+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссйиский конкурс "100 педагогических идей!"

Программа по валеологическому воспитанию "Друзья здоровья"
[ Скачать с сервера (80.0 Kb) ] 19.02.2014, 23:42
Программа
по валеологическому воспитанию
«Друзья здоровья».

Пояснительная записка

Каждый ребенок должен расти здоровым. Очень важно не упустить те возможности, которые дает детство для формирования у детей оберегающего и ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих их людей, для приобретения детьми устойчивых навыков здорового образа жизни.
В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации воспитания, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность.
Валеология – наука о здоровом образе жизни, сохранении, формировании и управлении здоровья.

Пришедшие в Центр, дети из «группы риска» в основном имеют ослабленное здоровье, у них не развиты навыки ведения здорового образа жизни. Для систематизации работы в данном направлении мною разработана программа по формированию здорового образа жизни, в которую вошёл цикл занятий, способствующих развитию и закреплению знаний и навыков здорового образа жизни детей. Знания, полученные в результате занятий, помогут детям быстрее адаптироваться в социальной среде.

Важно научить ребенка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Становление валеологической культуры ребенка обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.
Формирование валеологической культуры у воспитанников - это целостный процесс. Он требует овладения суммой определенных знаний по валеологии и изучения разных приемов работы с детьми, а также пропаганды валеологических знаний.
Валеологическое воспитание включает в себя развитие валеологического сознания личности, формирование у воспитанников валеологического мировоззрения; формирование и развитие у детей чувства долга и ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих людей, за образ жизни, направленный на здоровье; формирование у воспитанников валеологической культуры (валеологические знания, заинтересованность в деятельности, направленной на оздоровление собственного организма, раскрытие резервных возможностей каждого и развитие навыков ведения ЗОЖ).

Актуальность. Проблема воспитания валеологической культуры у детей - одна из актуальных на сегодняшний день. Актуальность объясняется снижением здоровья современных детей. Имеется в виду их психическое и физическое здоровье.
Главной причиной является культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень знаний воспитанников о ценности своего здоровья.

С момента поступления ребёнка в СРЦ с ним начинают работать специалисты, наблюдая и выясняя, что ребёнок умеет, чем владеет. И выяснив это, строят свою работу так, чтобы помочь ребёнку освоить знания и овладеть навыками, которые не развиты.
В своей работе я ориентируюсь не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребёнком знаний и представлений в его реальном поведении. На современном этапе уже недостаточно проведения занятий в форме беседы или лекции. Методика работы с воспитанниками строится в направлении личностно ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, что побуждает их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия должны содержать познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям.
Возраст участников: от 7 до18 лет.
Участники программы: воспитанники ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних «Вера».
Продолжительность реализации: 3 месяца, 1 занятие в неделю (30- 35 минут).

Принципы построения программы:

1. Принцип доступности:

• учет возрастных особенностей детей;
• адаптированность материала к возрасту.

2. Принцип систематичности и последовательности:

• постепенная подача материала от простого к сложному;
• частое повторение усвоенных правил и норм.

3. Принцип динамичности:

• интеграция программы в разные виды деятельности.

4. Принцип дифференциации:

• учет возрастных особенностей;
• создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.

5. Принцип вариативности:

• дает возможность творческого обращения с материалом, самостоятельность в выборе методических приемов.

6. Принцип "Не навреди!".
• предусматривает использование в валеологической работе только безопасных приемов оздоровления, апробированных тысячелетним опытом человечества и официально признанных.

7. Принцип меры.
• для здоровья хорошо то, что в меру.

Цели программы:
• Формирование валеологической культуры воспитанников, включающей ознакомление с ценностями здорового образа жизни, проявление глубокого интереса к оздоровлению собственного организма, развитие навыков ведения здорового образа жизни, ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих.

• Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий, с целью оздоровления, сохранения и укрепления здоровья детей.

Задачи программы:

Образовательные:

• Формирование устойчивых мотивов воспитания и самовоспитания.
• Включение детей в активную двигательную деятельность.

Воспитательные:

• Формирование нравственного сознания и нравственного поведения.
• Формирование волевых качеств, трудолюбия, эстетическое и эмоциональное развитие личности.

Оздоровительные:

• Укрепление физического здоровья.
• Профилактика заболеваний.

Прикладные:

• Обучение умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками.
• Формирование представлений, знаний, умений, навыков необходимых для обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Коррекционно - развивающие

• Развитие у детей потребности к познанию и совершенствованию себя и окружающего мира.

• Развитие у детей мотивации здорового образа жизни, потребности в освоении способов сохранения и улучшения своего здоровья и здоровья окружающих людей, оказания помощи в экстремальных ситуациях.

• Развитие познавательной сферы воспитанников. Расширение знаний и кругозора о ЗОЖ, о значении его в жизни человека.

• Развитие коммуникативной культуры личности, культуры общения и речи.

• Коррекция и развитие санитарно-гигиенических и культурно-гигиенических умений и навыков.

• Развитие физической активности, мелкой и общей моторики воспитанников.

Формы и методы работы:

• групповые и индивидуальные занятия
• подвижные игры, режиссёрские игры
• чтение книг
• просмотр видеороликов
• решение житейских ситуаций
• музыкотерапия
• эксперимент
• тренинги
• дискуссии

Этапы реализации программы:

I. Подготовительный этап.
1. Обсуждение и утверждение программы «Путь к здоровью».
2. Первичная диагностика (анкетирование, тестирование).

II. Основной этап.
Реализация мероприятий программы.

III. Аналитический этап.
1. Итоговая диагностика.
2. Анализ реализации программы.
3. Оценка результатов.



Мероприятие.
Цели.

1
Интегрированное занятие
"Азбука здоровья"


Познакомить детей с правилами здорового образа жизни.
Развивать речь, внимание, мышление, интерес к своему здоровью и окружающих людей.
Воспитывать культуру общения, поведения.

2
Игровое занятие
"Путешествие в школу здоровья"

Сформировать представление детей о здоровье, как одной из ценностей человека.
Воспитание человека, который умеет заботиться о своем здоровье.
Развитие памяти, внимания.

3 Конспект занятия
"Я здоровье берегу — сам себе я помогу"

Формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни;
Определить и закрепить полученные знания о значении витаминов, навыков гигиены;
Воспитывать интерес к здоровому образу жизни; создать радостное настроение.

4
Занятие с элементами игрового стретчинга
«В гостях у Буратино».

Учить детей управлять собственным здоровьем, овладевать нетрадиционными способами оздоровления: закаливающее носовое дыхание, релаксация.

5
Викторина
«Моё здоровье в моих руках».

Формирование установок на здоровый образ жизни;
помочь ребёнку задуматься о необходимости быть здоровым.

6
Конкурсная программа
«Формула жизни».

Приобщить воспитанников к здоровому образу жизни;
добиться формирования у детей активной позиции по данной проблеме;
развивать творческие способности, память, внимание, познавательный интерес.

7
Театрализованное представление
«Мы за здоровый образ жизни».


Формировать у детей установки на здоровый образ жизни; способствовать формированию ответственного и бережного отношения к своему здоровью; прививать практические навыки ЗОЖ

8
Конспект занятия
«Путешествие по Стране Здоровья».

Дать детям представление о том, что такое здоровый образ жизни;
приобщить воспитанников к здоровому образу жизни;
добиться формирования у детей активной позиции по данной проблеме;
развивать творческие способности, память, внимание, познавательный интерес.

9
Конкурсная программа
"Друзья здоровья”


Познакомить детей с правилами личной гигиены;
дать детям представление о пагубном влиянии вредных привычек на организм человека;
познакомить детей с лекарственными растениями;
формировать у детей позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

10
Сюжетное занятие с элементами игрового стретчинга
«Путешествие на сказочную планету»


Расширить индивидуальный двигательный опыт ребенка. Развивать физические качества, формировать интерес и эмоционально-положительное отношение к акробатическим упражнениям. Развивать творчество, самостоятельность.
Расширить кругозор детей.

11
Конспект занятия
"Путешествие на поезде "Здоровье"


Определить и закрепить полученные знания о значении витаминов, навыков гигиены; выделить компоненты здоровья человека и установить их взаимосвязь; воспитывать интерес к здоровому образу жизни; создать радостное настроение.

12
Конспект занятия
«Неболейка».

Учить самостоятельно следить за своим здоровьем;
знать простейшие приемы самооздоровления (точечный массаж, фиточай, закаливание);
закрепить знания о значении витаминов для здоровья человека;
воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Условия реализации программы:

• Создание банка здоровьесберегающих педагогических технологий.
• Разработка методических рекомендаций, дидактических материалов по вопросам здоровья и здорового образа жизни.
• Проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, в рамках программы.
• организация и проведение исследований уровня сформированности знаний о здоровом образе жизни.
• Проведение физкультминуток, организация подвижных и спортивных игр.
• Повышение образовательного уровня педагога (самообразование, обмен опытом, консультации специалистов).

Ожидаемый результат:

• Понимание значения образа жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе.

• Знание и соблюдение правил личной гигиены, гигиены жилых помещений, одежды, обуви и др.

• Умение правильно строить режим дня и выполнять его.

• Знание основных правил рационального питания с учетом возраста.

• Понимание значения двигательной активности для развития здорового организма, умение удовлетворять свои двигательные потребности в течение всего дня.

• Знание и выполнение правил профилактики заболеваний.

• Умение охранять свое здоровье от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний.

• Знание привычек, представляющих вред для здоровья, их профилактика.

Риски:

Риски условно разделены на группы:
• риски, обусловленные внутренними факторами
(технологические и организационные риски);
• риски, обусловленные внешними факторами
(изменения внешней экономической ситуации, риски финансового обеспечения).

Список литературы.

Дыхан Л. Б. , Кукушин В. С. , Трушкин А. Г. Педагогическая валеология. Март, 2005.

Валеологические подходы в системе естественного оздоровления детей / Л. В. Чернецова, М. Н. Канкасова, Г. В. Павлова и др. // Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей: Тез. докл. В Междунар. науч. -практ. конф. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996.

Волков, В. Н. Теория и практика валеологического воспитания личности учащихся в образовательных учреждениях нового типа: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 : Коломна, 2000 –

Баль Л.В. От восьми до семнадцати, или Что думают о здоровье наши дети.- М., 2000.

Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья.- М., 2000.

Брягунов И.П.Беседы о здоровье школьников. М., 2000.

Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке.

Тонкова Ямпольская Р.В. Черток Т.Я. Ради здоровья детей. М. 1985.

.Степанов В.Г. Шаги к здоровью.- Якутск 1989.
Категория: Всероссйиский конкурс "100 педагогических идей!" | Добавил: sarabieva
Просмотров: 1303 | Загрузок: 107 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик