СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Информация

Минобр

Блог

Главная » Материалы педагогов » Срочный конкурс "Лучшая разработка"

«Женские психологические портреты великих художников 19 века

Конспект урока

 

Составила учитель искусства и краеведения МАОУ «Лицей №5» г. Перми Т. В. Мухлякова

 

Тема: «Женские психологические портреты великих художников 19 века»

 

                                                                                     Любите живопись, поэты!

                                                                                                   Лишь ей, единственной, дано

                                                                                                   Души изменчивой приметы

                                                                                                   Переносить на полотно.

                                                                                                                              Н. Заболоцкий

 

Цели: рассмотреть особенности внутреннего мира человека через описание его внешности, позы, жестов, мимики, через гармонию его с окружающим миром; способствовать пониманию смысла и роли художественных средств, с помощью которых художник выражает свое отношение к изображенному, и осознанно употреблять их в собственном речевом высказывании; грамотно выстраивать модель высказывания по портретной живописи и выражать свое отношение к изображенному; развивать внимание к детали внешности, детали костюма, предметного окружения, развивать умение наблюдать, понимать психологическое состояние человека; воспитывать понимание того, что есть внутренняя красота и как она сочетается с внешностью.

 

Оборудование: портрет В. Боровиковского, репродукция картины В. Боровиковского «Портрет М. И. Лопухиной», портрет В. А. Серова, репродукция картины В. А. Серова «Портрет княгини О. К. Орловой», романс «Я вновь перед тобою…», стихотворение Я. Полонского «К портрету М. И. Лопухиной».

 

                                                   Ход урока

 

I. Вступительное слово учителя. Введение в тему.

     У ч и т е л ь. Ребята, сегодня у нас разговор пойдет о женских портретах. Выдающийся русский философ А. Ф. Лосев сказал однажды, что «тело – это живой лик души. По манере говорить, по взгляду глаз, по складкам на лбу по держанию рук и ног, по цвету кожи, по голосу, по форме ушей… я всегда могу узнать, что за личность передо мной». Портрет предполагает передачу внутреннего выражения сути, души человека, раскрытие человеческой личности.

     Давайте с вами попробуем вообразить за этими портретами человеческие судьбы, представить и понять характеры и время: прошлое, настоящее и будущее.

     Перед нами два женских портрета: портрет М. И. Лопухиной кисти В. Боровиковского и портрет О. К. Орловой художника В. А. Серова. Это признанные шедевры, они воплощают здесь представления своего времени о женской красоте. Разные художники и столь различны их героини. Кто они? Каков их духовный мир? Полный поэтичности и одухотворенности или же, наоборот, слишком зависимый от материальных благ?

    

     II. Работа над картиной В. Боровиковского «Портрет М. И. Лопухиной».

     У ч и т е л ь. Я предлагаю внимательно рассмотреть «Портрет М. И. Лопухиной» В. Боровиковского.

     Художник показал удивительную, почти неземную красоту, однако, увы, недолговечную – Лопухина скончалась в возрасте 22 лет. Но пока ничто не омрачает ее прекрасного лица – это подлинно гармоничный человек в расцвете красоты.

     Однажды Я. Полонский увидел этот портрет и написал экспромт, который так и назвал «К портрету М. И. Лопухиной».

 

        Ученица читает заранее подготовленное стихотворение.

           

                               Она давно прошла,

                               И нет уже тех глаз

И той улыбки нет,

Что молча выражали

Страданья – тень любви,

И мысли – тень печали.

Но красоту ее Боровиковский спас.

Та часть души ее от нас не улетела,

И будет этот взгляд

И эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить, страдать, прощать, молчать

 

Звучит романс «Я вновь перед тобою», слова В. Красова, музыка неизвестного автора.

 

У ч и т е л ь. Все это (и стихи, и музыка) подготовили нас к лучшему восприятию картины, и мне хочется вас спросить: какие же чувства у вас вызвала картина В. Боровиковского? Какими ощущениями наполнила? Какие художественные средства помогли художнику Боровиковскому достичь такого впечатления?

     «Мозговой штурм» - высказывания детей фиксируются на доске и в тетрадях, каждый говорит одну или две фразы: горделивая непринужденность, небрежная свобода жестов, капризно-своеобразный наклон головы, своевольный изгиб мягких губ, чуть прищуренные глаза, изысканно-томный облик, платье переливается, перехвачено голубым поясом, фиолетовая шаль, темно-розовый цветок и т.д.

 

У ч и т е л ь. К какому жанру можно отнести эту картину? (Интимный портрет, так как этот жанр призван был раскрыть глубокое личное, передать в «простых напевах к сердцу близкие чувсьва».)

 

У ч и т е л ь. Какова композиция картины? (В центре картины юная красавица М. И. Лопухина, парковый фон как бы раздвигает пространство и рамки картин, девушка будто бы отстраняется от людей, сливаясь с природой. Именно в природе – совершенное начало.)

 

У ч и т е л ь. Что мы можем сказать о ритме и линиях в картине? (Ритмы спокойны – контурам фигуры вторят изгибы крон деревьев, колосьев, васильков. Художник избегает угловатых форм, предпочитая плавные, закругляющиеся линии, что свидетельствует о гармонии души юной прелестницы.)

 

У ч и т е л ь. Итак, какими же еще средствами художник достигает потрясающего эффекта, что мы можем ощутить эту неземную красоту, обаяние юности, воплощение изящества и утонченности? (Конечно же, при помощи цвета.)

 

У ч и т е л ь. Колористическое решение холста продиктовано замыслом художника. Назовите эти тона. (Голубые, сиреневые, жемчужно-белые, золотистые. Нет ни единого резкого акцента. Все плавно, как в линиях и формах, указывает на гармонию.)

 

 

У ч и т е л ь. Дополняя ответы учащихся, хочу сказать, что Боровиковский «играет» блекло-переливчатыми цветами платья, свободно перехваченного широким голубым поясом, пышно распустившиеся светлые розовато-сиреневые розы щедро обнимают изящную фигуру Лопухиной, оставляя неотъемлемую часть ее изысканного томного блика. Легкие тени положены на мягко опущенную руку. Все это создает эффект воздушности, легкости и молодости. Никто не омрачает ее прекрасных черт – это подлинно гармоничный человек в расцвете красоты.

 

Присутствуют ли на картине образы-символы? (Розы – символ юности, духовной чистоты и красоты. Лилия – символ внутренней чистоты и невинности.)

 

У ч и т е л ь. Поэтически интимный характер паркового фона дает нам ключ к тайникам сердца портретируемой. Как бы отстраняясь от людей, она сливается с природой, которая властно вторгается в портрет: потемневшие столы деревьев, зеленые листья молодой поросли. Пышно распустившиеся розы обнимают талию Лопухиной.

       Художник таким образом намекает на незримые нити, связывающие человека и природу. Давайте отыщем «эти нити», вписывая в табличку эту «перекличку цветов и форм» в передаче одежды и пе     йзажа.

 

 

Одежда, внешность портретируемой

 

                           Пейзаж

                               1

                                2

Голубой пояс

Голубые васильки

Сиреневая шаль

Сиреневая роза

Голубизна напудренных волос

Голубовато-сиреневые тени

Головка девушки наклонена

Роза наклонена, как головка девушки

Молодой возраст портретируемой

Зеленые литься молодой поросли, как отражение молодости

Золотой браслет, золотые нити в поясе

Золотистые колосья пшеницы

Белое платье

Белые стволы берез

 

В ы в о д. Именно в природе совершенно начало. И перед нами подлинно гармоничный человек.

 

У ч и т е л ь. Какие же особенности внутреннего мира, кроме молодости и обаяния угадываются за описанием внешнего облика героини? Например, о какой черте характера скажут нам чуть приопущенные глаза героини и своевольный изгиб мягких губ? (Сосредоточенность характера, скрытая от постороннего взора. Пытливый ум, мечтательное состояние души и легкая ирония. Возможно, присутствует в характере изнеженность, капризность и избалованность ребенка наряду с чувственностью.)

 

У ч и т е л ь. Что хотел сказать художник данной картиной? Какую идею хотел донести до зрителя? (Этот шедевр – гимн красоте и молодости. В лирическом портрете воплощены и мечты, и надежды, которые нам дарит юность.)

 

З а д а н и е. Составьте связный текс, используя все полученные записи.

 

У ч и т е л ь. Прочитайте искусствоведческий текст, данный каждому на листах (На партах лежат перевернутые листы.)

       Какими средствами передает искусствовед М. Алпатов красоту и молодость М. Лопухиной? Найдите более яркие эпитеты, отражающие внутренние и внешние черты героини (неземной, удивительной, гармоничной). Совпадают ли они с вашим мнением? (Да.) В каком предложении заключена основная мысль текста? (Это подлинно гармоничный человек с расцвете красоты.) Найдите искусствоведческие термины и попытайтесь объяснить их значение с помощью словаря. Значение каких слов вам еще не понятно? Найдите их толкование по словарю.

 

 

III. Работа над картиной В. Серова «Портрет княгини О. К. Орловой».

 

Звучит романс П. Булахова «Не пробуждай воспоминаний».

 

- И мы переходим после прослушивания романса ко второму женскому портрету, уже другого художника В. Серова «Портрет княгини О. К. Орловой».

 

У ч и т е л ь. В. Серов относится не только к плеяде талантливейших художников мира. Он участвовал во всех значительных выставках Москвы и Петербурга. На всемирной выставке 1900 года в Париже его портреты были отмечены Большой почетной медалью – высшей наградой, в 1898 году он был удостоен звания академика. Художник был и человеком большого гражданского мужества: он вышел из состава действительных членов Академии художеств России в 1905 году в связи с расстрелом рабочих в Петербурге 9 января; в 1909 году В. Серов покинул московское училище, когда в обучении было отказано по политическим мотивам скульптору А. С. Голубкиной. Живописная свобода позволяла В. Серову показывать важную для художника «разновидность» красоты – внешнюю, рафинированную, изысканную. Причем моделями живописца при этом были светские дамы.

    Посмотрите на портрет княгини О. К. Орловой. Урожденная княжна Белосельская-Белозерская, жена генерал-майора князя В. Н. Орлова, начальника военно-походной канцелярии. Ольгу Константиновну считали самой элегантной дамой Петербурга, Константин Сомов говорил, что не видел другой женщины, которая умела бы «так носить туалеты, как носила их Орлова».

 

     Далее каждая группа должна составить вопросно-ответные задания, сохраняя логику и последовательность речевого высказывания (Бумеранг). Учитель во время обсуждения в группах выполняет роль консультанта.

 

П р и м е р н ы е   в о п р о с ы   и   о т в е т ы:

 

  1. Какое чувство вызывает у вас эта картина? (Иронию.)
  2. Что является причиной такого восприятия? (Контраст. Привлекательная женщина, в очень красивом и дорогом туалете, но со скучающим холодным и одновременно надменным взглядом.)
  3. Какие еще детали внешнего облика женщины способствуют такому восприятию? (Огромная, несколько нелепая шляпа, наверное, тоже очень дорогая; руки, сжимающие роскошные меха и нить жемчуга – своеобразный символ жизненных приоритетов.)
  4. Что вы можете добавить к сказанному о позе княгини? (Эффектный поворот головы; выразительная поза, но одна нога согнута в колене, поэтому силуэт получился не плавным, а острым. Нога напоминает изящную женскую сигарету, но согнутую.)
  5. Что еще способствует в картине усилению эффекта остроты, «угловатости»? (Фигура княгини помещена в угол комнаты с великолепным интерьером.)
  6. Какую роль играет интерьер в раскрытии замысла художника? (Дорогие, красивые вещи расположены таким образом, чтобы, с одной стороны, зрительно «занизить» фигуру княгини; а с другой, они (вещи) на картине играют равноценную роль, то есть человек рассматривается как предмет, вещь красивого, великолепного интерьера.)
  7. Какую же идею хотел донести до своего зрителя художник? (Внешняя привлекательность не равна внутренней. Самое главное – духовная красота.)
  8. Индивидуальное устное речевое высказывание.

 

 

IV. Заключение. Подведение итогов урока.

 

У ч и т е л ь. Итак, ребята, оба художника передали нам редкую красоту одной и другой героини.

    И мы теперь понимаем с вами, рассмотрев оба портрета, что никакая блистательная красота не может восполнить или заслонить надменность и холодность души. Благодаря таланту художников героини предстают перед нами как живые со своим характером, мечтами, надеждами. Две удивительные женщины, столь различные меж собой и все же прекрасные – М. И. Лопухина и О. К. Орлова, и никакое время не властно над их молодостью и красотой.

 

У ч и т е л ь. Любите живопись, поэты!

  Лишь ей единственной дано

  Души изменчивой приметы

  Переносить на полотно.

 

Звучит романс «Признание» на стихи Н. Заболоцкого.

 

Домашнее задание. Подготовить статью для искусствоведческого словаря о портрете Лопухиной и Орловой.

Материал в полном объеме представлен в архиве

Категория: Срочный конкурс "Лучшая разработка" | Добавил: admin (23.11.2015)
Просмотров: 527 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик