники электрического тока Биологическое действие электрического тока. Знакомство с термо- и фотоэлементами, солнечными батареями. Электротранспорт, его экологическая характеристика. Проблема утилизации гальванических элементов
Работа и мощность тока Принцип действия электрических плавильных печей, их достоинства и экологическая безопасность. Очистка металлов в печах электрошлакового нагрева. Лампа накаливания и ее преимущества по сравнению с газовым освещением.
Задача. В двухлитровом электрическом чайнике мощностью 1000 Вт вода закипает за 20 минут, а в чайнике мощностью 3 кВт – за 5 минут. Почему невыгодны маломощные приборы? Почему при их использовании неизбежен перерасход энергии?
Магнитное поле Влияние магнитных полей на живые организмы. Магнитные бури и самочувствие человека. Электромагнитные фильтры
Электрификация и охрана природы Сравнительная характеристика различных типов электростанций по их экологическому воздействию на окружающую среду
Световые явления.
Отражение и преломление света
Солнечное излучение как экологически чистый источник энергии, возможность его использования. Применение законов отражения света в устройстве приемников солнечного излучения. Биологическое действие солнечного излучения, его польза и вред для человека. Влияние степени загрязненности атмосферы на цвет неба
IX класс
Динамика движения тела по окружности Принцип работы центробежных пылеочистителей
Механические колебания и волны Вибрации в природе и технике. Вредное и полезное действие вибраций
Звуковые волны. Шум Разрушение озонового слоя сверхзвуковыми самолетами. Шум и борьба с ним. Влияние городского шума на продолжительность жизни. Использование живой изгороди для защиты от шума. Применение звуковых и ультразвуковых волн для очистки воздуха от пыли
X класс
Основы МКТ Задача. Для обнаружения утечки природного газа (он не обладает запахом) в него добавляют пахучее вещество, называемое одорантом. Норма одоризации составляет 16 г на 1000 м3 природного газа. Такое содержание одоранта человек ощущает даже при стократном разбавлении газа воздухом. Рассчитайте число молекул одоранта в 1 м3 воздуха, достаточное для ощущения его запаха, если масса одной молекулы одоранта m0 = 1025 кг
Насыщенный и ненасыщенный пар.
Влажность воздуха
Образование тумана. Влияние загрязненности атмосферы на цвет тумана. Городской туман. Полезный и вредный туман. Экологические требования к производствам, использующим пары различных веществ
Точка росы Принцип действия противоаэрозольного фильтра
Критическая температура Очистка жидкости от примесей при ее нагревании и переходе составляющих в критическое состояние
[color=red]Поверхностное
натяжение.
Смачивание.
Капиллярные

явления [/color] Негативные последствия загрязнения водоемов нефтяными и другими отходами для водоплавающих птиц и других их обитателей. Плохая смачиваемость торфяных полей, что вызывает ветровую эрозию. Использование флотации для разделения частиц при очистке
КПД теплового двигателя Способы повышения КПД теплового двигателя. Задача. Температура нагревателя солнечной электростанции 117 °С, а холодильника –27°С. Оцените максимальный КПД этой электростанции
Электрический ток в электролитах Опреснение соленой воды. Использование зависимости начала электролиза от величины напряжения при разделении смеси веществ в электролите
Электрический ток в газах Принцип действия электрофильтра. Получение чистых металлов из их оксидов в электрических дуговых печах (более экологически чистый способ). Способы увеличения КПД МГД-генератора (добавка к продуктам сгорания паров металлов, легко отдающих электроны). Борьба с коронным разрядом на высоковольтных линиях
Производство и передача электрической энергии Влияние электромагнитных полей высоковольтных линий на живые организмы. Различные способы передачи электроэнергии. Повышение КПД передачи и способы его повышения. Способы аккумулирования энергии. Создание единой энергетической системы
Излучения и спектры «Парниковый эффект» и его последствия. Биологическое действие излучений. Средства защиты от их вредного действия
Фотометрия Преобразование солнечной энергии в тепловую и электрическую. КПД солнечных установок, способы его повышения. Сравнение светоотдачи и экономичности ламп накаливания и дневного света. Пути увеличения световой отдачи.
Задача. Принимая, что мощность солнечного излучения у поверхности Земли равна 1 кВт/м2, оцените, какую площадь должна занимать солнечная электростанция, равная по мощности Красноярской ГЭС (6000 МВт). КПД примите равным 30%
Радиоактивность Биологическое действие радиоактивных веществ и излучений, способы защиты от их вредного действия. Понятие о дозе излучения. Защита населения от малых доз излучения
Ядерные реакции Пути повышения КПД и безопасности для окружающей среды ядерных электроустановок. Негативные последствия испытания ядерного оружия. Экологические аспекты борьбы за разоружение. Последствия Чернобыльской аварии и возможные пути их устранения
КПД тепловых двигателей Роль повышения КПД теплового двигателя для улучшения взаимодействия техники с природой. Способы повышения КПД (уменьшение потерь тепла от конвекции, использование тепла уходящих газов, нагретой воды и др.).
Задача. Тепловая электростанция мощностью 2400000 кВт потребляет 1500 т угля в час. Каков КПД станции?
Превращение энергии в механических и тепловых процессах Задача. Используется ли полная мощность двигателя автомобиля «Жигули» (50 кВт), если при его движении со скоростью 72 км/ч расходуется 8 л бензина на 100 км пути? КПД принять равным 0,3
Электризация тел. Электрический заряд Принцип действия электрических фильтров. Атмосферное электричество, его проявления и влияние на человека
Электрический ток. Источники электрического тока Биологическое действие электрического тока. Знакомство с термо- и фотоэлементами, солнечными батареями. Электротранспорт, его экологическая характеристика. Проблема утилизации гальванических элементов
Работа и мощность тока Принцип действия электрических плавильных печей, их достоинства и экологическая безопасность. Очистка металлов в печах электрошлакового нагрева. Лампа накаливания и ее преимущества по сравнению с газовым освещением.
Задача. В двухлитровом электрическом чайнике мощностью 1000 Вт вода закипает за 20 минут, а в чайнике мощностью 3 кВт – за 5 минут. Почему невыгодны маломощные приборы? Почему при их использовании неизбежен перерасход энергии?
Магнитное поле Влияние магнитных полей на живые организмы. Магнитные бури и самочувствие человека. Электромагнитные фильтры
Электрификация и охрана природы Сравнительная характеристика различных типов электростанций по их экологическому воздействию на окружающую среду
Световые явления.
Отражение и преломление света
Солнечное излучение как экологически чистый источник энергии, возможность его использования. Применение законов отражения света в устройстве приемников солнечного излучения. Биологическое действие солнечного излучения, его польза и вред для человека. Влияние степени загрязненности атмосферы на цвет неба

Таким образом, курс физики средней школы имеет большие возможности для формирования у школьников экологических знаний, воспитания бережного отношения к природе. Реализуя эти возможности на своих уроках, учитель физики действительно смотрит в будущее, вносит свой вклад в охрану природы. Физические знания приобретают особую актуальность и значимость при рассмотрении экологических проблем. Современный культурный человек должен понимать, что природные ресурсы не бесконечны, должен уметь предвидеть и оценивать последствия производственной деятельности, стремиться к созданию экологически чистых технологий.
На основе экологизации преподавания физики имеется возможность обеспечить осознание учащимися того, что законы природы познаются не только с целью их применения на благо людей, но и для того, чтобы человек жил в гармонии с природой.

Литература:
1. Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе. Москва, 2003.
2. Экологическая школьная лаборатория: учебно-методическое пособие. Под ред. Гелашвили Д.Б. и Швец И.М. Н.Новгород. Нижегородский гуманитарный центр. 1995.
3. Хабиббулин Р.Д., Хабибуллина Л.А., Каюмов А.А., Чубарова Л.М., Крылов Ф.Ф. Детское экологическое движение: образование и воспитание. Пособие для учителей и педагогов дополнительного образования. Волгоград, 2008.
4. Киселёва Н.Ю. «Национальные экологические традиции и их изучение», Вестник АсЭкО, 1/2000.
5. Зверев А.Т. Экологические игры. Москва, Дом педагогики, 2001.
6. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России. М., «Школьная пресса», 2001.
7. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры. Москва, «Сервисшкола» , 2002.
8. В.А.Самкова «Открывая мир», М., МСоЭС, 2003.

9. Фадееева Г.А., Попова В.А. «Физика и экология». Издательство «Учитель», 2003 год.
10.«Физика» научно-методическая газета издательского дома «Первое сентября»
№ 8,9 2010 год; 12, 2004 год.
Категория: Всероссйиский конкурс "100 педагогических идей!" | Добавил: vano
Просмотров: 1172 | Загрузок: 83 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик