СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Информация

Минобр

Блог

Главная » Материалы педагогов » Срочный конкурс "Лучшая разработка"

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ
 

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств №1», г. Сургут

 


 

«ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

И РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ»

 

 

Номинация: «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор проекта:

Бордюгова Светлана Ивановна,

преподаватель хоровых дисциплин

высшей квалификационной категории

 

г. Сургут

2015год

 

Краткое описание

Проблема духовно-нравственного воспитания и развития культурной личности, обладающей устойчивой системой ценностных ориентаций, способной к творческой самореализации во всех сферах деятельности, находится в центре внимания современного образования, педагогической науки и культуры и будет актуальна всегда, пока существует человеческое общество.

Очень важно дать понять детям представление о нравственных ценностях и привить им навыки нравственного поведения. Духовно-нравственное воспитание является процессом, направленным на формирование и развитие личности ребёнка, предполагает становление его отношения к Родине, обществу, коллективу, труду.

Ведущая педагогическая идея педагогического проекта – в организации и взаимодействии многообразных форм творческой концертно-исполнительской деятельности, направленных на духовно-нравственное и эстетическое воспитание учащихся хорового отдела ДШИ. Педагогический процесс воспитания и творческого развития учащихся представлен во всём разнообразии приёмов и способов коллективного, группового и индивидуального самовыражения обучающихся.

Проект направлен на формирование у обучающихся исполнительской культуры, развитие знаний и умений, связанных с усвоением способов вокально-хоровой техники, на развитие эстетического вкуса и воспитание любви к хоровому искусству.

Проект ориентирован на детей от 7 до 15 лет и по своей доступности и эффективности может применяться в школьных учреждениях любого типа и включает как теоретическую базу, так и уже имеющийся практический результат и достижения.

 

Актуальность

В современных социально-экономических условиях целью дополнительного образования является культурное развитие обучающихся, создание возможностей совершенствования их в творческой деятельности. При этом особую значимость приобретает формирование духовно-нравственной культуры детей, предусматривающее непрерывное движение к высшим человеческим идеалам и ценностям.

Самым доступным источником, в котором ребенок может почерпнуть для себя какие-либо моральные правила, нравственные представления, является музыка. Она учит красоте, доброте, сочувствию, любви, отзывчивости друг к другу, способствует обогащению и накоплению жизненного опыта учащихся. Целью концертно-исполнительской деятельности является не только правильное и гармоничное развитие индивидуальности исполнителей, их музыкальных, слуховых, интонационных, ритмических способностей, но и воспитание личности духовным, нравственным и эстетическим содержанием самого процесса пения, направленного на ценностно-смысловое постижение окружающей действительности и самого себя.

 

Цель - формирование духовно-нравственных ориентиров и воспитание культуры поведения обучающихся в процессе концертно-исполнительской деятельности.

Задачи:

Воспитательные:

- воспитание духовных и нравственных качеств обучающихся через ознакомление с историческими и культурными ценностями вокально-хоровой литературы;

- накопление нравственно-эстетических впечатлений от общения с искусством (глубинное переживание художественных образов, умение многранно постигать мироощущения человека в произведениях различных видов искусств);

- формирование коммуникативных навыков – сотворчества, сотрудничества, сопереживания.

Развивающие:

- расширение кругозора обучающихся через знакомство с музыкальными произведениями различных художественных стилей и эпох;

- обогащение эмоционального мира ребенка;

- развитие художественного вкуса и высокой социально-творческой активности всех участников образовательного процесса.

Мотивационные:

- выявление и распространение наиболее эффективных методик и новых направлений в духовно - нравственном воспитании личности;

- поиск новых организационных форм исполнительской деятельности, адекватных современным социокультурным целям;

- внедрение инновационных разработок в сферу образования, содействующих духовно- нравственному развитию детей и молодежи.

 

Ресурсы

Информационные ресурсы: нотный материал; фонотека; интернет-ресурсы; театры; филармонии; видео, фотоматериалы.

Человеческие ресурсы: преподаватель; концертмейстер; учащиеся 1-8 классов ДШИ.

Организационные ресурсы: проект реализуется в различных учреждениях культуры и образования в сотрудничестве с организаторами концертных, воспитательных и просветительских мероприятий.

Материально-технические ресурсы: хоровой класс; фортепиано; концертные площадки; хоровые станки; методическая литература; хоровые костюмы; мультимедийная установка (экран, проектор, музыкальный центр, СД, ДВД диски);

Финансовые ресурсы - финансовые затраты для гастрольных выступлений.

Партнеры

- образовательные учреждения города и социальные учреждения;

- родители обучающихся.

 

Участники. Психологическая целесообразность

Основными субъектами, вовлеченными в осуществление опыта, являются дети в возрасте 7 – 15 лет. Одной из трудностей подросткового возраста является осуществление самоконтроля эмоциональной сферы. Формированию и развитию такого ценного качества, как умение владеть собой, наиболее эффективно способствует творческая деятельность. Вокально-хоровое исполнительство – активная форма музыкальной деятельности, в которую включены все важнейшие психофизиологические системы человека, что определяет огромные возможности этого вида искусства в процессе становления личностных качеств человека. Уже само участие в творческой деятельности позволяет ребенку осознать необычные, неординарные качества своей личности. Это порождает эмоции успеха, создаёт положительное отношение к жизни. Для юных исполнителей важно то самочувствие, то психическое состояние, при котором были достигнуты творческие успехи.

 

Формы вокально-хоровой деятельности

В основу главного средства, обеспечивающего реализацию педагогического проекта, положена организация взаимодополняющих форм концертных выступлений (индивидуальных и коллективных) в рамках Детской школы искусств и за её пределами. Упорядоченная система способов педагогического взаимодействия обеспечивает развитие исполнительских навыков учащихся в различных творческих проектах: концертах, фестивалях, конкурсах, творческих встречах, мастер-классах.

Урок-концерт – воспитательные задачи такого вида исполнительской деятельности – формирование культуры поведения учащихся на концерте. Такая форма деятельности носит творческий характер, формирует понимание нравственной сущности искусства, воспитывает осознанное отношение к пению, тем самым помогает развить интерес учащихся к вокально-хоровому искусству.

Тематические концерты концерты, посвященные какой-либо теме, событию. Отличаются жизнерадостностью, яркостью, занимательностью, зрелищностью, поэтому обеспечивают участникам хорошее настроение и творческую праздничную атмосферу.

Концерты-праздники - Специальная направленность таких выступлений – торжественная форма проведения, праздничная атмосфера – является благодатной почвой развития у обучающихся необходимых навыков эстетического восприятия и формирования их музыкально-эстетической культуры.

Творческое сотрудничество - коллективное исполнительство на подобных концертах способствует проявлению творческого потенциала участников в совместной деятельности. Такие творческие проекты также направлены на знакомство обучающихся с разнообразными  жанрами камерно-инструментальной, оркестровой музыки: оркестром народных инструментов, симфоническим оркестром, камерным струнным оркестром.

Конкурсы и фестивали - выполняют познавательную и воспитательную функции. Они пробуждают у обучающихся интеллектуальную, волевую и эмоциональную энергию, дух соревновательности, формируют характер и ряд жизненно важных качеств. Учащиеся постигают механизмы саморегуляции и самоконтроля, что является основой сценической культуры. Традиционными задачами их являются пропаганда музыкального искусства, развитие культурных связей, выдвижение молодых талантов в области музыки.

В соответствии с психологическими возможностями учащихся разного возраста разработаны различные виды вокально-хоровой исполнительской деятельности: хоровое пение, хоровой ансамбль, вокальный ансамбль, дуэты, трио, квартет, сольное пение.

Хоровое пение создает нравственно-психологическую среду для постоянного самообразования и самосовершенствования учащихся, для творческого роста как в области вокально-хоровой деятельности, духовно - нравственного развития, так и в сфере культуры общения.

Малые формы вокально-хорового исполнительства – хоровой ансамбль, вокальный ансамбль, дуэты, трио, квартеты – предоставляют широкие возможности для обучения, воспитания и развития учащихся. Объединение учащихся в условные временные «микрогруппы» позволяют обеспечить индивидуальный подход к их вокально-хоровому развитию.

Использование индивидуально-групповой формы работы позитивно влияет на развитие навыков ансамблевого исполнительства:

- творческое взаимодействие солистов на сценической площадке;

- формирование основ сценического мастерства;

- опыт взаимодействия в диалоге, умение слушать себя и партнера;

- выработка единой трактовки музыкального произведения;

- соподчинение музыкально-образных представлений общим исполнительским целям и задачам.

 

Основное содержание педагогического проекта

Оптимизировать процесс формирования и развития эстетического, эмоционально-чувственного и ценностного сознания обучающихся можно при условии вовлечения их в концертно-исполнительскую деятельность. Такая форма творческого самовыражения основана на большой эффективности ее эстетико-воспитательного воздействия на духовный мир слушателей и самих певцов.

Основными компонентами содержания системы являются: воспитательная направленность концертно-исполнительской деятельности, духовно-нравственная насыщенность репертуара. Составление репертуарного плана основывается на принципах культуросообразности, социообразности и историзма.

Воспитание нравственности – концерты, направленные на воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Воспитание духовности – исполнение образцов вокально-хорового творчества композиторов в контексте стилевых и жанровых особенностей различных эпох, духовных сочинений – рождественских и пасхальных песнопений, детских духовных песен, авторских духовных произведений. В них таится огромный потенциал духовно-нравственного воспитания, формирования культуры чувств, развития эмоциональной сферы личности обучающихся. Духовная музыка помогает обратить детей к совести, добру, красоте, благородству, внутренней дисциплине, философскому осмыслению окружающего мира; способствует развитию чувства любви и сострадания к человеку, внимательному и бережному отношению к природе; воспитывает чувство красоты, гармонии, взывает к милосердию.

Воспитание толерантности – представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Воспитание гражданственности, патриотизма – ориентировано на формирование у учащихся высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его защите,   любви к России, своему народу, своему краю.

Эстетическое воспитание ценностное отношение к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, красоте, гармонии, любви, внимательному и бережному отношению к природе.

Воспитание традиций народного музыкального творчества - приобщение учащихся к истории различных народов, стимулирование роста духовности через примеры высокого народного творчества.

Воспитание дружбы, уважения к культуре других стран исполнение произведений народов разных стран.

Концертно-исполнительская деятельность объединяет всех участников творческого процесса одним художественно-этическим направлением, единым стремлением к художественному, эстетическому, нравственному и творческому совершенству, цивилизованному развитию. Познание радости творческого процесса в коллективе детей и подростков становится основой духовно-нравственного воспитания личности.

Концертно-исполнительская деятельность активизирует творческий потенциал, благоприятствуя росту творческой индивидуальности; повышает качество исполнительской подготовки; вызывает чувство удовлетворения от процесса обучения; подводит учащихся к внутренним «открытиям» себя как артиста, «открытию» в себе новых творческих возможностей; развивает и обогащает эмоциональную, волевую и интеллектуальную сферы личности, ее духовное начало; воспитывает артистичность, музыкальный вкус.

Инновационная направленность представленной воспитательной программы отражается:

- в создании условий для организации различных видов вокально-хоровой исполнительской деятельности, учитывающих жанровые и стилистические особенности хорового искусства в единстве с психологическими возможностями обучающихся разного возраста;

- в содержательном наполнении интегрирующего начала всех уровней концертно-исполнительской деятельности учащихся: от учебно-воспитательного процесса на уроке до организации художественно-образовательного пространства в школе, городе, округе, стране.

В реализации проекта мы опирались на следующие методы:

  1. Метод развивающего обучения, который обеспечивает эмоциональное стимулирование учебной деятельности, творческих способностей и личностных качеств обучающихся.

  2. Метод создания ситуации успеха, который способствует возникновению у обучающегося чувства уверенности в себе, в собственных силах и существенно облегчает сам процесс самореализации.

 

Результаты и социальный эффект

Развитие и воспитание учащихся в процессе концертно-исполнительской деятельности отражает:

- формирование нравственного смысла учения;

- принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- формирование ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

- опыт социальной и межкультурной коммуникации.

- приобретение исполнительских знаний и умений, проявление артистизма на основе практики;

- адаптация к сценическим ситуациям, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

- преодоление стрессовых состояний во время концертных выступлений, превращение выхода на сцену в привычное и вместе с тем волнующее, праздничное, итоговое событие.

Концертно-исполнительская деятельность становится для учащегося своеобразным социумом, в которой он моделирует свои отношения с людьми. Обстановка доброжелательности, взаимопонимания и взаимоуважения, атмосфера совместного преодоления трудностей, товарищества, открытости, определённая духовная комфортность способствует наиболее полному раскрытию духовного мира ребенка, формированию положительных нравственных и этических качеств личности.

Творчество формирует позитивную направленность человека, смягчает факторы негативного воздействия окружающей среды, сближает детей, родителей и преподавателей, превращая их в единый коллектив. В творческой деятельности можно с большой степенью достоверности выявить подлинную структуру межличностных отношений учащихся, их социальный статус. Приобретённые качества  влияют на духовный рост учащихся.


 

Список использованной литературы

  1. Жданова Т.А. Организация учебного процесса в детском хоре. – М., 2010г.

  2. Игумен Георгий (Е. В. Шестунов). Духовно-нравственное становление личности в православной традиции //Журнал «Педагогика». - № 4. - 2006.

  3. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. – М., 1960.

  4. Левин В.А. Воспитание творчества. – М.: Знание, 1977.

  5. Леонтьева О. Как сделать современное образование продуктивным //Школьные технологии. - №4. - 1999.

  6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Наука, 1975.

  7. Мелик-Пашаев А. А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно – творческого развития школьников //Вопросы психологии. - № 1. - 1989.

  8. Молзинский В.В. Проблемы изучения современных тенденций музыкального развития молодежи. – М., 1986.

  9. Мигдал А. Психология творчества // Наука и жизнь. - №2.- 1976.

  10. Малахова И.А. Развитие креативности подростков в процессе художественной деятельности. – Минск, 1995.

  11. Матис Т.А. Изучение психологических новообразований совместной учебной деятельности школьников //Формирование учебной деятельности школьников. – М., 1982.

  12. Медушевский В.В. Целостность социалистической музыкальной культуры как условие гармонического развития личности //Муз. искусство и формирование нового человека. – Киев, 1982.

  13. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. // Вопросы психологии. - № 5. - 1994.

  14. Николаев А.В. Реализация социально - педагогического потенциала досуга в центрах детского и юношеского творчества. – М., 1995.

  15. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. – М.: Просвещение, 1978.

  16. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. – М.: Известия АПН РСФСР, 1961.

Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки. – М.: Посвещение, 1977.


 


 

 

 
Категория: Срочный конкурс "Лучшая разработка" | Добавил: bordyugova2013 (03.11.2015)
Просмотров: 2593 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Педагогический проект составлен в соответствии с требованиями и содержит пояснительную записку, цели, задачи, содержание проекта,  предполагаемые результаты и список используемой литературы. Реализация проекта поможет педагогам активизировать творческий потенциал воспитанников и благоприятно воздействует на рост творческой индивидуальности.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик