+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссйиский конкурс "100 педагогических идей!"

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
[ Скачать с сервера (19.8 Kb) ] 14.02.2014, 23:05
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
 Хакимова Гульшат Губайдулловна
учитель начальных классов МБУ школы № 40
г.о. Тольятти Самарской области.  
В Концепции модернизации образования говорится «…модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».
От меня, как от современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но я должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность.
Следовательно, мне необходимо изменить атмосферу занятий, учебное содержание, методику преподавания. А в методике, в первую очередь, следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.
В поисках решения проблемы я использую в своей педагогической деятельности личностно-ориентированный подход в обучении, который реализую через внедрение здоровьесберегающего подхода, компетентностно – ориентированного обучения, информационно-коммкуникативных, игровых технологий, педагогику сотрудничества, развивающего обучения.  
Рассмотрим сочетание элементов современных образовательных технологий на примере урока «Род имен существительных».
Пояснительная записка

Урок по теме «Род имен существительных» был проведен в 3ем"Д" классе. Структура занятия соответствует требованиям к организации урока усвоения нового материала. Четко выделены этапы подготовки и организации внимания учащихся, повторения и восприятия нового, усвоения новых знаний и первичной проверки, закрепления, применения, первичного контроля усвоения знаний, подведения итогов, анонсирования домашнего задания и рефлексии.
На этапах повторение, целеполагание, подведение итогов использованы приемы технологии развития критического мышления: «знаю-хочу узнать-узнал»; «составление и использование алгоритма» - на этапе закрепления, прием «верно-неверно» - на этапе контроля и самоконтроля. Цель применения данной технологии - создание условий для активизации познавательной самостоятельной деятельности учащихся, развития логического мышления. На этапе объяснения новой темы используется проблемное обучение.
Чтобы оживить работу на уроке, повысить интерес к изучаемой теме, на этапе закрепления материала используется игра «Помести в домики", «Баскетбол».
Деятельность учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная. Организована работа по формированию надпредметных умений и навыков: умение самостоятельно составлять алгоритм и действовать по нему, участвовать в диалоге, полилоге, организовать себя на выполнение поставленных задач, умение сравнивать, сопоставлять примеры и на их основе формулировать правило, обобщать сказанное, делать выводы, оценивать свою и чужую работу, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Применены словесные, наглядные, репродуктивные, проблемно-поисковые, практические методы обучения.

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Род имен существительных"
Цель урока.
- Учить определять род имен существительных;
Задачи:
- Создать условия для усвоения способа определения рода имен существительных через алгоритмизацию деятельности учащихся.
- Развитие логического мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация) через выполнение упражнений и логических игр.
- Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность.
Формировать УУД:
Познавательные: Ознакомление с грамматическим признаком имен существительных – родом; учить строить высказывания в устной и письменной форме; развитие монологической речи учащихся через использование алгоритма ответа.
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать аналогии.
Личностные: мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, установка на здоровый образ жизни, способность к самооценке.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Коммуникативные: оценку и самооценку деятельности, развитие умения выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Методы: монологический, диалогический, исследовательский.
Оборудование:
учебник русского языка 3 класс;
рисунки домиков;
напечатанные слова, проектор, ноутбук, тексты для детей.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ОБУЧЕНИЯ: проблемное обучение, использование ИКТ, организация учебного сотрудничества на уроках ( технология КСО), приём ученики в роли учителя, метод организации фронтальной деятельности обучающихся: словесный ( эвристическая беседа, вопросы педагога и ответы детей), наглядный метод (презентация «Имя существительное»), методы мотивирования (стимулирования) обучающихся в ходе занятия: одобрение, похвала, создание ситуации успеха (задания подобраны с учетом возраста и уровня подготовки обучающихся), практический метод и частично-поисковый, здоровьесберегающая технология.


№ п/п Этапы работы Содержание этапа
(заполняется педагогом)
1. Организационный момент.
Цель для обучающихся: подготовить к работе на уроке; организация класса, наличие учебных принадлежностей на парте (учебник, рабочая тетрадь, ручка, дневник)

Цель для педагога:
создание благоприятных психологических условий, вызвать интерес к предстоящей деятельности.
Технология:
Здоровьесберегающий подход;
Задачи
-создание положительных эмоций на работу;
- формирование заинтересованности к дальнейшей деятельности.

Метод обучения:
словесный (беседа) 1. Организационный момент (2 минуты)
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Предлагаю улыбнуться
И в работу окунуться.
- Ребята, подарите улыбку мне, друг другу, нашим гостям. Улыбка может согреть других своим теплом и улучшить всем настроение, а хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.
Спасибо, всем. Сразу стало уютнее в классе от ваших улыбок.
Проверим готовность к уроку.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу
Цели данного этапа для обучающихся - актуализация опорных знаний, повторение ранее изученного материала по теме «Имя существительное».
Цель для педагога – побудить обучающихся к активности на уроке.
Формы и методы организации фронтальной деятельности обучающихся:
- словесный (беседа, вопросы педагога и ответы детей)
- наглядный (презентация «Имя существительное»

Методы мотивирования (стимулирования) обучающихся в ходе занятия: одобрение, похвала, создание ситуации успеха (задания подобраны с учетом возраста и уровня подготовки обучающихся)

Обучающиеся должны вспомнить: что такое имя существительное, единственное и множественное число имен существительных.
Для этого на данном этапе урока используются:
-задания на определение числа имен существительных, игра: «Узнай имя существительное».

Цель этого этапа – отработка полученных знаний, развитие интереса к предмету, умения слушать и слышать одноклассника, анализировать услышанное, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, умения формулировать собственную позицию и развитие познавательного кругозора, любознательности.

Содержание и характер вопросов и заданий активизируют обучающихся, что в свою очередь способствует проверке и закреплению усвоенных знаний

Технология: игровая;
Прием: Создание игровой ситуации 2.Проверка домашнего задания (2 минуты)
- Прочитайте пары слов.
- Назовите пропущенные буквы и объясните их написание.
3. Актуализация знаний. (2 минуты)
Откроем тетради и запишем сегодняшнее число, классная работа.
Двадцать седьмое января.
Классная работа.
Выделим все известные нам орфограммы. (Один ученик комментирует выполнение работы, объясняя встретившиеся орфограммы.)
4. Минутка чистописания (2 минуты)
Посмотрите внимательно на записанные нами слова. В одном из этих слов есть буква, которая встречается в нём 2 раза. В 1 слоге и последнем. В первом слоге она обозначает 2 звука, а в последнем слоге она обозначает 1 звук. Что это за буква? (Я)
Вспомним, как пишется буква “Я”. Из скольких элементов она состоит?
Посмотрите внимательно на доску и в тетрадь. Перед вами цепочка. Определите последовательность написания букв в этой цепочке.
Яяс Яяу Яящ Яяе ….
(Первые две буквы повторяются, а последние буквы, если соединить вместе образуют слово “СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ”)
Какую букву надо дописать в мою группу?
Запишите эту цепочку самостоятельно.
Написание, какой буквы мы повторили сегодня на минутке чистописания? Ещё раз вспомним всё, что мы знаем об этой букве.
(Гласная буква “Я” может обозначать один звук Я, когда стоит после согласной буквы, а может обозначать два звука Й/А, когда стоит в начале слова, после гласной буквы, после мягкого и твердого знаков.)
5. Словарная работа. (4 минуты)
А сейчас я буду говорить загадки, и вы продолжите записывать отгадки в два столбика: кто? и что?
На ромашку у ворот
Опустился вертолет —
Золотистые глаза.
Кто же это?...
(Стрекоза)
Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может.
(Гусеница)
Не огонь — а жжется,
В руки не дается.
Выросла под ивой.
Звать ее...
(Крапивой)
Подрастала —
Хвост растила,
Платье темное носила.
Подросла —
Зеленой стала,
Хвост на весла поменяла.
(Лягушка)
Я румяную Матрешку
От подруг не оторву,
Подожду, когда Матрешка
Упадет сама в траву.
(Яблоко)
Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок —
И остался стебелек.
(Одуванчик)
Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой.
(Береза)
Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но — ах!—
Удрала, а хвост в руках.
(Ящерица)
- Что объединяет существительные первого столбика? (Эти имена сущес­твительные обозначают одушевленные предметы, лексическое значение данных слов - животные.)
Что объединяет в одну группу слова второго столбика? (Имена сущест­вительные, которые называют неодушевленные предметы, относятся к теме «Растения».)
Что объединяет эти две группы существительных? (Насекомые не могут существовать без растительного мира.)
6.Повторения изученного материала
a. Обобщение знаний об имени существительном
А что такое имя существительное?
Игра «Узнай имя существительное»
Вот я сейчас посмотрю, как быстро вы можете находить имена существительные. Если я произнесу имя существительное, то вы хлопаете в ладоши, если другую часть речи, то вы подпрыгиваете.
ДОМ КРАСИВЫЙ МАЛЬЧИК ИГРАЕТ ШКОЛА ДОБРЫЙ УЧЕНИК КОШКА ОКНО ПОЁТ ДЕВОЧКА
b. Число имён существительных
Молодцы! Справились с моим заданием. А что ещё вы знаете об имени существительном?
(Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые, могут изменяться по числам.)
Когда имя существительное употребляется во множественном числе? А когда в единственном числе?
Измените слова, записанные на доске, поставив их во множественное число
Девочка, рыба, рак, собака, зуб.

Изучение нового учебного материала.
Технологии: проблемное обучение; педагогика сотрудничества, Компетентностно- ориентированное обучение
Постановка проблемы.
Формировать у обучающихся общее представление о роде имен существительных;
Цель для учителя:
- Создать условия для усвоения способа определения рода имен существительных через алгоритмизацию деятельности учащихся.
задачи:
-возбуждать интерес к предмету через побуждение творчески мыслить и создание проблемной ситуации;
-Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность
-развивать у учащихся исследовательские умения, умения применять знания на практике, умения анализировать, обобщать, умения формулировать собственную позицию и
умение говорить правильной речью.

Цель для обучающихся: осознание необходимости овладения новыми знаниями.
Критерии определения уровня внимания и интереса к уроку:
-доступность учебного материала;
-эмоциональный настрой обучающихся.
Приём ученики в роли учителя

Методы мотивирования (стимулирования) обучающихся в ходе занятия: одобрение, похвала, создание ситуации успеха (доступность и наглядность материала)
Основная цель метода обеспечить усвоение обучающимися : знаний о грамматическом признаке имен существительных – родом. Метод позволяет сосредоточить усилия на формировании практических знаний, умений и навыков.

Технология здоровьесбережения

Фронтальная работа со словами из упражнения(поисковый метод).
Его цель – самостоятельно находить ответ на вопросы.
Анализ работы с демонстрационным материалом.
Его цель – помочь обучающимся
зрительно запомнить новый материал
Содержание, характер вопросов и заданий активизируют обучающихся, что в свою очередь способствует прочному усвоению знаний, обогащению словарного запаса детей и развитию кругозора детей.
В случае затруднений при формулировании ответов, помочь обучающимся наводящими вопросами. Правильные ответы поощряются словесно, жестами, мимикой. 5.Введение в новую тему (5 минут)
Работа в группах. «Мозговой штурм».
1 группа
Мой дедушка Василий Иванович много лет работал на металлургическом заводе. Он ветеран труда. .
Задания.
1 Прочитайте текст.2 О ком говориться в тексте?3 Прочитайте выделенное слово в первом предложении. 4 Какое слово заменяет слово дедушка во втором предложении?5 Откройте учебник и прочитайте правило.6 Что узнали про свой текст?
2 группа
Моя бабушка выпекает вкусный хлеб. Она любит свою работу.
Задания.
1 Прочитайте текст.2 О ком говориться в тексте? 3 Прочитайте выделенное слово в первом предложении.4 Какое слово заменяет слово бабушка во втором предложении?5 Откройте учебник и прочитайте правило.6 Что узнали про свой текст?
3 группа
Моё окно любят и посещают птицы. Оно для них как столовая.
Задания.
1 Прочитайте текст.2 О ком говориться в тексте? 3 Прочитайте выделенное слово в первом предложении. 4 Какое слово заменяет слово окно во втором предложении?5 Откройте учебник и прочитайте правило.6 Что узнали про свой текст?
Ваша задача выполнить задание по карточкам, обсудив их в группе.
Представители каждой группы сообщают классу о наблюдениях и полученных выводах. На их основе делается общий вывод по теме урока.
- Какие же имена существительные относятся к м., ж, ср. р.? ( имена сущ., которые можно заменить словом «он» - м.р., «она» - ж.р., «оно» - ср.р.) - Запишите в тетрадь столбики слов.
Образец:
м. р. он мой дедушка
ж. р. Она моя Бабушка
ср. р. оно моё окно
-Убедитесь в правильности наших наблюдений, правило, которое поэт заключил в стихотворении, прочитайте, пожалуйста.
(На интерактивной доске слайд.)
Женский род запомню я
И скажу «она моя»,
И запомню род мужской,
И опять скажу «он мой».
Средний род - «оно моё»-
Это правило твоё. ( на доску)
- Тема урока сегодня «Род имен существительных». (Открывается надпись на доске под числом.)
-Вот мы и узнали, что каждое имя существительное имеет свой род.
Над именами существительными мужского рода будем ставить м.р., женского рода – ж.р., среднего – ср.р.
6. Физкультминутка (2 минуты)
(Читаю стихотворение, дети выполняют движения, соответствующие содержанию стихотворения)
Солнце спит, небо спит,
Даже ветер не шумит (дети кладут голову на сложенные на парте ручки и закрывают глаза)
Рано утром солнце встало, (встают из – за парт)
Всем лучи свои послало (поднимают ручки вверх, потягиваются)
Вдруг повеял ветерок,
Небо тучей заволок
И деревья раскачал. (машут поднятыми руками)
Дождь по крышам застучал. (барабанят пальчиками по столу)
Солнце клонится все ниже, (садятся за парты)
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик. (закрываются ручками)
7. Работа с новым материалом по учебнику (5 минут)
-В учебнике найдите упражнение 39 . Посмотрите на упражнение, там даны слова, вы должны определить, к какой части речи относится каждый из них.
(отвечают дети)
-Правильно, это имена существительные. Сейчас вы их распределите по родам. На доске вы видите три домика. Жителями первого домика являются имена существительные мужского рода, второго домика – женского рода, третьего – среднего рода. Сейчас ученики первого ряда найдут жителей первого домика, среднего ряда – второго домика, третьего ряда – жителей третьего домика. А чтобы вам было легче, обратите внимание, что каждый домик уже имеет слова – помощники (он мой, она моя, оно мое).
(ученики выполняют задание по рядам: каждый ученик ряда подходит к доске и поселяет слово в свой «домик»)
-Молодцы, справились быстро. Давайте проверим, нет ли ошибок (взаимопроверка по рядам).
- Итак, каким словом можно заменить слова мужского рода?
- Каким словом можно заменить слова женского рода?
- Каким словом можно заменить слова среднего рода?
- Прочитайте правило еще раз. Кто попробует рассказать его?
Следующее задание- выделить окончания в словах.
- Назовите окончания имен существительных мужского, женского, среднего рода.
- Как вы думаете, можно ли по окончанию определить род имен существительного?
-Следующее задание – определить род имен существительных из упражнения 41. Это мы делаем по цепочке. Итак, начинаем. Если вы вдруг заметите ошибки, поднимайте руку и исправляйте. У доски разбор по составу слов – Оленька и полюшко.
10. Гимнастика для глаз (1 минута)
-Вы, наверное, немножко устали. Давайте сделаем гимнастику для наших глазок.
1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4 – 5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считая до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считая до 5). Повторить 4 – 5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 – 5 раз.
4. Написать глазами буквы о, х, ш, цифры 3, 8.
11. Продолжение знакомства с новым материалом (5 минут)
-Запишите, пожалуйста, в своих тетрадях слово цветы и определите его род. Я вижу, это задание вызвало у вас затруднения. А почему?
(дети отвечают, что это имя существительное стоит во множественном числе)
-Может быть, кто – нибудь из вас догадается, как определить род имени существительного, которое стоит во множественном числе?
(отвечают дети)
-Правильно. (правило читает учитель)
(один из учеников выполняет задание у доски с объяснением. Дети сверяются с доской.
Закрепление учебного материала
Цель для педагога:
Выявить уровень усвоения учебного материала;

Рефлексия. Итоги урока.
Информационно-коммуникативные технологии, Здоровьесберегающий подход: тренинг «Я смог…что не получилось?»
Гуманно-личностная технология
Воспитывающий аспект связан с формированием уважительного отношения друг к другу. Он представлен в умении слышать одноклассников, воспринимать чужую точку зрения.
Цель для обучающихся: продемонстрировать на практике умение анализировать, обобщать, делать выводы, переносить полученные знания, умения, навыки в новую ситуацию.
Метод работы: практический,
Форма работы: групповая работа,
Методы оценивания: похвала, одобрение, самооценка. 12. Закрепление нового материала (5 минут)
- Упражнение 42. Прочитайте слова. В чем их сходство? А в чем различие? Объясните.
Запишите имена существительные в таком порядке: сначала имена существительные женского рода, затем мужского рода.
Проверим. Выполним звуко - буквенный разбор слов июль и кровать.
Упражнение 43 (резервное)
13.Рефлексия. (3 минуты)
Игра «Баскетбол» на интерактивной доске.
3 корзины для мячей.
Мячи со словами. Чтоб попасть в корзину нужно угадать какого рода слово.
- Какого рода бывают имена существительные?
- Каким словом можно заменить слова мужского рода?
- Каким словом можно заменить слова женского рода?
- Каким словом можно заменить слова среднего рода?
-Итак, ребята, над какой темой мы работали сегодня на уроке?
(отвечают дети)
-Как вы считаете, выполнили ли цели урока?
(отвечают дети)
-Как определить род имени существительного?
Категория: Всероссйиский конкурс "100 педагогических идей!" | Добавил: Гуля
Просмотров: 2404 | Загрузок: 139 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик