СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Информация

Минобр

Каталог презентаций

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Педагогические научно-практические конференции » Всероссийская педагогическая научно-практическая конференция "Инновации в образовании"

Инклюзивное образование в дошкольном учреждении
[ Скачать с сервера (32.9Kb) ] 22.03.2017, 15:09

Инклюзивное образование в дошкольном учреждении

 

Подготовила: воспитатель МКДОУ д/с №411г. Новосибирска

высшей кв. категории Власенко Наталья Павловна

 

В настоящее время проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) очень актуальна. Она привлекает внимание не только педагогов, психологов, социальных работников, но и является одним из приоритетных направлений в современной образовательной и социальной политике России. Речь идет о детях, чье развитие отличается от того развития, которое в обществе считают обычным, нормальным, то есть о детях, имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Вопросы защиты прав детей с ОВЗ, создания необходимых адаптированных условий, разработки специальных программ обучения и развития поставлены на правительственном уровне.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей с ОВЗ.

Люди с различными нарушениями и недостатками существовали во все периоды общественно-исторического развития и привлекали внимание общества в течение многих веков. Эта проблема была обозначена уже во времена античности, и общество выражало свое отношение к людям с ОВЗ избирательно.

В Древнем Риме и Древней Греции, где царил культ красоты и здорового, сильного тела, к детям с выраженными физическими нарушениями отмечалось крайне негативное отношение: их уничтожали сразу после рождения, оправдывая данные поступки соображениями целесообразности. Более гуманным было отношение к людям с сенсорными нарушениями: наибольшей благосклонностью пользовались лица с нарушениями зрения, к ним относились с сочувствием. Среди таких людей были и мыслители, и поэты (Эзоп). Но лица с сенсорными нарушениями не считались полноправными гражданами общества. Так, люди, лишенные слуха, признавались недееспособными, над ними учреждалось опекунство; их лишали права наследования.

Зарождение и распространение христианства стало новой ступенью в развитии милосердного отношения к людям с ОВЗ. Однако и на этом этапе сталкивались с проблемой преодоления предрассудков: считалось, что любой недостаток развития являлся наказанием.

Для того чтобы изменить отношение к людям с ОВЗ, странам Западной Европы потребовалось более пятисот лет.

Со второй половины XVIII века началось создание школ и формирование различных предпосылок педагогических систем специального образования. Это был длительный процесс, он занял более ста лет до конца XIX века.

К концу XIX столетия во всех европейских странах и США появились первые классы и школы для умственно отсталых детей и подростков, вкоторых даже самые трудные воспитанники могли достичь успехов в развитии. Детей обучали навыкам самообслуживания. Большое внимание уделяли религиозному, нравственному, физическому воспитанию.

А наиболее способных воспитанников обучали чтению и счету. Важное место занимал труд: считалось, что умственно отсталый индивид по окончании обучения должен быть полезен обществу.

Вторая мировая война и ее последствия заставили по-новому рассматривать и оценивать значимость человеческой жизни. Соблюдение прав человека - одна из главных проблем, которая стала волновать мировое сообщество после войны, что привело к созданию международных организаций, разрабатывающих нормативную и правовую базу. Проблемы людей с ОВЗ начали обсуждаться не только на уровне отдельных стран, но и на уровне различных международных организаций, которые функционировали при Организации Объединённых Наций (ООН), таких как Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организации здравоохранения (ВОЗ) и т.д.

Генеральная ассамблея ООН утвердила следующие базовые правовые документы:

- Всеобщая декларация прав человека;

- 1959 год - Декларация прав ребенка;

- 1971 год - Декларация об общих и особых правах аномальных граждан, в которой были сформулированы основные права людей с ОВЗ: право на получение медицинского обслуживания; равноправие перед законом; экономическая самостоятельность, защита интересов и личного благосостояния и ряд других прав;

- 1975 год - Конвенция о правах ребенка.

Начиная с 70-х годов, четко стали прослеживаться изменения отношения всех без исключения европейских стран и США к вопросам обучения, воспитания, социализации лиц с ОВЗ. Ведущие европейские страны провозгласили принцип «нормализации», который постепенно стал основным принципом организации специального образования практически во всех странах. Суть принципа: дети с ОВЗ (независимо от тяжести состояния) должны воспитываться и обучаться в окружении нормальных сверстников или в среде, максимально приближенной к нормальной.

Что является «движителем» инклюзивных процессов в России? Почему они вдруг стали развиваться в нашей стране? Здесь можно говорить о совокупности нескольких постоянно действующих факторов. Первым из них является гуманистическое развитие общества, появление международных Конвенций и Актов, посвященных инклюзии как процессу цивилизационных изменений в образовании. Без этих общемировых тенденций, без ориентации нашего государства и института образования на мировые ценности инклюзивное образование вряд ли вышло бы из стадии отдельных точечных инноваций и практик. Сюда же можно отнести и родительское движение, общее повышение правовой грамотности родителей детей с ОВЗ. Таким образом, развитие международного законодательства и, соответственно, отечественной нормативно-правовой базы является «мотором» продвижения инклюзивных процессов в России – одним из ее управляющих (внешних) параметров. Другим из этих параметров следует рассматривать противоречие между «традиционностью» нашей образовательной системы и цивилизационными вызовами, требующими ее значительного преобразования.

Сегодня инклюзивное образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Российская модель инклюзии базируется на позициях Л. С. Выготского. Согласно его взгляду, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка. Дети с ОВЗ чаще всего обречены на сегрегацию, то есть принудительное отделение от общества. Они проходят обучение в специализированных интернатах, коррекционных школах, реже родители выбирают для них домашнее обучение или обучение посредством дистанционных технологий. Эти дети овладевают знаниями, могут получить даже высшее образование. Но применить свои знания в жизни, реализовать весь свой потенциал зачастую не могут из-за проблем социализации.

Социальная неуспешность ребенка с ОВЗ во многом определяется недостатком общения или негативным эмоциональным опытом общения, личностной незрелостью. Инклюзивное образование в дошкольных образовательных организациях позволит детям с ОВЗ избежать негативных моментов в социализации.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического и (или) физического, интеллектуального плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяют детям вести полноценную жизнь, препятствуют освоению образовательных программ.

ФГОС ДО: Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

К категориям детей с ОВЗ в настоящее время относят детей:

• с нарушениями зрения (незрячих и слабовидящих);

• с нарушениями слуха (неслышащих, слабослышащих, позднооглохших);

• с нарушениями опорно-двигательного аппарата (значительную часть которых составляют дети с детским церебральным параличом (ДЦП);

• с задержкой психического развития;

• с нарушениями интеллектуального развития;

• с тяжелыми нарушениями речи (логопаты);

• с комплексными (сложными) нарушениями психофизического развития - сочетанием нескольких однородных (зрения и слуха - двойные сенсорные дефекты) или разного рода нарушений (умственной отсталости и снижения слуха; умственной отсталости и ДЦП и т. п.)

В группу детей с ОВЗ входят и дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения (встречаются практически в каждой группе ДОО). Их принято называть гиперактивными, расторможенными. Это дети с неврозами, с повышенной тревожностью, утомляемостью; с нарушениями навыков самообслуживания; с проблемами в общении, в способности к установлению эмоционального контакта.

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с тяжелым необратимым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.

Дети с ОВЗ нуждаются в индивидуальном подходе, в специальном (коррекционном) обучении и воспитании. Различия характера нарушений психофизического развития детей с ОВЗ обусловливают разработку и использование различных методов, приемов, систем обучения.

Только инклюзивное образование полностью исключает любую изоляцию детей с ОВЗ от общего коллектива и, наоборот, предусматривает адаптацию помещений и учебных материалов под потребности таких детей.

Благодаря инклюзивному процессу, часть детей с ОВЗ, посещая ближайшее образовательное учреждение, может не разлучаться с семьей, как это бывает, когда ребенок получает образование в специальных образовательных учреждениях. Таким образом, родители получают возможность воспитывать своего ребенка в соответствии с собственными жизненными установками.

В ходе инклюзивного образования дети с ОВЗ могут достичь наиболее полного прогресса в социальном развитии. Проходя социализацию в детском возрасте, обучаясь адаптироваться среди сверстников и получая знания, дети с ОВЗ впоследствии становятся активными и ценными членами общества, принося окружающим очевидную пользу в виде результатов своего труда.

Инклюзивный образовательный процесс в Российской Федерации организуется на основе существующей нормативно-правовой базы:

· Конституция РФ.

· Конвенция о правах ребенка.

· Закон Российской Федерации от 24.11.1995 г., № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

· Закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

· Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

· ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации», утвержденный 29.12.2012 г. · Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом №1155 от 17.10.2013г.

· ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», утвержденного в 1998г. (с изм. 21.12.2004г).

· Семейный кодекс РФ, утвержденный в 1995г. (с изм. 28.12.2004г).

- «Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико- социальной экспертизы»: Приложения № 2 и № 3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4.08.2008 г. № 379н;

- Письмо Минобразования РФ «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» (от 16 января 2002 г. № 03-51-5ин/23-03).

ФГОС дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, основа которых направлена на решение задач:

- -охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

-обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, в том числе и детей с ОВЗ и создание благоприятных условий для развития детей, учитывая совокупность особенностей каждого ребёнка и уважение к личности ребёнка.

А также обязательно учитываются индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования и особые образовательные потребности, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ОВЗ.

В связи с этим обязательным становится обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей, а также обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи, повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ОВЗ. Естественно, содержание коррекционной работы или инклюзивного образования включается в программу, если планируется её освоение с детьми с ОВЗ.

Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс ДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых». До сих пор мы в педагогической практике привыкли нивелировать эти особенности, ведь управлять похожими детьми проще, чем разными. Особенности «особых» детей нивелировать невозможно приходится изменять педагогическую практику, чтобы профессионально решать проблемы образования таких детей вместе с другими. Но если мы начинаем создавать особые условия для «особых» детей, то нарушаем принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить его, надо научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности.

Такая установка требует ответов на следующие вопросы:

- Как соединить в педагогической деятельности требования дошкольной программы и особенности разных детей, которые должны ее освоить?

- Как учитывать эти особенности при построении индивидуального плана развития ребенка, при планировании работы в группе?

- Как сделать качественным образование и социальное взаимодействие детей с учетом их индивидуальных различий?

При таком подходе меняется педагогика в целом, она становится включающей, инклюзивной, не только в том смысле, что особые дети должны быть включены в уже отстроенный процесс трансляции знаний, умений и навыков нормально развивающимся детям, а в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса.

Такое образование требует постоянного творческого вклада от каждого, в творческий процесс образования включаются все его участники – педагоги, родители, дети, администрация.

Сейчас мало кто в нашей стране готов к такому повороту событий.

Условия, которые есть на сегодняшний день, не достаточны для инклюзии: квалификация кадров, достаточно затратный процесс. Поэтому надо рассматривать современный этап как переходный и двигаться очень медленно, предусматривая каждый шаг, анализируя условия и подбирая средства для реализации инклюзивной практики.

Этапы инклюзивной деятельности в ДОУ

1 этап

- принятие решения об организации инклюзивной деятельности в дошкольной образовательной организации;

- разработка локальных актов, регламентирующих деятельность ДОУ в части обучения и воспитания детей с ОВЗ:

1. Положение о реализации инклюзивного образования в ДОУ;

2. Положение о ПМПк;

3. Положение об организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;

4. Положение об образовательном маршруте.

- Локальные акты не противоречат Уставу ДОУ и действующему законодательству. В Уставе ДОУ предусматриваются такие положения, как приём детей с ОВЗ, обучение на основе индивидуального маршрута (Программы), создание специальных условий и т.д.

- Разработка приказов, регламентирующих деятельность ДОУ в части обучения и воспитания детей с ОВЗ;

- Внесение дополнений в коррекционную часть Образовательной программы ДОУ;

- анализ квалификации специалистов, комплектации предметно- развивающей среды, образовательных программ и технологий на соответствие их условиям реализации инклюзивных целей;

- определение состава психолого-медико-педагогического консилиума;

- знакомство с детьми с ОВЗ и их семьями.

2 этап.

1. Комплексное обследование и диагностика индивидуальных особенностей развития детей с ОВЗ:

  • Беседа и анкетирование родителей
  • Диагностика развития ребенка
  • Наблюдение за поведением в группе

2. Коллегиальное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление Индивидуального образовательного маршрута (Программы). Деятельность ПМПк.

3.Создание предметноразвивающей среды, учитывающей государственные стандарты и особенности инклюзивного процесса;

4. Создание методического обеспечения образовательного процесса;

5. Повышение профессиональной квалификации педагогов и специалистов;

6. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей ребёнка.

7. Взаимодействие с семьей ребенка с ОВЗ.

3 этап.

1. Итоговая диагностика.

2. Корректировка задач, методов работы с ребенком

3. Определение оптимального продолжения образовательного маршрута.

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении:

• Интеллектуального;

• Эмоционально-волевого;

• Деятельностного;

• Нравственно-духовного.

Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ):

Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

Разработке Индивидуального образовательного маршрута предшествует диагностика особенностей ребёнка, которая включает в себя:

1. Беседа и анкетирование родителей. Знания родителей активно используются для определения интересов ребенка, особенностей его поведения, развития навыков самообслуживания, речи, интеллектуальных и социальных умений. Основная цель беседы – установить контакт с родителями, познакомиться с ребенком, познакомить родителей с детским садом и определить основные направления сотрудничества.

2. Диагностика развития ребенка: Диагностика ребенка проводится специалистами детского сада. Каждый специалист обращает внимание на свою область. Психолог – уровень психического развития, особенности взаимодействия с детьми и взрослыми, эмоциональность, скорость психических реакций, адаптация в новой обстановке.

3. Наблюдение за поведением в группе: На протяжении периода адаптации и всего времени присутствия ребенка в ДОУ воспитатель и специалисты наблюдают за ребенком в разных ситуациях, определяя уровень сформированности навыков самообслуживания, особенности контакта с другими детьми и взрослыми, навыки продуктивной деятельности, развитие двигательных и речевых навыков, познавательной сферы, проявление самостоятельности и активности, сферу интересов и др. Можно использовать следующие техники наблюдений: регистрация эпизодов, дневниковые заметки, карты - наблюдений, журнал наблюдений, видеонаблюдение.

Одним из основных механизмов реализации Образовательного маршрута является комплексное сопровождение детей с ОВЗ.

 

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, медицинского персонала) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями

Учитель-логопед:

• диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;

• составляет индивидуальные планы развития;

• проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);

• консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы; Музыкальный руководитель:

• Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;

• Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;

• Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.

Воспитатель:

• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;

• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;

• организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);

• применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;

• консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

Медицинский персонал:

• проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;

• осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно- эпидемиологических норм.

Далее смотреть архив материала

Категория: Всероссийская педагогическая научно-практическая конференция "Инновации в образовании" | Добавил: admin
Просмотров: 196 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Использование инновационных технологий в детском саду В чем заключается инновационная деятельность в ДОУ? (0)
Положение о НПК "Инновации в образовании" (0)
Положение НПК "Педагогические открытия" (0)
Развитие внимания учащихся начального общего образования на уроках русского языка. (0)
Положение НПК "Педагогическая лира" (0)

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик