СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Информация

Минобр

Блог

Главная » Материалы педагогов » Срочный конкурс "Лучшая разработка"

Программа кружка «Экологическая тропа»

Программа кружка

«Экологическая тропа»

«Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры и любви к родным местам у детей дошкольного возраста»

Воспитатель: АрсеньеваТ.Н.

Актуальность проблемы:

"Не навреди!" - одна из заповедей общения человека с природой. Воспитание дошкольников в духе природосбережения - одна из сторон экологическогообразования в детском саду. Любовь, понимание и забота - это то, что ждет природа от каждого человека.

Для углубленного изучения основ экологии реализуется программа Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа».

При написании проекта я следовала следующим педагогическим принципам:

• системность;

• наглядность;

• доступность;

• учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

• сезонность.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Это происходит от того, что всегда очень мало уделялось внимания экологическому воспитанию, и привело к тому, что люди стали относиться к природе только как к источнику сырья, жизни и т. д. В результате появились озоновые дыры, парниковый эффект, нефтяные пленки на поверхности воды. Вырубка лесов разрушает экосистемы и приводит к исчезновению многих видов животных и растений, некоторые растения относятся к незаменимым видам, из которых получают лекарственные препараты. Формирование экологического сознания – важнейшая задача в настоящее время. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда то был ребенком, а ведь дошкольное детство – это период бурного роста и интенсивного развития ребенка, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижение первых семи лет – становления самосознание: ребенок выделяет себя из природного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно – природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать её как общую ценность для всех людей. Городской ребенок всё реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и не знакомой для ребенка. А природа, как известно, один из основных источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений. В дошкольном детстве на основе развития интереса к миру природы начинает формироваться экологическая направленность личности. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Понимание специфики разных живых организмов, их самоценности и неповторимости, неразрывной связи со средой обитания – содержательный элемент экологического воспитания дошкольников. Именно по этой причине в нашем детском саду возникло желание изменить уже сложившуюся среду, предать индивидуальный облик территории детского сада за счет создания экологической тропы, отражающей особенности экосистемы родного края – Баргузина.

Цель: расширение и разнообразие экологической тропы, обеспечивающей у детей дошкольного возраста формирование экологической культуры и любви к родным местам.

Задачи:

-способствовать познавательному развитию ребёнка;

-формировать нравственные качества, расширения кругозора, знаний об особенностях живой и неживой природы родного края.

- познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

- формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе;

- воспитывать у ребёнка любовь к природе, родным местам малой Родины;

Объект исследования: система экологического образования дошкольников через создание экологической тропы.

Предмет исследования: условия эффективности применения экологической тропы и её влияние на эколого-краеведческое образование дошкольников.

Гипотеза: если создать экологическую тропу на территории детского сада, основанную на специфике природных условий, можно создать наиболее благоприятные условия, позволяющие повысить уровень экологической культуры педагогов, детей и родителей.

Этапы :

Подготовительный (диагностический).

- Изучение методической литературы по проблеме исследования.

- Детальное обследование территории детского сада и выделение

места для наиболее интересных объектов экологической тропы.

- Создание и разработка маршрута экологической тропы, составление картосхемы.

Основной (практический).

- Разработка и составление паспорта всех точек тропинки.

- Изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранительных знаков.

- Мероприятия с детьми и родителями.

Заключительный.

-Ожидаемый результат.

- Выводы.

Участники проекта: педагоги, дети, родители.

Этапы проекта:

Подготовительный – диагностический этап:

Изучение методической литературы по проблеме исследования. • О. Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ», Волгоград: Учитель 2007 г. ;

• З. Ф. Аксенова. «Войди в природу другом», М.: «Сфера» 2011г. ;

• Н. Ф. Виноградова. «Дети, взрослые и мир вокруг», М.: «Просвещение» 1993г. ;

• А. С. Галанова. «Дошкольники на прогулке», 2005г. ;

• А. И. Иванова. «Живая экология», М.: «Сфера» 2007г. ;

• С. Н. Николаева. «Юный эколог», «Мозаика-синтез» 1999г. ;

• Н. А. Рыжова. «Наш дом природа», М.: 2005г. ;

• Н. А. Рыжова. «Что у нас под ногами», М.: 2005г. ;

• Н. А. Рыжова. «Экологический проект «Моё дерево»», М.: 2006г. ;

• И. Урмина, Т. Данилина. «Инновационная деятельность в ДОУ», М.: 2009г.

• Л. Б. Поддубная. «Природа вокруг нас», Издательство «Корифей», 2008г. ;

• П. Г. Федосеева. «Система работы по экологическому воспитанию», Издательство «Корифей», 2008г.

Детальное обследование территории детского сада и выделение места для объектов экологической тропы. Обследуя территорию детского сада, разработала маршрут, который будет проходить через различные экологические системы и другие природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, и на котором дети получат устную (с помощью воспитателя) или письменную (стенды, знаки и т. п.)информацию об этих объектах.

Создание и разработка маршрута экологической тропы. Создавая экологическую тропу, я создавала фрагменты разных растительных сообществ, характерных для нашего края, что поможет педагогам в дальнейшем познакомить детей с представителями местной флоры.

С детьми сделали паспорт экологической тропы. Они придумывали названия каждому обекту:

1 «.Ручеек».2. «Муравейник». 3. «Доктор Айболит».4 «Кустарники». 5. «Цветник». 6.Белая береза». 7. «Во саду ли, в огороде».8. «Королевство птиц». 9. «Здоровейка». 10. «Молочная ферма».11. «Дом бабы яги”.12. «Сосновые деревья»

Точка№1 «Ручеек».

На нашей площадки есть огромный бассейн, который сделан своими руками и мы с детьми можем наблюдать за насекомыми, такими как водомерка и др, лягушками. Около бассейна сажаем цветы и следим за их развитием. Задания можно придумать разнообразные.

Точка№2 «Муравейник»

«Муравейник» - зона экологического познания жизни насекомых (муравьев).

Точка№3. «Доктор Айболит»

За территорией детского сада у нас находится много елок и мы с детьми дышим этим  воздухом.

Точка №4 «Кустарники»

Объектами для наблюдения являются сирень, бузина, рябина. Мы планируем исследовать внешние особенности: лист, ствол, цветы и т. п., чем отличаются от деревьев, общее и отличие кустов между собой.

Точка №5 «Цветник»

Цветник будет украшением детского сада. Посажены растения: петуния, бархатцы, львиный зев, бальзамин, астры, сальвия. Они наиболее неприхотливы для нашей местности, цветут всё лето и первую половину осени. Это позволяет знакомить детей с особенностями внешнего вида растений, поддерживает интерес к жизни растений, учит дошкольников наслаждаться общением с природой, видеть её красоту.

Точка№6. «Белая береза»

Около березок мы лечимся. Спиной прижимаемся к березе. Обнимаем руками, ногами. И просто сидим отдыхаем.

Точка №7 «В саду ли, в огороде» - мини-огород с овощными культурами для получения достоверных знаний и практических навыков по уходу

Оснащенная таким образом эколого-развивающая среда позволяет работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Она служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и предоставляет возможности для формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанников

Точка№8. «Королевство птиц»

Зона познания жизни птиц. Весной прилетают труженики скворцы, наблюдаем за голубями, воронами, галками, синичками, снегирями и т. д

Точка№9. «Здоровейка»

В этой зоне мы сделали дорожку здоровья, где дети ходят босиком по мелким камушкам, песку, траве ит.д.

Точка№10 «Молочная ферма»

Эта зона познания разных трав которая полезна коровам и значит и детям так как молоко очень полезно для здоровья.

Точка№11. «Дом бабы яги»

На этот объект дети любят заглядывать. Родители сделали дом бабы яги и дети рассказывают там сказки.

Точка №12 «Сосновые Деревья» - зона познания жизни деревьев

Изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранительных знаков. В качестве образца табличек я воспользовалась экологическими знаками на природе.

Знаки:

• Ходить по тропинкам.

• Не ломать ветки деревьев.

• Не топтать цветы, травы.

• Не кричать, не включать громко музыку.

• Не лезть в птичьи гнезда.

• Не ловить насекомых.

• Не разрушать грибницы.

• Не ловить мальков и лягушек.

• Не рвать паутинки.

• Не оставлять не затушенных костров.

• Не разорять муравейники.

Мероприятия с детьми и родителями

Заключительный этап

Ожидаемый результат. Оснащенная таким образом эколого-развивающая среда позволит работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Она будет служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и предоставляет возможности для формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанников

Экологическая тропа поможет формировать активную позицию в экологической и общественно-значимой деятельности ребёнка-дошкольника в дополнение к существующей системе занятий и наблюдений, обеспечит у детей формирование экологической культуры и любви к родным местам.

Участие в создании развивающей экологической среды, освоение новых форм работы повышает уровень экологической культуры всех участников педагогического процесса: детей, родителей и педагогов.

Перспектива на будущее. Разработка мероприятий по ознакомлению дошкольников с окружающим миром на основе экологической тропы (план наблюдений за объектами живой и неживой природы)

 

 

Категория: Срочный конкурс "Лучшая разработка" | Добавил: admin (26.11.2017)
Просмотров: 52 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик