ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЛШЕБНОЕ ОРИГАМИ» 1 год обучения дети 5-7 лет автор программы Ладыжева Наталья Васильевна старший воспитатель первой квалификационной категории
Японская мудрость издревле гласит: «Великий квадрат не имеет пределов». Попробуй простую фигурку сложить, И вмиг увлечет интересное дело. А. Е. Гайдаенко
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. Программа «Волшебное оригами», как средство дополнительного образования старших дошкольников, поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей и подготовки руки к письму. Бумажное конструирование помогает сбалансированному развитию как логического так и образного мышления, кроме того, активно развиваются пространственные представления ребёнка, появляется умение поэтапно планировать свою работу и доводить ее до желаемого результата. В программе представлены методические рекомендации по ознакомлению и обучению детей с оригами, учетом их возрастных особенностей. Занятия по оригами развивают активный творческий поиск, прежде всего, для самого педагога, именно развивая и совершенствуя свои умения в складывании и конструировании, педагог сможет привить интерес к оригами у детей и родителей.
Цель занятий оригами: ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц. Задачи курса: Обучающие • Знакомить детей с искусством изготовления бумажных фигурок путём складывания квадратного листа бумаги без применения ножниц и клея. • Научить делать различные игрушки в технике оригами и использовать их для игровых ситуаций, обогащая игровой опыт детей; • Закреплять знания детей основных геометрических понятий: прямоугольник , квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. • Обогащать словарь ребенка специальными терминами. • Формировать умения следовать устным инструкциям. Развивающие: • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения. • Развивать мелкую моторику рук и глазомер. • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей. • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. • Развивать пространственное воображение. прививать настойчивость в достижении цели; Воспитательные: • Воспитывать интерес к искусству оригами. • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей. • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. • Воспитание любви к искусству складывания квадратного листа, воспитание интереса к удивительным фокусам, художественному труду.
Для решения поставленных программой задач необходимо выполнение следующих педагогических условий: • Обеспечение разнообразия материала для познавательной и творческой деятельности каждого ребёнка. • Обеспечение наглядности, схем, чертежей, образцов изделий. • Планирование занятий от простого к сложному, тематическими циклами. • Развитие положительной эмоциональной сферы, творческих способностей каждого ребенка. Направления программы • Художественно – эстетическое направление • Познавательно – речевое • Социально – личностное Отличительная особенность данной дополнительной программы: тесное переплетение нескольких областей . На занятиях кроме техники овладения оригами, дети углубляют свои познания в математике, окружающем мире, развитии речи и др.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 1 год. Формы и режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 мин. Форма проведения занятий комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность).
Предполагаемые результаты: Должны знать: • Что такое оригами; • Историю возникновения оригами; • Основные приемы работы, способ складывания базового прямоугольника. • Правила техники безопасности;
Должны уметь: • Подбирать бумагу нужного цвета; • Пользоваться чертежными инструментами, ножницами: • Выполнять разметку листа бумаги; • Пользоваться схемой, технологической картой; • Собирать игрушки – разными способами; • Анализировать образец, анализировать свою работу; • Составлять композицию из готовых поделок. • Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.
Учащиеся должны овладеть навыками: • Разметки листа бумаги; • Складывания базового модуля • Резания;
Учебно – тематическое планирование, содержание программы 1 Что такое оригами? Знакомство с коллекцией бумаги, историей оригами, готовыми работами. (презентация + выставка готовых работ) Учить внимательно, слушать педагога, восхищаться готовыми работами. Побуждать желание выполнять поделки своими руками. 2 Прямоугольник -основная фигура модульного оригами . Обобщение знаний о геометрических фигурах, закрепление понятия прямоугольник . Учить самостоятельно делать прямоугольники из целого листа, аккуратно разрезать бумагу. Учить сгибать прямоугольник, совмещая углы и стороны.Складывать модуль. 3 Практическое занятие. Самостоятельное изготовление модулей. Учить самостоятельно делать модуль. Учить работать с инструкционными картами. Дать понятие условных обозначений, терминов и приемов. 4 Рамочка для фото (подарок к Дню матери) Соединение модулей в одно целое. Изготовление простых изделий. Учить соединять модули в одно целое (в один ряд) , изготавливать плоские фигуры, самостоятельно выбирая цвет и форму. Проявлять творчество и фантазию при декоративном оформлении поделки. 5 Снежинки Соединение модулей в одно целое разными способами Учить соединять модули в одно целое разными способами. Учить увеличивать число модулей в следующем ряде вдвое. Учить создавать особый скрепляющий элемент – «арку». 6 Лилия Закрепление соединения модулей в одно целое разными способами Закрепить умения увеличивать число модулей в следующем ряде вдвое. Учить создавать из обычного треугольного модуля специальный модуль «лепесток». Учить собирать лист лилии, используя модули основного и второстепенных цветов. 7 Изготовление чашки Соединение модулей в одно целое, изготовление объёмных фигур. Продолжать учить соединять модули в одно целое. Учимся замыкать ряды треугольных модулей в круг; Учить создавать объемные фигуры. Учить читать схемы, работать по образцу. 8 Цыпленок Соединение модулей в одно целое, изготовление объёмных фигур. Учить делать модифицированные модули (из обычных), для использования их в качестве крепления. Учить делать переход на ряды с нужным числом модулей, при этом сохраняя симметричность изделия. Учить творчески подходить к изготовлению изделий, самостоятельно выбирать форму, цвет и размер. Продолжать учить работать со схемами. Развивать творчество, вносить свои идеи по оформлению готового изделия. 9 Зайка Соединение модулей в одно целое, изготовление объёмных фигур. Закрепить соединение рядов модулей в круг. Продолжать учить делать модифицированные модули (из обычных), для использования их в качестве крепления. Продолжать учить делать переход на ряды с нужным числом модулей, при этом сохраняя симметричность изделия. Использовать дополнительные элементы украшения – глаза, мордочка, кудряшки, проявлять фантазию и творчество. 10 Лебедь Соединение модулей в одно целое, изготовление объёмных фигур с дополнительными деталями Закрепить соединение рядов модулей в круг. Научиться превращать столбик модулей в шею лебедя. Освоить способ соединения модулей «двойной ряд»; Продолжать учить делать переход на ряды с нужным числом модулей, при этом сохраняя симметричность изделия. 11 Рыбка Соединение модулей в одно целое, изготовление объёмных фигур Учить изготавливать яйцеобразную форму (тело рыбки), изготавливать поделки из разных компонентов соединяя их. Закреплять умения делать переход на ряды с нужным числом модулей, сохраняя форму и симметричность. 12 Коллективная работа «У САМОВАРА» Умение работать в коллективе . Закреплять полученные навыки, научить выполнять коллективные работы, Воспитывать уважение к чужому труду, ответственность за свою работу. Умение договариваться, выполнять работу последовательно, радоваться своим и чужим успехам. 13 Выставка детских работ Организация выставки детских работ для детей и родителей
Методическое обеспечение программы Форма занятий - фронтальные, подгрупповые Приемы методы - беседа, показ, объяснение , самостоятельная работа детей, оценка Дидактический материал бумага, ножницы Техническое оснащение - презентации, видеоуроки , схемы и чертежи.
Литература
1. Забавные фигурки . Модульное оригами 2. 3.А. Богатеева, “Чудесные поделки из бумаги”, Москва “Просвещение”, 1992 год. 3. “Игрушки из бумаги”, издательство “Дельта”, Санкт-Петербург, 1995 год. 4. “Учимся оригами”, под редакцией Ю.Шумакова, издательство “Лицей”, Ростов наДону. 5. Ю. Афонькин, “Волшебный сад оригами”, Санкт-Петербург, 1995 год. 6. Т.И.. Тарабарина “Оригами и развитие речи”, издательство Академия развития, Ярославль,1998 год. 7. Г.И. Долженко “100 оригами”, Ярославль Академия развития 1999 год. 8. С.В. Соколова «Оригами для старших дошкольников», Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2009 9. Интернет ресурсы http://stranamasterov.ru/user
для детей и родителей 1. С.В. Соколова « Сказка оригами: Игрушки из бумаги». – Москва: Издательство Эксмо: СПб.; Валери СПД, 2004. 2. Забавные фигурки . Модульное оригами 3. С.В. Соколова « Театр оригами: Игрушки из бумаги». – Москва: Издательство Эксмо: СПб.; Валери СПД, 2007 4. Интернет ресурсы http://stranamasterov.ru/user
КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА "У САМОВАРА"
 |