СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Информация

Минобр

Каталог презентаций

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Педагогические научно-практические конференции » Всероссийская педагогическая научно-практическая конференция "Педагогическая лира"

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С СЕМЬЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ
27.03.2017, 15:11

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С СЕМЬЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

Система дополнительного образования согласно закону об образовании в РФ, является составляющей всей системы образования, что определяет необходимость для педагогического коллектива создавать условия для содержательного партнерства образовательного учреждения и семьи.

В связи с этим в качестве одной из целей, стоящей перед педагогом, является необходимость осуществления «психолого-педагогической поддержки семьи и повышение педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения».

Успешное достижение обозначенной цели возможно только при условии выбора оптимальных форм взаимодействия с родителями по вопросам обучения и воспитания ребенка. Решение данной проблемы возможно только при наличии у педагогов знаний о разнообразии форм работы с семьей и активном участии родителей в образовательном процессе. Таким образом, правильный выбор форм работы педагога с семьями обучающихся будет способствовать достижению обозначенной цели.

Среди задач, реализация которых возможна через систему дополнительного образования в направлении работы с родителями, можно выделить:

  • развитие различных форм семейного отдыха;
  • регулярная организация семейных фестивалей, конкурсов, праздников;
  • поддержка семейных клубов, родительских объединений различной направленности;
  • повышение педагогической культуры родителей, за счет использования различных форм взаимодействия.

Работа педагога дополнительного образования с семьей должна реализовываться в следующих направлениях:

  • изучение семьи;
  • психолого-педагогическое просвещение семьи;
  • организация совместной деятельности;
  • индивидуальные консультации для родителей (беседы);
  • посещение обучающихся на дому.

Основной акцент педагогом в работе с семьей делается на психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах обучения, воспитания, развития ребенка, а также сохранение и укрепление его здоровья.

 

 

В качестве основных форм работы можно выделить:

  • родительское собрание,
  • родительский комитет или родительский актив,
  • родительский лекторий,
  • тематические конференциипо обмену опытом воспитания детей,
  • родительский клуб,
  • родительские вечера,
  • родительский тренинг,
  • родительский ринг (диспут, дискуссия),
  • родительские чтения,
  • практикум,
  • открытые занятия.

Взаимодействие семьи и дополнительного образования отличается от взаимодействия с родителями в школе. Отношения между учащимися, родителями и педагогами в дополнительном образовании построены на основе свободы выбора.


В тоже время успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и педагога.


Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.


Основная цель работы педагога дополнительного образования с родителями обучающихся –это создание единой гуманной, доброжелательной воспитательной среды, что способствует осознать родителям свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о благополучии ребенка, развивать его в интеллектуальном, социальном, чувственном, этическом, эстетическом плане.


Задачи сотрудничества с родителями:
1. Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.
2. Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
3. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Совместная деятельность родителей с их детьми - это хорошая возможность увидеть своего ребенка в новых незнакомых видах деятельности, посмотреть на него другими глазами, просто провести время рядом с ним.

 


 


 

 

 

В дополнительном образовании нашей школы мы активно используем следующие формы работы с семьей:

 

  • Индивидуальная консультация (беседа) – постоянная связь с родителями по телефону;
  • Посещение семьи на дому;
  • Просветительская работа (Сайт школы);
  • Родительские собрания с концертом(«Фортепианной музыки»);
  • Открытые уроки и «Сольные фортепианные концерты» для родителей;
  • Вечера классической музыки («Музыкальные пятницы»);
  • Совместная познавательная деятельность (работа над музыкальным произведением, исполнение ансамбля по фортепианно, «Участие в дистанционных конкурсах различного уровня, творческие задания, олимпиады, проекты);
  • Совместная трудовая деятельность, творческие мастерские (изготовление поделок, сувениров, подарки);
  • Совместная творческая деятельность, культурно-досуговая (конкурсы «Две звезды», «Хочу стать звездой», праздник «Посвящение в мир искусства», участие родителей в танцах -выпускной вальс или игровой танец);
  • Тематические выставки картин,фотографий (картины связанные с семьей);
  • Стенды, представленные фотографиями детей, отражающих их жизнедеятельность в дополнительном образовании;
  • Родительские вечера дома с учащимися (мы предлагаем просмотр различных фильмов о выдающихся композиторах, концерты классической музыки, оперы, музыкальные сказки, спектакли, балеты, хореографические постановки и т.д.);
  • Отчетные концерты для родителей хореографического и музыкального отделения;
  • Конференции (участие родителей в школьной и городской конференции – поиск и изучение информации, создание атрибутов).


 

 

 

Золотое правило педагога:

«Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет».

 

Формы работы педагога ДО с семьей:

 

Информации о семье и психолого-педагогических проблемах, с которыми она сталкивается возможно использование индивидуальных консультаций. Такие консультации дают возможность не только получить информацию о семье, но и установить доброжелательные и партнерские отношения между педагогом и родителем. Используя в ходе консультации различные методы, педагог имеет возможность получить информацию об особенностях развития ребенка, его интересах и увлечениях, особенностях характера, целевых установках, моральных и нравственных ценностях семьи.

Дополняют индивидуальные консультации такие формы, как посещение ребенка на дому и беседа. Обозначенные формы работы дают возможность создать доверительную атмосферу в процессе решения или предотвращения конфликтных ситуаций. Во время посещения ребенка на дому у педагога имеется возможность посредством беседы узнать о традициях, обычаях, совместных делах в семье.

Одной из самых распространенных форм взаимодействия является родительское собрание, причем оно может проходить в различных формах, например, лекция, дискуссия, круглый стол и т.д. На родительском собрании обсуждаются проблемы, с которыми сталкиваются дети, родители и педагоги. Собрания не должны сводиться к монологу педагога, а должны давать возможность творческого и исследовательского поиска у родителей. Педагог, рекомендуя программу работы с ребенком, наблюдения за его деятельность, затем создает условия для обмена мнениями и выработки оптимального решения по решению выявленных проблем и закреплению положительного результата.

Просвещение родителей по вопросам воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей, а также другим важным проблемам чаще всего осуществляется в форме родительского лектория или университета педагогических знаний. При этом название «лекторий» весьма условно. В рамках проведения лектория могут использоваться различные методы работы, превращающие родителей из пассивных слушателей в активных участников обсуждения. Для участия в лектории могут привлекаться кроме педагогов узкие специалисты (медики, юристы), а также администрация образовательной организации.

Часто вызывает заслуженный интерес у родительской общественности такая форма работы, как конференции по обмену опытом воспитания детей. Такая форма работы расширяет, углубляет и закрепляет знания о воспитании детей. В рамках конференций различного уровня родители имеют возможность глубоко и детально проработать проблемы современного общества. В работе конференции обязательно должны принимать участие психологи, социальные педагоги и узкие специалисты, в задачу которых входит проведение психологических и социологических исследований по проблеме, анализ полученных результатов, их трансляция участникам конференции. Родители в свою очередь анализируют проблему с позиции своего опыта. Отличительная черта конференции заключается в том, что по ее итогам принимаются решения или намечается ряд мероприятий по заявленной проблеме.

С целью регулярного участия родителей в обсуждении и решении вопросов воспитания детей на базе образовательной организации может быть организована работа родительского клуба. Заседания клуба проводятся регулярно, чаще всего в то время, когда ребенок занимается в объединении. Главная отличительная черта данной формы работы от других заключается в добровольности и взаимной заинтересованности [2].

Родительские вечера - это форма работы, способствующая сплочению родительского коллектива, это праздник общения с родителями друзей ребенка. Такие праздники проводятся два-три раза в год без участия детей. Формы работы, которые могут быть использованы для организации таких мероприятий, должны давать возможность высказывать свои мнения по теме вечера, услышать новое и полезное в рассуждениях других родителей, пополнить свой арсенал воспитательных приемов чем-то новым.

Новой и эффективной формой взаимодействия с родителями, позволяющей кардинальным образом изменить свое отношение к поведению собственного ребенка и взаимоотношениям с ним, сделать их более открытыми и доверительными является родительский тренинг. Важным условием для получения быстрого и качественного результата является добровольное и регулярное участие в нем обоих родителей. По результатам работы родители начинают чувствовать свою ответственность за проблемы в воспитании ребенка, осознают свою позицию в общении с ребенком, учатся слушать и понимать своего ребенка, учитывать возрастные и психологические особенности ребенка в процессе общения с ним.

В качестве одной из форм повышения педагогической культуры родителей возможно использование диспута. Такая форма дает возможность всесторонне анализировать имеющиеся факты и явления, опираясь на накопленный опыт воспитания. Обсуждение обычно происходит в микрогруппах, а затем мнение выносится на коллективное обсуждение. Итогом диспута могут быть вопросы в адрес друг друга и педагога, составленная программа действий по выявленной проблеме. В завершении диспута могут быть проведены индивидуальные консультации и беседы.

Одной из разновидностей диспута может выступать родительский ринг. Данная форма общения построена в виде ответов на вопросы по проблемам воспитания детей. При этом родителям предлагается перечень вопросов, из которых они выбирают один, на который отвечают две семьи, имеющие разные мнения. Остальная аудитория поддерживает оба и в полемику не вступает. Компетентное жюри после представления мнения обеих команд выносит вердикт о том, кто был ближе к истине.

Всегда очень важно не только слушать чужие мнения, но и формировать свое на ряд сложных вопросов. Это возможно только при условии изучения специальной литературы. В связи с этим весьма значимой видится форма работы с родителями как родительские чтения. Работа педагога заключается в том, чтобы подобрать литературу по проблеме, волнующей родителей, проанализировать ее и предоставить для прочтения родителям. Особенность данной формы работы в том, что родителям предлагается в выступлении отразить свое понимание проблемы и то, как оно изменилось после прочтения книги.

С целью отработки полученных знаний предлагается проводить практические занятия для родителей - практикумы. Такая форма работы позволяет выработать у родителей необходимые умения по воспитанию детей, эффективному решению конфликтных ситуаций, а также тренирует их педагогическое мышление. Проводить подобные занятия целесообразно с обоими родителями и ребенком.

Часто возникающие конфликтные ситуации между педагогом и родителем, родителем и ребенком связаны с незнанием или непониманием специфики учебной деятельности. В связи с этим педагогу необходимо планировать несколько раз в год проведение открытых занятий, куда будут приглашены члены семьи занимающегося ребенка. В процессе работы родители познакомятся с методикой преподавания, требованиями, которые предъявляет педагог, увидит значимость занятий для ребенка.

Помимо информационно-просветительских мероприятий, педагог может организовать совместную детско-родительскую деятельность. Совместная деятельность может быть представлена в различных формах совместной познавательной, трудовой и культурно-досуговой деятельности.

Совместная познавательная деятельность может быть представлена форумами знаний, творческими отчетами детей, турнирами знатоков, олимпиадами, выпусками газет, заседаниями, конференциями, защитами проектов, деловыми играми и т.д. При этом родители являются членами команд и принимают непосредственное участие в мероприятии, либо помогают в его организации: оформляют помещение, готовят призы, выступают в роли жюри.

Чаще всего педагог привлекает родителей к оформлению кабинетов, благоустройству и озеленению прилежащей территории, участию в экологических акциях, трудовом десанте, созданию мемориалов, библиотек, музеев, проведению ярмарок-распродаж детских и семейных поделок, организации выставок, что является формами совместной трудовой деятельности.

Наиболее интересными, погружающими родителей в мир детства, являются формы культурно-досуговой деятельности. Среди многообразия различных форм досуга можно выделить семейные праздники и фестивали, совместные просмотры и последующее обсуждение фильмов и спектаклей, участие в соревнованиях, конкурсах, концертах, КВНах, туристические сеты и походы, экскурсии, презентации своей семьи. Важным условием при организации таких форм работы является вовлечение родителей и детей в коллективно-творческие дела. Такая совместная деятельность сплачивает семью, вселяет уверенность в детей, расширяет круг общения.

 

 

В заключении, хочется напомнить вам золотые правила, которые помогут вам, уважаемые педагоги, эффективного взаимодействовать с родителями обучающихся:
Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
• Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
• Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать — это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
• Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.
• То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
• Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.
• Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.
• Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.

 


 

Категория: Всероссийская педагогическая научно-практическая конференция "Педагогическая лира" | Добавил: admin
Просмотров: 179 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Использование инновационных технологий в детском саду В чем заключается инновационная деятельность в ДОУ? (0)
Положение о НПК "Инновации в образовании" (0)
Положение НПК "Педагогические открытия" (0)
Развитие внимания учащихся начального общего образования на уроках русского языка. (0)
Положение НПК "Педагогическая лира" (0)

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик