СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Информация

Минобр

Каталог презентаций

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Педагогические научно-практические конференции » Всероссийская педагогическая научно-практическая конференция "Инновации в образовании"

Особенности в процессе формирования направленности личности при интеллектуальной недостаточности
24.05.2017, 10:48

МКОУ «Краснинская школа-интернат»

 

 

 

 

 

 

 

 

«Особенности

в процессе формирования

направленности личности

при интеллектуальной недостаточности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:

Фризен Ольга Ивановна

 

 

 

 

 

 

с. Красное, 2017

 

 

 

Новый качественный уровень, на который выходит в настоящее время специальная школа, определил необходимость разработки новых и обобщения имеющихся теоретических положений олигофренопедагогики как науки о воспитании и обучении умственно отсталых детей.

В отечественной психологии (Л.Выготский, А.Леонтьев) личность выступает одновременно как активный субъект и как « продукт» деятельности и межличностных взаимоотношений, которые интериоризуются в процессе общественного развития индивида. Личность –системное качество индивида. Иначе говоря, всевозможные качества личности, возникшие непосредственно или опосредственно, вследствие того, что человек живет в человеческом обществе, относятся к личности.

Личность характеризуется ( А.Леонтьев)

  • Активностью;
  • Направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов (интересов, идеалов, вкусов и т.д.) в которых проявляют себя потребности человека;
  • Ценностями, установками, убеждениями, мировоззрением;
  • Самосознанием (это Я-концепция) - система представления о себе.

В отечественной психологии существует ряд попыток представить структуру личности. Наиболее обоснованную и развернутую структуру личности представил К.К. Платонов. На основе критерия соотношения социального и биологического в качествах личности в её структуре выделены четыре иерархически соотносящиеся подструктуры:

1.Направленность личности;

2.Опыт;

3.Индивидуальные особенности психических процессов;

4.Включает биопсихические свойства.

Остановимся на понятии о направленности личности. Направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека. Существенное влияние на развитие личности оказывает формирование ее направленности. Понятие "направленность личности" было введено известным советским психологом С. Л. Рубинштейном . Понятие это расшифровывается как характеристика основных интересов, потребностей, склонностей, устремлений человека.

Подструктура личности названная «направленность личности», объединяет качества направленности и отношения личности, проявляющиеся как моральные черты. Направленность личности включает в себя такие её формы, как влечения, желания, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение, потребности, мотивы, побуждения, интересы, мировоззрение; самосознание (уровень притязаний, характер самооценки); система отношений (межличностные отношения, социальный статус); обучение и воспитание, развитие, склонности, устремления человека.

К чему стремится ученик, коррекционной школы: хочет ли он работать, читать, заниматься спортом, либо главные его устремления состоят в желании развлекаться, потреблять то, что могут дать ему родители и государство?

Рассмотрим выше указанные формы направленности личности. В них проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные потребности. Эта подструктура формируется путём воспитания. Личность развивается в процессе деятельности и общения с другими людьми. Движущие силы и направленность развития определяется совместной деятельностью ребенка с взрослым. Личностное новообразование формируется только под влиянием разнообразных и многочисленных форм деятельности человека.

Условием нормального врастания ребёнка в цивилизацию, является единство двух планов развития – естественного (биологического) и социального (культурного). Таким образом, задержка или отклонения в становлении личностного уровня развития могут быть обусловлены

как нарушениями психофизической организации детского организма, так и

отклонениями, выражаясь словами Выготского, в собственно культурном развитии ребенка. Основным негативным последствием патологического уровня личностного развития является наличие выраженных затруднений в социально-психологической адаптации.

Все аспекты личностной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью формируются замедленно и с большими отклонениями. Детям свойственно резко выраженное отставание в развитии эмоций, нестабильность чувств, ограничение диапазона переживаний, крайний характер проявления веселья, радости, огорчения. Проявление эмоций не зависит от принадлежности ребенка к определенной клинической форме.

Побудителями поведения ребенка и одним из значимых критериев социальной активности личности являются его интересы.

Мотивационно-потребностная сфера школьников с интеллектуальной недостаточностью неустойчива. Их интересы тесно связаны с занимательностью выполняемой деятельности. Мало интенсивны, неглубоки, ситуативны, неустойчивы. Многие исследователи отмечают как характерную черту ребенка с интеллектуальной недостаточностью-отсутствие у него интереса к познанию.

Особо стоит остановиться на «особенности деятельности». При всем многообразии видов деятельности в каждом из них можно выделить структурные единицы:

Мотивы- все то , что побуждает человека к поступкам и различным видам деятельности; цели, прогнозируемые результаты на достижение которых направлена деятельность, средства, которые включают как внешние материальные действия , так и внутренние, осуществляемые в плане образа с помощью различных психических процессов, и являющиеся показателем уровня развития последнего. Общее психическое недоразвитие при интеллектуальной недостаточностью обуславливает качественное своеобразие целей, мотивов и средств деятельности.

В сложной структуре формирующейся личности ребенка существенное место занимает мотивационно-потребностная сфера. Под понятием мотивы обычно имеется в виду все то, что побуждает человека к поступкам и различным видам деятельности. Школьники, особенно младшие не всегда могут подчинить свои действия поставленной перед ними цели. Наблюдаются нарушения целенаправленности деятельности, проявляющиеся в неправильной ориентировке в задании. Выполняя задание дети обычно руководствуются близкими мотивами, направленными на осуществление отдельных операций и действий, а не задания в целом, что не способствует достижению далеких целей. Для детей с интеллектуальной недостаточностью, особенно обучающихся младших классов характерны незрелость мотивационно-потребностной сферы, слабая выраженность и кратковременность побуждений к деятельности, недостаточность социальных потребностей. Это обнаруживается, в частности, в крайней немногословности рассказов детей на предложенную тему, необходимыми сведениями по которой они располагают. Поставленная учителем задача вызывает у школьников определенный мотив деятельности, который побуждает их к высказыванию. Но мотив этот нестоек, быстро исчерпывается, что приводит к прекращению рассказывания. Деятельность младших школьников в значительной степени зависит от окружающей их ситуации. Дети часто бывают импульсивны, слабо регулируют свое поведение. Успешность обучения и воспитания в значительной степени обеспечивается созданием устойчивой мотивации, которая адекватна поставленной цели.

У обучающихся старших классов мотивы деятельности, особенно имеющей практическую основу, характеризуются значительной устойчивостью. Сознание общественной значимости выполняемой работы — исключительно важный мотив, побуждающий школьников с интеллектуальной недостаточностью к активной деятельности.

Становление личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью непосредственно связано с формированием у него правильного осознания своего социального статуса, с самооценкой и уровнем притязаний. Важнейшую роль играют взаимоотношения ребенка с окружающими, его собственная деятельность, а также биологические особенности.

Особенности формирования межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Под межличностными отношениями понимается: субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Личность человека – продукт общественно-исторического развития. Она формируется в процессе многообразных взаимодействий с окружающей средой. В силу интеллектуальной неполноценности личность ребенка с интеллектуально недостаточностью проходит свое становление в своеобразных условиях, что обнаруживается в различных аспектах.

Дети с интеллектуальной недостаточностью в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила нашей морали от учителей, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Поэтому и случается, что дети с интеллектуальной недостаточностью по неразумению либо по неустойчивости нравственных понятий из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия.

Общая эмоциональная обеднённость большинства детей с интеллектуальной недостаточностью определяет значительное снижение эмоционального отклика на общение взрослого. У детей с интеллектуальной недостаточностью без специального обучения не возникает речевой активности, не складываются и дословесные виды общения с окружающими, не развивается предметная деятельность. Владея достаточно большим запасом слов для построения высказываний с целью налаживания общения с окружающими, дети с недоразвитием интеллекта фактически лишены возможности словесной коммуникации, т.к. усвоенные речевые средства не рассчитаны на удовлетворение потребности в общении. Тем самым создаются дополнительные трудности для налаживания межличностных отношений. Для детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью характерна неадекватная самооценка. У них не сформированы правильные понятия о своих возможностях, они не способны критично оценить свои действия и поступки. Эти дети или чрезмерно завышают свои способности, свои нравственные качества или, наоборот, занижают их. Исключительно значимой для ребенка в этот возрастной период является оценка взрослым его поступков, действий, черт личности. Если оценка взрослым способностей ребенка, его поступков чаще всего бывает положительной без достаточных на то оснований, то у него формируется завышенная самооценка. В том случае, когда действия ребенка оцениваются в основном отрицательно, вызывают раздражение, недовольство окружающих, у школьника с интеллектуальной недостаточностью отмечается формирование неправомерно заниженной самооценки. Младшим учащимся с интеллектуальной недостаточностью, в силу того, что они недостаточно правильно оценивают свои возможности, свойственен высокий уровень притязаний. Это особенно отчетливо обнаруживается в отношении планов школьников, касающихся предстоящей трудовой деятельности, выбора профессии («буду летчиком, космонавтом, учителем» и т.д.). С возрастом самооценка школьников с интеллектуальной недостаточностью становится более адекватной, отмечается появление таких личностных качеств, как умение оценить себя, результаты своей деятельности. Школьники с интеллектуальной недостаточностью со слабой успеваемостью очень часто переоценивают свои возможности, проявляя завышенную самооценку и неадекватный уровень притязаний в сфере межличностных отношений.

Учащимся старших классов присущ более высокий уровень самосознания. Подростки с интеллектуальной недостаточностью адекватно оценивают свои успехи в учебной деятельности. По мере взросления и расширения социального опыта у многих школьников с интеллектуальной недостаточностью старших классов возрастает осознанность собственного дефекта.

У школьников с интеллектуальной недостаточностью существенно страдают волевые процессы. Недостатки развития воли во многом связаны с ригидностью, косностью установки, что, несомненно, затрудняет реализацию деятельности, требующей переключения внимания. Многие ученики младших классов крайне безынициативны, не могут самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинить ее определенной цели; не всегда могут сосредоточить усилия на преодолении даже незначительных препятствий, возникающих у них в процессе какой-либо деятельности (учебной, трудовой, игровой). Им свойственны непосредственные, импульсивные реакции на внешние впечатления, необдуманные действия и поступки, неумение противостоять воле другого человека. К старшим годам обучения происходят заметные сдвиги в развитии волевых процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью. У них наблюдаются существенные сдвиги в развитии преднамеренных (произвольных) психических процессов: повышается объем внимания, его устойчивость, распределение; увеличивается объем памяти, продуктивность мнемонической деятельности и т.д.

Развитие волевой активности способствует умственному и речевому развитию учеников с интеллектуальной недостаточностью. И в то же время развитие познавательной деятельности стимулирует развитие воли. Одним из существенных условий развития волевых качеств у школьников с интеллектуальной недостаточностью является сознательная, целенаправленная, последовательная игровая, трудовая, учебная деятельность, которая должна осуществляться под руководством взрослых.

Итак, выделим возрастные закономерности развития межличностных отношений в детском возрасте.

В младшем школьном возрасте это: постепенная смена функционально-ролевых отношений на эмоционально - оценочные. Это - осуществление коррекции поведения сверстника в соответствии с принятыми нормами совместной деятельности. Влияние на формирование взаимооценок оказывает учебная деятельность и оценка учителя; доминирующими основаниями для оценок друг друга являются ролевые, а не личностные характеристики сверстника.

Для детей старшего школьного возраста характерна постепенная смена эмоционально-оценочных отношений на личностно-смысловые. Мотив одного ребенка приобретает для других сверстников личностный смысл; формирование взаимооценок обусловлено личностными, нравственными характеристиками; морально-волевые качества партнера становятся важнейшим основанием предпочтений в установлении межличностных отношений. Нормы, формы и стереотипы регулирования межличностных отношений не зависят от взрослых; взаимоотношения со сверстниками становятся более избирательными и стабильными; уровень развития межличностной отношений определяет специфику процессов индивидуализации.

Особенности психического развития и деятельности, характерные для детей старшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью, возрастные проявления, связанные с церебрально-эндокринной перестройкой организма ребенка, особенно в подростковый период жизни, существенно затрудняют усвоение учащимися нравственных понятий, развитие и установление нравственно приемлемых отношений. В неблагоприятных условиях жизни у учеников с интеллектуальной недостаточностью возникают трудности поведения, имеющие различный характер. Недопонимание норм поведения, неадекватное соотношение этих норм с теми или иными жизненными ситуациями могут привести к трудностям в поведении, к нарушениям правовых норм школьниками с интеллектуальной недостаточностью. Особенно отчетливо это проявляется у психопатизированных подростков, которым присущи такие личностные качества, как наивность, несформированность мотивов поведения, несоответствие между характером поступков и вызывающим их поводом. Период возрастных кризисов также способствует усилению отрицательных влияний социального характера с последующим возникновением у школьников девиаций поведения по невротическому или психопатоподобному типу, которые в условиях неблагоприятной среды могут привести и к отклонениям в поведении асоциального характера (алкоголизм, воровство и др. Психическая декомпенсация у подростков с интеллектуальной недостаточностью с последующими нарушениями поведения по невротическому типу проявляется в болезненном переживании чувства собственной интеллектуальной неполноценности. Наблюдается неверие в свои возможности, преувеличенное переживание своих неудач. Во время устных ответов, контрольных работ возникает состояние страха, растерянность. Основной движущий мотив поведения этих подростков – удовольствие. От заданий, требующих даже незначительных усилий, они отказываются; на уроках болтливы, расторможены, отвлекаемы; в любом виде деятельности импульсивны, нетерпеливы и пресыщаемы. Из-за повышенной внушаемости они часто вовлекаются в конфликты и становятся орудием совершения правонарушений или преступлений; легко, несмотря на трусливость, идут на поводу у более активных дезорганизаторов. Незрелые формы самоутверждения проявляются у таких подростков в хвастовстве, примитивных вымыслах. Преобладание аффективной возбудимости и двигательной расторможенности проявляется у большинства детей в чрезвычайной раздражительности, склонности к агрессивным разрядкам. По незначительному поводу они, например, могут бросить в учителя, в товарища книгу или тетрадь, разорвать учебник, начать драку, нецензурно ругаться. Характерно, что аффективная реакция этих детей далеко не адекватна причине, ее вызвавшей. С интеллектуальной недостаточностью часто контрастирует своеобразная взрослость интересов, их односторонняя житейская направленность, мечты о замужестве, семье, хорошей работе. Часто аффективная возбудимость провоцируется обостренным самолюбием, нетерпимостью к критике, протестом, негативизмом по отношению к авторитету взрослых.

Проблема формирования личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью относится к числу наименее разработанных. Знакомство с психологией ребенка с интеллектуальной недостаточностью дает возможность увидеть тот путь, следуя которому, воспитатель сможет оказывать прямое и опосредственное воздействие на эмоциональную сферу с целью её развития, коррекции имеющихся недостатков.

Становление личности умственно отсталого ребенка непосредственно связано с формированием у него правильного осознания своего социального статуса, с самооценкой и уровнем притязаний. Важнейшую роль играют взаимоотношения ребенка с окружающими, его собственная деятельность, а также биологические особенности.

Таким образом, навыки, умения, способности, черты характера и т. п. не наследуются, а складываются, формируются в онтогенезе.А. Н. Леонтьев, П.Я Гальперин, Н. Ф. Талызина рассматривают этот процесс формирования психики в онтогенезе как особое «социальное наследование» (цит.Рубинштейн С.Я., 1999).

Знание закономерностей генеза психики в норме дает возможность лучше разобраться в своеобразии психического развития умственно отсталого ребенка, в том влиянии, которое оказывает, на ход психического развития поражение или недоразвитие головного мозга.

Закономерности развития психики интеллектуально недостаточных детей следующие. Ссылаясь на положение Л.С. Выготского о принципиальной возможности развития у олигофренов сложных видов психической деятельности, Ж. И. Шиф пишет: «В настоящее время можно утверждать, что умственное развитие детей-олигофренов, при всем его своеобразии, протекает по тем основным закономерностям, что и развитие нормального ребенка» (цит.Рубинштейн С.Я., 1999).

К числу основных закономерностей следует отнести зависимость развития психики ребенка от его обучения и воспитания взрослыми. Именно взрослые, пользуясь выражением Л. И. Божович (1979), «вводят ребенка в мир окружающей действительности», и это, конечно, относится как к здоровому, так и к больному, обладающему неполноценной нервной системой ребенку.

Таким образом, какова бы ни была причина интеллектуальной недостаточности ребенка, как бы тяжела ни была болезнь его нервной системы (даже если болезнь прогрессирует), наряду с распадом происходит и развитие. Так же, необходимо учитывать, что при разных поражениях нервной системы развитие происходит по-разному.

 

 

Литература:

1. Общая психология: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов. /В.В Богословский, А.А.Степанов, А.Д. Виноградова и др. –М.: Просвещение,1981 – 383 с.

2. Власова ТА., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в разви¬тии. -М., 1993.

 

Категория: Всероссийская педагогическая научно-практическая конференция "Инновации в образовании" | Добавил: admin
Просмотров: 199 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Использование инновационных технологий в детском саду В чем заключается инновационная деятельность в ДОУ? (0)
Положение о НПК "Инновации в образовании" (0)
Положение НПК "Педагогические открытия" (0)
Развитие внимания учащихся начального общего образования на уроках русского языка. (0)
Положение НПК "Педагогическая лира" (0)

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик