СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Информация

Минобр

Каталог презентаций

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Педагогические научно-практические конференции » Всероссийская педагогическая научно-практическая конференция "Педагогические открытия"

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
14.03.2017, 06:36

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

ГОРДИЕНКО ЛАРИСА МИХАЙЛОВНА

Педагог дополнительного образования образцового танцевального коллектива «Ритм» МБУ ДО «ДДЮТ» г.Лысьва, Пермский край, Россия

 

В настоящее время все более приоритетной становится работа с одаренными детьми. Это связано с сохранением и развитием интеллектуального, творческого, спортивного потенциала страны и ее духовного возрождения. Прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. А это значит, что общество, образовательное учреждение, педагоги несут перед одаренными детьми особую ответственность и обязаны сделать все возможное для того, чтобы такие дети могли полностью реализовать свои возможности. Каждый талантливый ребенок должен быть замечен.

Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами:

  • «человеческий потенциал» - основной ресурс развития общества;
  • ускорение динамики жизни, увеличение информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множество проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий;
  • требования социума к профессиональной деятельности личности, которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высокообразованной и др.

Особое место в формировании такой личности занимает психолого-педагогическая работа с одаренными детьми.

Цель психологического сопровождения: содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.

Задачи:

- разработка индивидуальных образовательных маршрутов;

- формирование адекватной самооценки;

- охрана и укрепление физического и психологического здоровья;

- профилактика неврозов;

- предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

По форме проявления одаренность бывает явная и скрытая. Дело в том, что применительно к детскому возрасту, высокий удельный вес возрастного фактора в признаках одаренности создает эффект «замаскированности» самой одаренности – то, что принято называть «скрытой» одаренностью.

Причины скрытой одаренности связаны с наличием особых психологических барьеров, возникающих на пути интеграции и развития способностей и во многом искажающих формы их проявления. Скрытую форму одаренности сложно выявить. Ее проявления в деятельности ребенка нетипичны, слабо выражены, замаскированы. Вследствие этого резко увеличивается число ошибочных заключений об одаренности ребенка, следовательно, и ошибочных прогнозов относительно его дальнейшей судьбы.

Заметить явную одаренность нетрудно, поскольку она сама «бросается в глаза»: высокие достижения ребенка (которые он может демонстрировать даже в неблагоприятных условиях) очевидны для окружающих.

Каковы же особенности проявления личностных свойств одаренных детей в учебной деятельности?

  • хотят добиваться успехов и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой;
  • способны к самостоятельным действиям, благодаря приобретенным ранее умственным навыкам, умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений;
  • не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников;
  • постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются все делать хорошо. Отсюда – постановка завышенных целей и тяжелые переживания в случае невозможности их достижения;
  • могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи»;
  • учебная деятельность для них особенно интересна, когда имеют место поисковый и исследовательский методы обучения, импровизация и парадоксы;
  • умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации;
  • лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал.

Анализируя поведение одаренных детей в коллективе, хочется отметить причины их сложной адаптации среди сверстников:

  • эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее;
  • отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы;
  • стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс;
  • не всегда способны осуществлять самоконтроль и саморегуляцию.

Таким образом, можно выделить некоторые особенности обучения одаренных детей:

  • педагогам, работающим с одаренными детьми, нужно учитывать их особенности и в учебном процессе предоставлять больше возможностей для самостоятельной работы, поисковой деятельности;
  • помогать делать самостоятельные выводы и открытия;
  • обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;
  • стиль педагога - это совместное творчество с учениками, важно поддерживать творческую атмосферу, что позволяет говорить, думать, работать без стрессов, беспокойства и страха наказаний;
  • способствовать развитию рефлексии, самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;
  • особое внимание в работе с одаренными детьми нужно уделять формированию позитивных и корректных отношений со сверстниками;
  • поддерживать климат взаимодействия и командного соревнования;
  • применять и поощрять конструктивную критику.

Для развития творческой одаренности обучающихся на занятиях в танцевальном коллективе педагогами применяются следующие инновационные педагогические технологии:

    • диагностическая технология. Технология, позволяющая выявить потенциал творческих способностей детей. Это может быть: просмотр обучающихся на предмет выявления их двигательной активности, пластической выразительности, музыкального и ритмического слуха, исполнение творческого задания;
    • технология сотворчества. Основным условием данной технологии является воспитание в обучающихся чувства толерантности;
    • технология формирования психофизического состояния. В данной технологии доминирует мягкий подход, в основном, это техника релаксации;
    • технология художественного восприятия действия. Она включает в себя совокупность приемов, которые через приобщение к формам художественного опыта человеческой культуры, осуществляют поэтапный переход исполнителя от бытового восприятия к художественному осмыслению танцевальных движений;
    • технология раскрепощения и снятия зажимов включает в себя комплексы упражнений и этюдов по преодолению психологических и физических препятствий для свободного осуществления разнообразной сценической деятельности;
    • технология развития психического аппарата. Специфическое направление тренинговых занятий, ставящих целью повышение психической лабильности обучающихся. Это достигается путем психологического настроя, где создается эмоционально насыщенное поле художественных коммуникаций;
    • технология создания художественного образа. Фантазирование виртуальной реальности сценического действия имеет, как правило, не внешние, а внутренние ограничения. Образ – это чувственно воспринимаемая целостность произведения, определяющая пространство, время, структуру, взаимоотношения элементов единого художественного произведения, его атмосферу.

Одной из задач психолого-педагогического сопровождения одаренных детей является разработка индивидуального образовательного маршрута, который включает в себя проблемно-ориентированную характеристику учащегося, цель индивидуального изучения предмета, содержание учебного материала, вид, тему творческой работы, планируемые результаты индивидуальной работы, включение родителей в ИОМ, учебные пособия. Приведу несколько примеров индивидуального образовательного маршрута:

 

Программа индивидуального образовательного маршрута учащегося МБОУ ДОД «ДДЮТ» г. Лысьва

на 2013-14 год

 

Фамилия, имя Епишина Алина, 14 лет

Коллектив образцовый танцевальный коллектив «Ритм»

Педагог Гордиенко Л.М.

Уровень ЗУН базовый

Форма занятий кружковая

 

Индивидуальный план изучения материалов:

 

Проблемно-ориентированная характеристика учащегося

  1. Трудолюбие;
  2. Интерес к деятельности;
  3. Целеустремленность;
  4. Повышенная нагрузка;
  5. Желание продолжить обучение в специальном образовательном учреждении.

Цель индивидуального изучения предмета

  1. Совершенствование физических данных: выворотности, шага, гибкости стопы;
  2. Подготовка к поступлению в колледж культуры.

Содержание учебного материала

  1. Видео просмотр занятий партером;
  2. Анализ занятия;
  3. Работа по алгоритму совершенствования физических данных.

Вид, тема творческой работы

  1. Индивидуальные занятия партерной гимнастикой для совершенствования растяжки и выворотности.

Планируемые результаты индивидуальной работы

  1. Физическая готовность к поступлению в колледж культуры;
  2. Умение преодолевать трудности;
  3. Психологическая готовность к поступлению.

Включение родителей в ИОМ

  1. Психологическая поддержка;
  2. Консультации для родителей.

Учебные пособия

  1. Видеоматериал;
  2. Музыкальный материал.

 

Программа индивидуального образовательного маршрута учащегося МБОУ ДОД «ДДЮТ» г. Лысьва

на 2012-13 год

 

Фамилия, имя Самосадкина Мария, 10 лет

Коллектив образцовый танцевальный коллектив «Ритм»

Педагог Гордиенко Л.М.

Уровень ЗУН базовый

Форма занятий кружковая

 

Индивидуальный план изучения материалов:

 

Проблемно-ориентированная характеристика учащегося

  1. Природные задатки;
  2. Трудолюбие;
  3. Интерес к деятельности;
  4. Целеустремленность;
  5. Повышенная нагрузка.

Цель индивидуального изучения предмета

  1. Совершенствование исполнительского мастерства;
  2. Подготовка к исполнению сольного номера.

Содержание учебного материала

  1. Видео просмотр материала;
  2. Анализ выступления;
  3. Работа по алгоритму постановки сольного номера.

Вид, тема творческой работы

  1. Сольный номер «Подружки - говорушки».

Планируемые результаты индивидуальной работы

  1. Психологическая готовность выступать на сцене;
  2. Умение выступать сольно;
  3. Высокий уровень артистизма.

Включение родителей в ИОМ

  1. Психологическая поддержка;
  2. Помощь в изготовлении костюмов;
  3. Совместные творческие гастроли.

Учебные пособия

  1. Видеоматериал;
  2. Музыкальный материал.

 

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение одаренных обучающихся учреждения дополнительного образования представляет собой хорошо структурированный, последовательный вид деятельности, являющийся неотъемлемой частью системы работы учреждения образования по выявлению, сопровождению, и развитию одаренных детей.

Можно сделать вывод, что психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития одаренных детей в образовательном учреждении эффективно, если:

  • детская одаренность рассматривается с позиции комплексного подхода: выявление, обучение и развитие, опирается на научные критерии одаренности;
  • создана и широко применяется объективная диагностика детской одаренности на разных этапах жизнедеятельности ребенка;
  • выявлены основные принципы организации обучения одаренных детей;
  • структуры образовательных учреждений будут обеспечивать необходимые условия непрерывного развития одаренного ребенка.

 

Список литературы:

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002.
  2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.
  3. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М. Знание.,1991.
  4. Лейтес, Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1994.
  5. Работа с одаренными детьми / сост. О.А. Запотылок. – Минск: Красико-Принт, 2006.

 

 

 

 

Категория: Всероссийская педагогическая научно-практическая конференция "Педагогические открытия" | Добавил: admin
Просмотров: 230 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Использование инновационных технологий в детском саду В чем заключается инновационная деятельность в ДОУ? (0)
Положение о НПК "Инновации в образовании" (0)
Положение НПК "Педагогические открытия" (0)
Развитие внимания учащихся начального общего образования на уроках русского языка. (0)
Положение НПК "Педагогическая лира" (0)

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик