СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Информация

Минобр

Блог

Главная » Материалы педагогов » Срочный конкурс "Лучшая разработка"

Современное информационное пространство концертмейстера

Беляков Константин Александрович, концертмейстер МБУ ДО Детской школы искусств № 8 г.Ульяновска

Современное информационное пространство концертмейстера

В современном информационном пространстве компьютер стал одним из основополагающих жизненных факторов, компьютерные технологии проникли во все сферы деятельности социума, исключение не составляет и работа музыкантов. Но, разумеется, самая высокая техника никогда не сможет заменить прелести звучания живого исполнения. Не может не огорчать и настораживать обилие всевозможных фонограмм, так называемых «минусовок», активно используемых в концертах разного уровня, более того, не редки они и в конкурсных выступлениях солистов - «народников».

Концертмейстер в фольклорном ансамбле является основополагающей фигурой коллектива, а в детском ансамбле эта роль особенно весома. На нем лежит большая ответственность: он должен уметь создавать народную обработку, импровизировать, знать и воспроизводить подлинные этнографические музыкальные напевы, быть всегда мобилизованным и быстро реагировать на возникающие «внезапные ситуации» (умение своевременно сменить тональность, напомнить детям слова на сцене, если они их забыли и т.п.).

 Важным качеством концертмейстера является также и умение создать баланс между аккомпанементом и исполнительским голосом, а также реализовать темповое и смысловое развитие произведения. В аккомпанемент необходимо добавлять вариативность, создавать иллюзию звучания других музыкальных инструментов посредством различных приёмов игры, зачастую требуется дописать некоторые партии, сочинить подголоски,  транспонировать песню в любую тональность.

Творческая деятельность концертмейстера включает в себя две основные составляющие: рабочий процесс и концертную деятельность.

Во время исполнения концертного номера важным является умение концертмейстера держать установленный на репетициях темп каждого произведения, помнить, какой ритм наиболее удобен для детей, уметь при необходимости быстро переключаться на новый темповой вариант.

Концертмейстер должен обладать выдержкой и интуицией, предвидеть возможное развитие ситуации, должен всегда быть готовым к какому-то неожиданному повороту событий. Даже аккомпанируя солисту или ансамблю несложные русские народные песни или припевки, необходимо находиться в контакте с исполнителями, аккомпанировать, постоянно поддерживая визуальный контакт. Концертмейстер здесь не только сотоварищ, но и надёжный тыл. Он должен чувствовать состояние голоса, дыхание, психологически-эмоциональный настрой учащегося. Не редки ситуации, когда от волнения дети забывают слова, а этом случае нужно тихо подсказать, пропустил какую-то долю такта фразы -  необходимо быстро «поймать», подхватить.

Таким образом, можно сказать, что концертмейстер, работающий с детскими фольклорными ансамблями или солистами выступает в нескольких ролях. На первом этапе работы над произведением он наряду с педагогом -  грамотный наставник, а в сценическом выступлении - равноправный участник.

Концертмейстера можно с уверенностью назвать педагогом -психологом ведь для эффективной его работы с детским фольклорным ансамблем ему необходимы такие личностные и профессиональные качества как позитивный эмоциональный настрой, сопереживание, внимательное и дружеское отношение к детям.

Никто не оспаривает ведущую роль руководителя творческого коллектива в вопросах предконцертной подготовки учащихся. Но в условиях концерта, конкурсного выступления руководитель всегда находиться в концертном зале, он слушатель. Концертмейстер же, выступая партнером в ансамбле,  не только сопереживает, но и реальными действиями оказывает помощь и поддержку учащимся. Дети очень отзывчивы на доброе и участливое отношение к ним. И если концертмейстер - это не просто должность и деловое выполнение служебных обязанностей, а старший, более опытный и заинтересованный музыкант,  то именно с его появлением в классе начинается самая интересная творческая работа.

Хочется отметить, что сегодня понимание истинной роли и места концертмейстера в творческом коллективе постепенно меняется к лучшему. Так, стало доброй традицией на конкурсах различных уровней награждать дипломами и концертмейстеров. Так как их деятельность напрямую влияет на эффективность образовательного процесса, на уровень совместных концертных выступлений и успех коллектива в целом.

 

         Литература:

  1. Крючков Н.А. Искусство аккомпанемента как предмет обучения/ Н.А. Крючков. М: Музгиз,1961.
  2. Мотов В. Развитие первоначальных навыков игры по слуху/ В.Мотов.М.:Музыка 1989.
  3. Шахов Г.И. Концертмейстерский класс/ Г.И.Шахов.М.,1989.
Категория: Срочный конкурс "Лучшая разработка" | Добавил: admin (16.07.2017)
Просмотров: 104 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Календарь

«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик