СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Информация

Минобр

Каталог презентаций

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Педагогические научно-практические конференции » Всероссийская педагогическая научно-практическая конференция "Инновации в образовании"

Модели коррекционно-развивающих форм воспитательного процесса, способствующие социализации воспитанников школы-интерната VIII вида
[ Скачать с сервера (57.3Kb) ] 24.05.2017, 11:14

 

Модели коррекционно-развивающих

форм воспитательного процесса,

способствующие социализации воспитанников школы-интерната VIII вида

 

 

 

Воспитатель:

Вишнякова

Надежда

 Михайловна

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

1. Воспитательный процесс в специальной (коррекционной) школе VIII  вида

2. Формы организации воспитательной работы

3. Модели коррекционно-развивающих форм воспитательного процесса

Заключение

Литература

 

 

Введение

      Мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие негативное влияние на большинство семей, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и психического здоровья детей.

        Особую тревогу вызывает рост количества детей с отклонениями в развитии. Это понятие употребляется по отношению к детям с выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы или с признаками ее функциональной незрелости. Причины, обуславливающие различные отклонения в развитии, многообразны. С одной стороны – это инфекции, интоксикации, травмы, воздействующие на мозг малыша (преимущественно на ранних стадиях внутриутробного и постнатального развития). С другой стороны – неблагоприятные микросоциальные условия, которые выступают как дополнительный фактор, усугубляющий состояние ребенка.

В настоящее время происходят активные изменения в современной системе образования. Они касаются переосмысления принципов, модернизации содержания, форм, методов обучения и воспитания. Эти изменения не могли не затронуть систему специального образования. Современное общество во всем мире признает необходимость и целесообразность создания для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) условий, способствующих их социализации, формированию самостоятельности, навыков социальной и жизненной компетентности.

Проблема сложной структуры дефекта становится всё более актуальной для современной психопатологии детского возраста, патопсихологии и коррекционной педагогики.

За последние десятилетия специалисты, работающие в области этих наук, отмечают рост числа случаев сложных нарушений развития. Не вызывает сомнений, что основной причиной этого феномена является влияние неблагоприятных генетических и средовых факторов. Также хочется отметить, что развитие специализированной помощи, повышение квалификации специалистов и большая информированность населения привели к тому, что диагностика стала более точной и дифференцированной. Соответственно, во многих случаях там, где мы ставили диагноз глубокой умственной отсталости и советовали поместить ребёнка в учреждения социальной защиты населения, теперь выявляют сложную структуру дефекта и предлагают таким детям медицинскую помощь вне стационара и психолого-педагогическую коррекцию. Тот факт, что в России общество постепенно начинает признавать необходимость обучения и социальной адаптации детей, страдающих сложными формами нарушений развития, заставляют специалистов всё больше задумываться о том, как строить систему работы с данным контингентом.

Следует уделять большее внимание практической психолого-педагогической помощи, внедрению существующих коррекционных подходов, которые включают не только овладение какими-то знаниями, но и помогают эти знания использовать на доступном уровне, социализировать детей, решить (хотя бы частично) их проблемы поведения, максмально адаптировать их к повседневной жизни, к нахождению в социуме.

Под влиянием новых ценностных ориентаций общества и государства, новой законодательной базы растет осознание того факта, что сложившаяся система специального образования, характеризующаяся явным креном в сторону формирования общеобразовательных знаний, умений и навыков, не обеспечивает и не может обеспечить целенаправленного личностного развития детей и их подготовки к самостоятельной взрослой жизни в столь кардинально изменившихся условиях. Становится все более и более очевидной необходимость переосмысления соотношения образовательных достижений ребенка и достижений в области жизненной компетенции, переосмысления роли и места личностного, социально-эмоционального развития, развития самосознания и самопознания, сознательной регуляции поведения ребенка в социуме и его подготовки к реальной жизни. Именно поэтому в последние годы закономерно растет доля разработок Института по проблемам формирования культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, социально-бытовой ориентации, сознательной регуляции поведения, социальной и трудовой адаптации, социально-эмоционального развития и других содержательных аспектов проблемы "воспитания". Впервые обобщены результаты разработок, направленных на проектирование общей модели нового раздела содержания специального образования, поддерживающего развитие самосознания и самопознания у детей с различными отклонениями в развитии.

      Вся система коррекционно–педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.

        Воспитание нужно отсталому ребёнку больше, чем нормальному, - вот основная идея всей современной педагогики.

        Цели и задачи обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей, с одной стороны, общие с задачами воспитания всех детей вообще, с другой – глубоко специфичные.

        Общие цели и задачи для обучения и воспитания всех детей – содействие развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию отрицательных, воспитание детей наиболее трудоспособными и полезными членами общества. Для глубоко умственно отсталых детей эти цели остаются актуальными, но при их осуществлении необходимо учитывать значительно более низкий уровень достигнутых успехов, применять особые методические приёмы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания.

         Цель коррекционно–воспитательной работы с глубоко умственно отсталыми детьми, в конечном счете, – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.

       Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих основных задач с детьми вспомогательной школы: Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков. Основное внимание в этой работе должно быть направлено на умственное развитие. Воспитание глубоко отсталых детей, формирование у них правильного поведения. Основное внимание в этом разделе работы направлено на нравственное воспитание. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Физическое воспитание. Самообслуживание. Бытовая ориентировка и социальная адаптация – как итог всей работы.

 

1. Воспитательный процесс в специальной (коррекционной) школе VIII  вида

В специальной (коррекционной) школе VIII вида процесс воспитания проходит в осложненных условиях: необходимо решать как общепринятые в системе образования воспитательные задачи, учитывая при этом ограниченные возможности воспитанников и обеспечивая удовлетворение особых потребностей в воспитании, формировать отсутствующие социальные, коммуникативные, поведенческие и иные навыки, личностные качества. Перечисленные выше условия приводят к тому, что воспитательный процесс в специальной (коррекционной) школе VIII вида приобретает ряд объективных особенностей, таких как:

– отличается динамичностью, изменчивостью, вариативностью;

– имеет многофакторный характер;

– в нем прослеживается единство целей, задач, содержания, форм и методов;

– обладает тремя видами связей: прямая связь – от воспитателя к воспитаннику, обратная связь – от воспитанника к воспитателю, комбинированная связь – от родителей, учителей, психолога, логопеда и других к воспитателю и от воспитателя к воспитаннику.

Эффективность и успешность воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида в значительной степени зависит от педагогических условий, в которых он осуществляется, таких как:

– наличие специальных образовательных программ;

– предоставление медицинских, психологических и социальных услуг;

– предельная индивидуальность и учет особенностей развития каждого ребенка в процессе сотрудничества педагога и ребенка, детей в классе или группе;

– связь с процессом обучения и коррекционной работой;

– присутствие во всех элементах жизнедеятельности ребенка;

– непрерывный педагогический поиск индивидуальных методов, форм, средств, их сочетаний и взаимодействия;

– профессиональные возможности педагога-воспитателя (эрудиция, неординарность личности педагога, его культура, внешний вид, интересы и увлечения).

Деятельность педагога-воспитателя будет продуктивна лишь при условии учета закономерностей воспитательного процесса специальной (коррекционной) школы VIII вида, под которыми понимают объективные, существенные связи явлений действительности процесса воспитания. Основные закономерности воспитательного процесса можно сформулировать следующим образом.

1. Воспитание происходит в организованном и направляемом педагогом процессе жизнедеятельности ребенка и определяется активностью воспитанника на конкретный момент его развития. Именно педагог создает условия для формирования у воспитанников положительного отношения к участию в воспитательном процессе.

2. Определяющую для воспитания роль в деятельности имеет характер отношений, складывающихся между ребенком и окружающими его людьми. Необходимо создать ситуацию доверия и взаимоуважения, так как учащиеся с нарушениями интеллектуального развития чувствуют такие отношения и стараются быть лучше. Руководя деятельностью школьника, воспитатель организует в ней ситуации успеха, которые должен чувствовать каждый ребенок.

3. Влияние на воспитание ребенка окружающих его людей тем выше, чем больше они включены в его деятельность и чем больше их действия, поступки и поведение отвечают потребностям данного ребенка. Педагогу-воспитателю необходимо выстраивать систему деятельности таким образом, чтобы потребность одного ученика стала актуальной для других.

4. Технологии и весь характер воспитания зависят от возрастных, половых и индивидуальных особенностей воспитуемых. Степень реализации этой закономерности будет зависеть от того, как педагог-воспитатель определит меру собственного участия в деятельности детей. По мере развития ребенка доля участия педагога уменьшается, но не исчезает.

Коллективная деятельность объективно создает условия для расширения круга взаимоотношений и устойчивости их между детьми. В связи с этим задача воспитания состоит в формировании отношений детей с окружающими, выработке потребности в активном общении, развитии умения сотрудничать. Общение школьников организуется на уроках и во внеклассное время. Взаимоотношения учащихся складываются в основном во внеклассной деятельности.

Немаловажной задачей воспитателя является развитие у детей с нарушением интеллекта таких качеств, как любознательность, интерес и побуждение к новым видам деятельности.

В процессе целенаправленной педагогической работы у детей можно развить сложную систему интересов и потребностей. Используя эти интересы как фактор повышения активности, как движущую силу поступков, можно превратить эти интересы и потребности в основу формирования личности ученика в целом.

Важнейшей задачей формирования личности школьника с нарушением интеллекта является воспитание активности и самостоятельности. Поэтому педагог должен стремиться активизировать школьника с нарушением интеллекта, так как воспитание без активизации ребенка не может выполнить своей ведущей роли в его развитии. Воспитание влияет на развитие учащегося через активность и собственные силы воспитанника.

Перед учителем и воспитателем стоит еще одна не менее важная задача воспитания – формирование у учащихся объективной оценки окружающего и верной самооценки. Решение ее способствует становлению самосознания, без которого нет ни личности, ни ее развития.

Все вышеперечисленные задачи решаются специальной (коррекционной) школой VIII вида с учетом реальных возможностей конкретной группы учащихся, их психофизических особенностей. Такое решение задач воспитания учащихся означает признание возможности их истинной социальной реабилитации на основе включения в полноценную жизнь общества.

 

Далее смотреть архив материала

Категория: Всероссийская педагогическая научно-практическая конференция "Инновации в образовании" | Добавил: admin
Просмотров: 174 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Использование инновационных технологий в детском саду В чем заключается инновационная деятельность в ДОУ? (0)
Положение о НПК "Инновации в образовании" (0)
Положение НПК "Педагогические открытия" (0)
Развитие внимания учащихся начального общего образования на уроках русского языка. (0)
Положение НПК "Педагогическая лира" (0)

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик