СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Информация

Минобр

Каталог презентаций

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Педагогические научно-практические конференции » Всероссийская педагогическая научно-практическая конференция "Инновации в образовании"

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. РАБОТА НАД ТЕХНИЧЕСКИМИ НАЫВКАМИ И ЭЛЕМЕНТАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В КЛАССЕ
26.01.2017, 15:19

Статья
«ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. РАБОТА НАД ТЕХНИЧЕСКИМИ НАЫВКАМИ И ЭЛЕМЕНТАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В КЛАССЕ ВОКАЛА И ФОРТЕПИАНО»
(Обобщение педагогического опыта)
СТРЕКАЛОВСКАЯ ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА
Преподаватель высшей категории, детская музыкальная школа №5, г. Перм
Пермь, 2017
Развитие современной педагогики достигло небывалых высот. Инновационные педагогические и технические ресурсы позволили значительно облегчить труд преподавателя и значительно расширили возможности современного педагога. Донести необходимую информацию до учащегося и облегчить еѐ усвоение им стало значительно легче, поскольку значительно расширился круг информационных потоков между учеником и учителем. Из психологии известно, что успешность восприятия информации человеком зависит от его способа восприятия окружающего мира: аудиалы, кинестетики, визуалы. На сегодняшний день у современного педагога есть возможность «достучаться» до любого ученика, так как он располагает множеством инновационных методов в достижении своей цели: дать знания. Иновационный метод, представленный в данной работе, основан на педагогическом опыте преподавателя и представляет собой межпредметную связь, фортепиано и вокала.
Музыка присутствует в жизни человека, начиная с его рождения – это и первый плач младенца, это звуки мира, окружающие его. Учеными доказано, что даже планеты солнечной системы имеют свои мелодии. Люди, владеющие искусством музыки – музыканты, во все времена были почитаемы.
Приведу несколько высказываний, которые определяют основные направления доклада.
- «Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального образования невозможно полноценное умственное развитие» - В. Сухомлинский.
- «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей, а сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.» - Д. Шостакович.
- Очень важно, что и родители и дети понимают значимость музыкального образования для развития личности. Каждый год в музыкальные школы поступают ученики на разные инструменты: кому – то нравится скрипка, а кто – то видит себя известным певцом, а будущие гитаристы хотят стать известными рок музыкантами.
Кроме основных специальностей в музыкальной школе – фортепиано, скрипка, гитара, баян, вокал и т.д., существует «предмет по выбору». Чаще всего «предметом по выбору» становится фортепиано. Этот предмет является связующим звеном в образовательном процессе. На уроках сольфеджио ученики должны показать владение инструментом, по хору – уметь сыграть партитуры.
В данном докладе мне хотелось показать связь между такими предметами, как фортепиано и вокал. Не секрет что звук является основой для создания музыки. Г.Г. Нейгауз говорил: «Музыка – это прежде всего искусство звука». Работа над звуком – работа над его качеством, главная задача в этом направлении является выработка одной из важных свойств звука – певучести. Забота о «пении», всегда находилась в центре внимания величайших русских пианистов и лучших представителей западноевропейской классической школы пианизма. Хорошие певцы являлись для них исполнительскими образцами, на которые равнялись сами и советовали равняться другим. Ф.Э. Бах рекомендовал «не упустить возможность послушать искусных певцов». А. Рубинштейн, будучи директором Петербургской консерватории, заставлял учеников – пианистов учиться пению. Он говорил: «Тот не музыкант, кто не умеет петь». Певучесть звука достигается особым способом звукоизвлечения – legato, когда один звук плавно, без толчка
переходит или «перетекает» в следующий звук. Это сложный звуковой процесс, но представление об этом «перетекании» от одного звука к другому, поможет упражнение вокалистов. Это распев мотивов, гласными. Ученики физически ощущают это legato, на одном дыхании одна гласная плавно «перетекает» в другую. Например: АА-ОО-УУ. Вокалом дети начинают занимаются на уроках хора, им это интересно. Они даже не представляют, что при распевании педагог-вокалист знакомит их с основными средствами выразительности музыки – штрихами. Это legato, non legato, staccato, portamento и т.д. Дети смеются, когда изображают голосом staccato, их организм ощущает этот штрих, ведь при распевании на staccato диафрагма начинает смешно прыгать. Non legato в вокальных упражнениях звучит чѐтко, устойчиво. Очень жаль, что на уроках фортепиано дети забывают свои ощущения. Стоит им напомнить их, спев небольшие мотивы-попевки. Мы всегда говорим своим ученикам пианистам, что музыка должна «дышать». Но сколько не говори, пока они не почувствуют это «дыхание», для них это только слова. Поэтому мы, совместно с учениками начинаем сочинять стихи на мотивы произведений, исполняемых на фортепиано. Бывает что и соната «пропевается» от начала до конца, представляя собой целые вокальные поэмы. Тогда вот такое понятие, как «дыхание», имеет место. Слияние слова и мелодии очень важно для формирования музыкальной фразы. Умение слышать музыкальную фразу, так – же достигается пением. Мы всегда говорим, что музыкант должен иметь «хорошие уши», должен слышать начало мотива, его развитие, уметь закончить музыкальную фразу. Очень часто маленькие музыканты при исполнении, «бросают» концы фраз. Но когда просишь ученика, продирижировать мелодию и руками «закрыть» фразу, они начинают ощущать законченность мотива. Очень нравится маленьким музыкантам, такое упражнение, как «раздувание» и «угасание» звука – филировка. Так как звук фортепиано имеет свойство угасать, это вокальное упражнение просто необходимо для того чтобы ученик научился слышать и слушать длину звука, и, при затухании фортепианного звука, уметь силой мысли услышать, наоборот, его «раздувание». Вокальное
исполнение мелодии, помогает ученику пианисту слышать еѐ линейность. Фортепианную фактуру можно структурно разделить на мелодию и аккомпанемент. Занимаясь на фортепиано, вокалисты могут себе позволить познакомится с искусством концертмейстера. Аккомпанемент может усилить или ослабить художественное впечатление музыкального произведения. Главное о чем следует не забывать при исполнении сопровождения – чтобы последнее не заглушало мелодию, не мешало ей «дышать», «пропевать» каждый еѐ звук. Правильное соотношение между мелодией и сопровождением – звуковой баланс – лишь одно из простейших сторон общего требования, чтобы аккомпанемент «прислушивался» к мелодии. Такая работа воспитывает слух и формирует нужный навык достижения звукового баланса, способствует развитию гармонического слуха у вокалистов.
Таким образом, обобщая изложенный материал, выделяем основные моменты при занятиях на уроках фортепиано и вокала:
- формирование навыка певучего звукоизвлечения
- осознанность, важность владения «дыханием»
- отчетливо представлять движение мысли внутри фразы и форму всего произведения
- правильно начать и закончить фразу, рассчитывать динамику
- оценить роль аккомпанемента в работе над выразительностью мелодии.
Это основные, важные задачи, решая которые можно воспитать хорошего музыканта – исполнителя.
Список используемой литературы:
1. В.В. Крюкова «Музыкальная педагогика» - Ростов на Дону, Феникс, 2002 г.
2. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры.- Москва «Государственное музыкальное исполнительство», 1961.-318с.
3. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано.- Москва, 1984.-175с.

 

Категория: Всероссийская педагогическая научно-практическая конференция "Инновации в образовании" | Добавил: admin
Просмотров: 226 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Использование инновационных технологий в детском саду В чем заключается инновационная деятельность в ДОУ? (0)
Положение о НПК "Инновации в образовании" (0)
Положение НПК "Педагогические открытия" (0)
Развитие внимания учащихся начального общего образования на уроках русского языка. (0)
Положение НПК "Педагогическая лира" (0)

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик