+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссйиский конкурс "100 педагогических идей!"

Проектная деятельность в начальной школе как один из эффективных способов достижения образовательных результатов
[ Скачать с сервера (270.2 Kb) ] 17.02.2014, 15:06
Проектная деятельность в начальной школе как один из эффективных способов достижения образовательных результатов.
В октябре 2009 года приняты стандарты нового поколения для начальной школы, по которым с 1 сентября 2011 г начали работать все общеобразовательные учебные заведения.
В связи с введением ФГОС происходит перестройка организационной и методической деятельности, как на уровне управления, так и на уровне самого образовательного процесса. Особое значение среди методов, используемых мировой и отечественной педагогикой, принадлежит сегодня методу проектов.
Метод проектов – способ организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата. Он ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности обучающегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.
Известно, что метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859-1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Принцип прагматической педагогики: «обучение посредством делания».
В современной интерпретацииданный принцип реализуется в системно-деятельностном подходе.
В ФГОС задается следующий результат образования на выходе из начальной школы:
«– умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации;
– овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка)необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
– определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы: «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление;
– учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности» [1].
Ведущаяроль в достижении данного результата отводится проектной деятельности. «Основная ценность проектной деятельности состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы. Школьники индивидуально или по группам за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему. Их задача — получить новый продукт, решить научную, техническую или иную проблему»[2].
В силу своих возрастных особенностей, учащиеся 1-2 классов не могут осуществлять проектную деятельностьсамостоятельно, без помощи взрослых.Начинать проектную деятельность в начальных классах мы рекомендуем на таких предметах, как литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, художественный труд, а также во внеурочной деятельности.
Исходя из вышеизложенного, целью статьи является распространение опыта работы по применению проектной технологии на уроках художественного труда и во внеурочной деятельности. Нами будут рассмотреныэтапы работы по созданию творческих проектов обучающихся музыкально-эстетического класса МАОУ СОШ №5 г.о.Стрежевой.
В 2011 году в России был объявлен Год Космонавтики. Мы с детьми разработали проект «Вместе к звёздам полетим».
Цель проекта: формирование представления о роли советских космонавтов в развитии космоса и воспитание чувства патриотизма и гордости за достижения своей страны в освоении космоса.
Задачи проекта: показать хронологию событий в истории космонавтики; познакомить с биографией первого космонавта – Ю. Гагарина; формировать у младших школьников интерес к изучению астрономии и космонавтики
Работу над проектом мы начали с темы «Космос». Каждый ребёнок сам определил, чем именно он будет заниматься в рамках данной темы. В процессе поиска дети совместно с родителями собрали информацию об истории освоения космоса, о первом советском космонавте Юрии Гагарине, о первом космическом корабле. В ходе исследования использовали ресурсы интернета, школьной библиотеки (энциклопедий, детских журналов и книг). Ребята вдохновились полученными знаниями и решили «совершить» космический полёт всем вместе. На уроке художественного труда мы изготовили для себя и своего друга космические корабли. Так «родилась» коллективная творческая работа «Вместе к звёздам полетим» - продукт проекта.
Результатом демонстрации продукта явилось 3 место в городском конкурсе «Калейдоскоп» - в номинации «Коллективные работы».http://klass4m.ucoz.ru/P1040237.jpg
Следующим предметом нашего исследования стала «Русская расписная матрёшка».
Цель проекта: формирование устойчивого интереса к истории России, её наследию, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.
Задачи проекта: познакомить с историей возникновения и развития образца народного таланта - матрёшки.
Работу над проектом мы начали с составления плана исследования, с распределением заданий по группам.
Первая группа выяснила, что прообразом русской матрёшки стала фигурка буддийского мудреца Фукуруму, добродушного лысого старика, в которую было вложено несколько деревянных фигурок. Первым вырезал такую фигурку некий русский монах, неведомыми путями попавший в Японию. Имя своё матрёшка заимствовала у Матрёны, русской деревенской красавицы, матери многочисленных детей.
А вот вторая группа сделала для себя открытие, что матрёшки бывают разные: сергиево-посадские, семёновские, полховско-майдановские, вятские, авторские. Объединяло их то, что они изготовлены чаще всего из липы. А вот росписью они отличаются. Например, сергиево-посадские мастера изображали фигурки в русских сарафанах с корзинками в руках, серпами, букетиками. Часто встречались и мужские персонажи: жених и невеста, пастушок со свирелью, старик с бородою. Иногда матрёшка представляла собой целую семью. Особой популярностью пользовались матрёшки, расписанные по мотивам произведений писателей, сказок, легенд, басен.
Основа композиции в росписи семёновской матрёшки – это фартук, на котором изображается пышный букет цветов. Мастера использовали три цвета – красный, синий, жёлтый. Семёновские токари придумали особую форму матрёшки. Она более стройная. Семёновская матрёшка отличается тем, что она многоместная и состоит из 15-18 разноцветных фигурок. Рекордом по количеству и размерам стала 72-местная матрёшка, с диаметром 50 см и высотой 1 м.
Третья группа сравнила полховско-майдановские матрёшки с другими видами и выяснила, что мастера Полхового Майдана обязательно изображали розы на фартуке фигурки. А вот вятские изделия делает уникальными соломенная инкрустация.
Ребята четвёртой группы изучали черты современной авторской матрёшки. Очень часто современные художники обращаются к темам «Семья», «Материнство». «Политическая» матрёшка представляет собой портреты государей или политических деятелей. Часто в орнаменте матрёшки мастера используют изображение памятников культуры и архитектуры городов России.
Проведённые исследования позволяют нам сделать вывод о том, что авторскую матрёшку можно по праву считать новым видом искусства, предметом коллекционирования.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Таким образом, результатом нашей деятельности стала коллективная работа «Приятного чаепития», которую мы презентовали на школьной и городской выставке «Калейдоскоп». http://klass4m.ucoz.ru/P1040232.jpg
Анализ результатов использования метода проектов ещё раз доказал эффективность и преимущества. Проектная деятельность оказывает наибольшее влияние на умения социального взаимодействия, на оценочные, информационные, презентационные, рефлексивные и менеджерские умения. Использование проектной деятельности в работе классного руководителя помогает сплочению детского коллектива, даёт возможность реализовать свои творческие способности, повышает мотивацию и развивает исследовательскую активность в урочной и внеурочной деятельности.
Система, апробирована в МАОУ СОШ № 5 г.Стрежевого на младших школьниках, может представлять интерес для широкого круга педагогов и рекомендована для учителей и классных руководителей начальных классов, организаторов внеурочной деятельности, педагогов дополнительного образования, преподавателей и студентов педагогических сузов и вузов.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373).
2. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001. – 544.: ил. – (Серия «Учебник нового века»). [Метод проектов – С. 337 – 341]
3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. – № 9
4. Савенков А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии –1998.

[b]
Категория: Всероссйиский конкурс "100 педагогических идей!" | Добавил: ГЕВ
Просмотров: 803 | Загрузок: 80 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик