СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссйиский конкурс "100 педагогических идей!"

Инновационная программа "Тестопластика в работе логопеда по подготовке к школе детей с ОНР".
[ Скачать с сервера (21.5Kb) ] 23.02.2014, 18:25
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида детский сад № 4

Инновационная программа

Тестопластика в работе логопеда по подготовке к школе детей с ОНР

Учитель-логопед: Самойленко И. М.

Пояснительная записка.

«Путь к умной, светлой голове лежит через руки».
Любина Г. А. доктор педагогических наук.
Актуальность. Важную роль в создании современной образовательной среды начинают сегодня выполнять так называемые инновационные технологии, направленные на развитие интересов детей, строящиеся на принципе фантазирования в игровой деятельности.
«Кончики пальцев - есть второй головной мозг» (И. Кант) В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей жизни. Работа пальцев рук бесконечно разнообразна и важна для каждого человека.
Ученными доказано, что развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. В трудах исследователей М. Кольцова, А. Антакова - Фомина было доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук сильно влияет на становление детской речи. Неоценимую помощь детям с ОНР могут оказать логопедические занятия с применением тестопластики. Работа с тестом - это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе детям с ОНР. Продуктивная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей, что в свою очередь связано с развитием речи. Все предметы, с которыми действует ребенок, и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, играют роль наглядной опоры для речевых упражнений. Причем наглядность представлена объемными предметами, а не иллюстрированным материалом. Для детей с ОНР это обстоятельство имеет огромное значение. Применение готовых пособий из соленого теста в коррекционной работе предполагает множество вариантов их использования. Коррекционная работа может быть направлена на развитие произносительной стороны речи, развитие грамматических категорий, развитие связной речи, фонетико-фонематических процессов, обучение грамоте. Задания и упражнения с применением тестопластики вызывают массу положительных эмоций у детей, и коррекционная работа проходит с высокой мотивацией.
Новизной и отличительной особенностью программы является использование тестопластики в коррекции речевых нарушений ребенка и в подготовке к школьному обучению.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с подготовкой детей к школе, с развитием у детей мелкой моторики, развития связной речи, словаря, грамматического строя речи, восприятия, мышления, фантазии.
Направления работы:
1. Диагностико-коррекционное.
2. Профилактическое.
Программа рассчитана на 1 год.

Цель : Повышение качества подготовки к школе детей с ОНР средствами тестопластики.

Задачи:
*Развитие мелкой моторики рук;
*Развитие координации и тактильных ощущений рук;
*Приобщение детей к творческой деятельности, совместному труду, взаимопомощи;
*Создание условий для реализации творческого потенциала с участием в выставках и конкурсах;
*Развитие фантазии, воображения, самостоятельного мышления;
*Развитие фонетико-фонематической стороны речи;
* Формирование навыков звуко - слогового анализа;
*Развитие грамматического строя;
*Развитие связной речи.

Принципы работы:
*Принцип последовательности «от простого - к сложному»;
*Принцип учета механизмов речевых нарушений;
*Принцип качественного и количественного анализа результатов обследования;
*Принцип системности;
*принцип комплексности;
Принцип индивидуально-дифференцированного подхода.
Структура занятий разработана с учетом лексических тем, которые предусмотрены в программе Нищевой Н. В. по преодолению ОНР.
На занятиях можно использовать пальчиковые игры и массаж, упражнения для рук с предметами.
Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие речи детей, подготовку к школе, обуславливает его результативность.
Взаимодействие с сотрудникам (учитель-логопед, воспитатели групп, психолог) предусматривает: беседы, консультации по использованию тестопластики на занятиях (изготовление и использование готовых изделий),
Открытое подгрупповое занятие, выставка.
Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, папки –раскладушки, информационные стенды, создание клуба для родителей, показ открытых занятий, круглый стол: «Игротека в кругу семьи», анкетирование.
Работа с детьми подготовительной к школе группе проводится на занятиях, как часть занятия, в кружковой работе.
Педагогический мониторинг:
1.Исследования состояния произвольной моторики пальцев рук.
2.Исследование речевого развития детей.
1) Обследование фонетико-фонематической стороны речи;
2)Обследование лексики и грамматического строя речи;
3)Обследование связной речи.
Методики для обследования речевых функций и состояния ручного праксиса: Н. В. Нищевой, Т. В. Кабановой, Домниной.
Ожидаемый результат:
• Коррекция всех средств речи и ее основных функций;
• У детей совершенствуются навыки коммуникации;
• Закрепляются представления об окружающем мире;
• Развитие качеств для более успешного обучения в школе.
Программа по коррекции речевых нарушений у детей с ОНР предполагает 4 этапа обучения:

1 этап Подготовительный (июнь-август 2011г.)
*Изучение теоретических основ проблемы;
*Изучение опыта коллег;
*Организация взаимодействия с воспитателями группы по данной проблеме;
*Определение задач реализации проекта на учебный год;
*Представление проекта на педсовете.
*Подбор и приобретение совместно с воспитателями и родителями необходимого материала для изготовления поделок.

2 этап Диагностический (сентябрь-октябрь 2011г.)

*Разработка комплексного перспективного плана совместной работы специалистов ДОУ;
*Диагностирование детей экспериментальной группы (гр. «04») и контрольной группы (гр.»03»)
*Изучение результатов диагностики;

3 этап Основной (ноябрь-май 2012г.)
*Создание методических разработок для реализации проекта;

*Подбор упражнений и игр для использования в системе занятий педагогами- специалистами;
* Разработка методического пакета;
* Реализация комплексного перспективного плана совместной работы специалистов ДОУ;
*Осуществление промежуточного контроля ,корректировка.

Знакомство с соленым тестом.

Цели:
• Пробуждение интереса к занятиям;
• Развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;
• Знакомство детей с правилами работы с тестом.
Изготовление поделок и пособий, использование готовых изделий на занятиях.
Цели:
• Развитие познавательных процессов;
• Развитие речи, памяти, мышления;
• Совершенствование координации движений. Мелкой моторики, ориентации в пространстве.
Обучение грамоте.
Цели:
• Автоматизация звуков в речи;
• Формирование навыков звуко-слогового анализа;
• Развитие связной речи детей, обучение рассказыванию.
Методы:
• Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);
• Словесный ( беседа, пояснение, вопросы, художественное слово);
• Практический.
Формы:

*Индивидуальные;
*Подгрупповые;

Средства:

*Соленое тесто
*стеки;
*кисти;
*краска гуашь
*шаблоны.

Технические средства:
Фотоаппарат;
Магнитофон;
Музыкальные диски.

Учебный план

Подготовительная группа
№ Название темы Общее количество занятий
1 Путешествие в мир тестопластики 1
2 Овощи-фрукты звук и буква Й 2
3 Ягоды-грибы звук и буква Е 2
4 Домашние животные звук и буква Ю 2
5 Зима звук и буква Я 2
6 Посуда звук и буква Ц 2
7 Новый год Звук и буква Ч 2
8 Инструменты звук и буква Л 2
9 Животные жарких стран 2
10 Комнатные растения 2
13 Школа буква Ъ 2
Итого в год: 25
Длительность одного занятия 25 минут.

4 этап Итоговый (июнь-август 2012г.)
*Исследование результатов практической деятельности (экспериментальной и контрольной группы)
*Определение эффективности работы;
* Оформление результатов;
* Отчет на педсовете;
*Обобщение и распространение опыта при положительной динамике.
Категория: Всероссйиский конкурс "100 педагогических идей!" | Добавил: formaxden
Просмотров: 2165 | Загрузок: 136 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик