СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Информация

Минобр

Блог

Главная » Материалы педагогов » Срочный конкурс "Образовательные инновации"

Ученическое тьютерство как форма самореализации творческого ученика

Ученическое тьютерство как форма самореализации творческого ученика

(инновационный педагогический проект)

Авторы: Кукушкина Л.Х., Рыбкина И.В.

  Текущие изменения во всех сферах развития   российского общества, а также реалии современного мира обострили потребность в одарённых и творческих людях, деятельность которых должна быть направлена на процветание Отечества, развитие конкурентно способного общества. Интеллект, творческие способности определяются как главное национальное богатство. Эта мысль  изложена   в нормативно-правовых документах, регламентирующих     российское образование.  Национальная образовательная инициатива « Наша новая школа», утверждённая  Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г,  предполагает что  «в ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе.»   В   Федеральном законе от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании» государство гарантирует «развитие   творческих способностей и интересов обучающихся, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях». «Федеральная  целевая  программа "Дети России»  рассматривает   интеллект, творческие способности   как главное национальное богатство. Документы федерального уровня: «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г, «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», «Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы» определяют важность раскрытия творческого потенциала обучающихся.   Индивидуализация обучения: создание условий для обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и физическими возможностями  –   одно из приоритетных направлений развития образования в России.    

       Развитие детской одарённости  - приоритетное направление  развития  образования в Самарской области, о чём свидетельствует постоянный интерес  со стороны губернатора Самарской области Н.И. Меркушкина, Правительства, Министерства образования и науки Самарской области. Ведомственная целевая программа «Одаренные дети Самарской области»  направлена на создание условий для выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей Самарской области. В «Послании Губернатора Николая Меркушкина к депутатам Самарской Губернской Думы и всем жителям региона 2015 года»  определено  стратегическое положение: «Потенциал общества, состояние человеческого капитала, наряду со здравоохранением, существенно определяется уровнем образования». Перспективы экономического и научного развития области требуют  творческих  молодых граждан, умеющих  находить нестандартное решение в осуществлении намеченных областью проектов.

      Развитие способностей одарённых детей - одно из важных направлений учебно-воспитательной деятельности государственного бюджетного  образовательного учреждения  Самарской области  средней общеобразовательной школы №2 «Образовательный центр» с. Большая Глушица  муниципального района Большеглушицкий Самарской области. Обучающиеся и их родители осознают важность совершенствования способностей ребёнка. На протяжении многих лет образовательное учреждение - в центре внимания Южного управления министерства образования и науки Самарской области.   Показательные семинары и открытые занятия стали нормой для нашего учреждения.

Тем не менее, в работе с одарёнными детьми остаются   проблемы, требующие разрешения. Многие из них можно решить на базе образовательного учреждения и инновационный проект тому доказательство.

Проблемное поле.

1.Проблема на уровне государства.

Современная модернизация российского образования определяет методологические задачи. В то же время государство не предлагает организационные формы, средства решения данных задач. Образовательное учреждение, исходя из собственных ресурсов, должно найти эффективные формы, которые позволят выполнить государственный заказ. В дидактике накоплен богатейший опыт организации индивидуальной работы с учащимися, который требует анализа, исходя из реалий современного образования.

2.Проблема на уровне общества.

В настоящее время в образовательном учреждении созданы условия для работы с одарёнными детьми. В рамках ФГОС одним  из таких условий является внеурочная деятельность, охватывающая обучающихся 1-7 классов. Государственное финансирование внеурочных занятий позволяет образовательным учреждениям использовать средства для реализации программ работы с творческими детьми. Необходимо наиболее полно использовать данную возможность. В то же время школа должна исходить из собственных  реалий, которые определяются во многом окружающим социумом. Сельская школа ограничена во    включении в систему работы с творческими детьми высших учебных заведений, организаций науки и культуры. Формы работы в сельской школе отличаются от школы городской. Необходимо создать условия для совершенствования  потенциала детей со скрытой одарённостью, создать образовательную среду, позволяющую данной категории детей как можно раньше проявить себя.

3.Проблема на уровне потребителя.

Потребность сельских подростков в самореализации значительно возросла, это связано с усилением конкуренции при поступлении в средние и высшие профессиональные учебные заведения. Родители обучающихся заинтересованы в создании условий для совершенствования потенциала своих детей в образовательном учреждении. 

Таким образом, анализ проблем   позволяет сделать вывод о том, что развитие одарённого ребёнка важно для всех субъектов учебно-воспитательного процесса.

 Считаем, что создание  модели  ученического тьютерства позволит решить  обозначенные  проблемы.  Это качественно новая  ситуация,  в которой  ученик, как основной участник образовательного процесса, становится агентом, создаётся новая организационная форма,  формирующая  сообщества, основанные на сотрудничестве, позволяющая  осуществлять горизонтальные связи, что важно для развития одарённого ребёнка.   

 Реализация проекта окажет положительное влияние на развитие образования в Самарской области. Предложенная авторами проекта форма развития творческого потенциала одарённых  детей позволит изменить внеурочную деятельность обучающихся в образовательном учреждении и подчинить её задаче самосовершенствования личности ребёнка, создаст условия для её  самореализации. Риск данного проекта сведен к минимуму, так как не требуется дополнительных ресурсов: материально-технических, финансовых. Риск может быть связан   с неподготовленностью педагогов к работе в новых условиях, но данная ситуация может быть изменена благодаря организации переподготовки педагогов в системе повышения квалификации. Опыт, полученный в результате апробации проекта,  легко транслируется.

Педагогические идеи

1.Модель ученического тьютерства способствует созданию особой, обогащённой образовательно-развивающей среды,  стимулирующей развитие детской одарённости,  обеспечивает  основу для проявления её разных граней, обнаружения не только актуальной и явной, но и потенциальной, а также скрытой одарённости.

2.Раскрытие творческого потенциала одарённых детей невозможно без создания единого образовательного пространства, которое должно включать родителей, учреждения основного, дополнительного образования.

3.Идеи тьютерства сформулированы и апробированы великими педагогами. Среди них Я.А. Коменский, сформулировавший в книге «Великая дидактика» принцип: «Всё, что усвоено, в свою очередь должно быть передаваемо другим и для других». Идеи Коменского нашли практическое воплощение в ланкастерской системе, которая процветала в школах Европы и Америки в  XIX веке. Интересен опыт советского  педагога  А.С. Макаренко.  В  «Педагогической поэме» выражена  важная  идея тьютерства  -  создание, прежде всего коллектива, в котором старшие обучают и воспитывают младших. Таким образом, сама  идея   тьютерства является основополагающей в дидактике.

4.В настоящее время в высшей школе получило распространение студенческое тьюторство. Студенты старших курсов выступают в качестве полноценных организаторов учебной деятельности. Для образовательных организаций ученическое тьюторство сравнительно новое явление. Ученик тьютор может мотивировать учащихся на приобретение знаний, умений и навыков в результате трансляции своего жизненного опыта, при этом получая дополнительный стимул для раскрытия своего творческого потенциала.

Цель проекта  – разработать  модель  ученического тьютерства,  которая позволит создать образовательно-развивающую среду для самореализации одарённых подростков.

Задачи проекта.

1.Изучить  теоретические основы  внедрения моделей ученического тьютерства,  познакомиться  с практическим опытом образовательных учреждений, работающих в данном направлении.

2.Осуществить выбор форм организации, процессуальных приёмов, средств  для развития модели ученического тьютерства.

3.Создать модель ученического тьютерства: выявить  творческие способности обучающихся    на основе   лонгитюдного  исследования развития одарённых школьников; организовать школьные разновозрастные ученические объединения,  исходя из анализа творческого потенциала, интересов и способностей обучающихся;   обучить    тьюторов и  обеспечить   их взаимодействие со школьными разновозрастными ученическими объединениями и организациями дополнительного образования.

4.Апробировать  модель ученического тьютерства в школе.

5.Определить   критерии  результативности  проекта.

6.Обеспечить трансляцию инновационного опыта в педагогическое сообщество.

Формы реализации инновационного проекта

1.Формой реализации проекта является модель ученического тьютерства в школе, охватывающая воспитательный процесс, субъектами которой являются обучающиеся, их родители, педагоги, психологическая школьная служба.

2.Система социального партнёрства с  организациями   дополнительного образования села Большая Глушица: Детской  музыкальной школой, Детско – юношеской спортивной школой, Домом детского творчества, Реабилитационным  центром, Историко-краеведческим музеем.

Психолого – педагогические исследования в рамках проекта.

1.Стартовое  исследование.

Оценка одарённости учащихся

Методики: А.А. Лосева «Опросник для выявления одарённости школьников»

Респонденты: родители учащихся 1-11 классов, учителя – предметники школы.

Цель: выявление сферы и уровня проявления способностей учащихся.

Результат: определение видов одарённости учащихся школы, составление банка одарённых детей, планирование направлений работы по развитию способностей одарённых детей.

2. Лонгитюдные исследования

Комплексное исследование одарённых детей.

Периодичность: октябрь 2015 год, май 2016, октябрь 2016, май 2017, октябрь 2017, май 2018 год.

Респонденты: учащиеся 1-11 классов, родители учащихся.

Методики: Степанов П.В., Григорьев Д.В. «Диагностика личностного роста школьников», М. Рокич «Ценностные ориентации», Голомшток А.Е. «Карта интересов», М. Розенберг  «Шкала самоуважения», А.Н. Лутошкин «Какой у нас коллектив», Степанов Е.Н. «Изучение удовлетворённости родителей работой общеобразовательного учреждения»

Цель: исследование мотивационной сферы и направленности личности, диагностика личностного роста, изучение детского коллектива как условия развития личности, выявление уровня удовлетворённости родителей работой общеобразовательного учреждения.

Технологическая составляющая проекта.

1.Технология индивидуального ведения ученика, обеспечивающая индивидуальный подход к деятельности обучающегося, способствующая раскрытию его творческого потенциала. 

2.Групповая технология, как основа  социализации, формирования коммуникативных умений.

3.Технологии саморазвития личности А. А. Ухтомского – Г. К. Селевко. Учение Ухтомского  является базисом    технологии саморазвития  Г.К. Селевко,  цель которой – создать и поддерживать у учащихся доминанту на самосовершенствование, на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя.

4.Технология коллективно творческих дел И.П. Иванова, включающая     методы, приемы и организационные формы воспитания, обеспечивающие формирование и творческое развитие коллектива  на принципах гуманизма.  Данная технология создаёт условия для самореализации, самоутверждения каждого воспитанника в коллективе. 

Направления  проектной деятельности.

Организационное направление. Создание творческой группы, определение её задач, распределение обязанностей. Создание группы учеников – тьютеров. Создание разновозрастных ученических объединений в соответствии с проектными задачами.

Ресурсное направление. Подготовка материально-технических, финансовых, кадровых, информационных ресурсов.

Диагностическое направление. Первоначальное исследование творческого потенциала одарённых детей. Лонгитюдное исследование   одарённых школьников. Промежуточное исследование результативности инновационного проекта в соответствии с критериями, разработанными авторами проекта.

Концептуальное направление. Изучение теоретических основ тьютерства. Составление тезауруса проекта.

Кадровое направление. Оказание  педагогам информационной и методической помощи, создание условий для  внедрения новых педагогических технологий. 

Повышение квалификации педагогов их информационная поддержка.

Аналитическое направление. Анализ воспитательных и образовательных программ  работы с одарёнными детьми. Анализ деятельности действующих школьных ученических объединений. Составление новых программ в соответствии с решением проектных задач. Анализ  решения проектных задач.

Информационное направление. Создание школьного пресс – центра. Освещение хода реализации проекта. Осуществление взаимосвязи со СМИ Большеглушицкого района.

Развивающее направление. Создание  программы обучения учеников – тьютеров. Обеспечение деятельности школьных разновозрастных объединений. Распространение инновационного опыта.

Координационное направление. Внесение изменений  в нормативно-правовую базу образовательной организации. Контроль и анализ  хода реализации проекта.

 

Оценка продуктов и результатов проекта

Продукты и результаты

Критерии оценивания

Сопровождение одарённых детей в воспитательном процессе

1.Разработка индивидуальных программ достижений ребёнка. Увеличение их количества в ходе реализации проекта.

2.Увеличение количества авторских программ работы с одарёнными детьми.

 

Количественные показатели

 Рост количества призёров и победителей олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций.

 

Динамика развития личности

1.Увеличение доли учащихся со сформированной системой ценностей,   толерантных, самоутвердившихся.

2. Увеличение доли учащихся, для которых направленность на общение и дело являются приоритетными. Участие в совместной деятельности – путь к их самовыражению.

3.Увеличение доли учащихся реально оценивающих свои способности, требующих уважения к себе и умеющих позитивно оценивать действия других.

4.Рост числа родителей и учащихся, положительно оценивающих деятельность образовательного учреждения.

 

Социальная адаптация личности

1.Расширение сферы социального взаимодействия, увеличение организаций, включённых в воспитательный процесс образовательного учреждения.

2.Количественный и качественный рост форм социальной практики: социальные акции, социальное проектирование, социальные инициативы.

 

  Диссеминация педагогического опыта

Выход на региональный уровень в трансляции педагогического опыта. Увеличение количества семинаров, проведённых на базе образовательного учреждения для педагогов Южного образовательного округа.

Рост числа методический публикаций в профессиональных журналах.

Направления диссеминации педагогического опыта

Форма  диссеминации

инновационного опыта

Содержание

Распространение опыта через участие в конференциях различного уровня

Областные конференции:

Областная научно-практическая конференция «Учитель XXI века»,

Международная научно-практическая конференция «Здоровое поколение – международные ориентиры XXI века»,

Педагогический форум "Партнерство через образование»,

Областной фестиваль педагогов «Формирование творческой среды для выявления и развития интеллектуальной одарённости».

Межрегиональная конференция

«Среда образовательного учреждения как средство воспитания, развития и социализации личности ребенка».

Окружная конференция «Ярмарка методических инноваций».

 

Профессиональные конкурсы – как форма демонстрации инновационного опыта

«Учитель года Южного управления»,

«Учитель года Самарской области»,

Конкурсный отбор лучших учителей Российской Федерации в рамках Приоритетного национального проекта «Образование»,

Областной конкурс долгосрочных воспитательных проектов особой педагогической и общественной значимости,

«Лидер образования».

Проведение открытых уроков и мастер-классов

Открытые  занятия  в рамках недели «Школа для родителей».

Проведение открытых  занятий  и мастер-классов для учителей Южного образовательного округа.

Проведение на базе школы семинаров, конференций.

Подготовка выступлений на базе СИПКРО и ЦПО.

Выпуск авторских методических пособий

 

Далее смотреть архив материала https://yadi.sk/i/HkfmseCwoHiAf

Категория: Срочный конкурс "Образовательные инновации" | Добавил: admin (04.02.2016)
Просмотров: 434 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 1
1  
Проблемы данного проекта поставлены правильно и точно. Методики и технологии , выбранные педагогами, подходят к данному проекту.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Календарь

«  Февраль 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
29

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик