«Применение исследовательских методов обучения на уроках технологии»
Автор: Алексеева Ольга Александровна, учитель технологии высшей квалификационной категории МОУ СШ № 6 г.Волжска Республики Марий Эл
Учебно-методический комплекс: Учебники Технология 5-8 класс для учащихся общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) под редакцией И. А. Сасовой
Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся. Классификация методов обучения: объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод; метод проблемного изложения; частично поисковый, или эвристический, метод; исследовательский метод. Исследовательский метод обучения - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования. Вот несколько правил, которыми следует руководствоваться: информировать школьников о том, что они будут выполнять и с какой целью; организовать работу так, чтобы все учащиеся хорошо видели ислледуемый предмет; позволить учащимся по возможности воспринимать предмет исследования разными органами чувств, а не только посредством зрения; стараться, чтобы важнейшие особенности предметов производили на учащихся наиболее сильное впечатление; позволить учащимся увидеть предметы и процессы в присущих им движениях и изменениях. Исследования последних лет показали: люди усваивают 20% услышанного, 30% увиденного и более 50% того, что одновременно видели и слышали. Использование исследовательских средств в преподавании предмета «Технология» представляется непременным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, поскольку они включают все предметы и орудия деятельности, которыми, пользуются учитель и ученики для более эффективной реализации задач образования. На каждом уроке необходимо наличие образца ( или схожих образцов), образца в разборе, отдельных узлов со скрытыми конструктивными особенностями, схем, чертежей, эскизов, инструкционных карт, технологических карт. Это обеспечивает учащимся, с одной стороны, возможность восприятия образца со всеми их конструктивными особенностями, а с другой стороны - позволяет при предметном (образном) созерцании, обсудить эти конструктивные особенности и выявить конструкторско-технологические проблемы, организовать поиск возможных путей решения выявленных проблем. На уроках технологии стараюсь применять элементы методов исследования во многих видах деятельности. Особенно интересно это бывает на уроках по рукоделию – вышивке, вязанию, изготовлении поделок. В 5 классе, например, можно предложить учащимся изготовить изделия из соленого теста. Уже в ходе подготовки к уроку ученицам дается домашнее задание с элементами исследовательской работы: найти интересные примеры по истории искусства соленого теста, сообщения о русских традициях в праздниках и подарках. В программах предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. По учебным планам программ они выполняются в конце каждого года обучения. Вместе с тем методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной или исследовательской деятельности в учебный процесс с начала или середины учебного года. При организации исследовательской или проектной деятельности учащихся необходимо акцентировать их внимание на источники нахождения информации. Это может быть не только интернет-ресурсы или библиотека, но и бабушкин или мамин сундучок с рукоделием и поделками. Найденная там информация оказывается намного интереснее и привлекательнее. В исследовательской деятельности наиболее полно проявляются инициатива, самостоятельность, творческий поиск. |